Найти в Дзене

Теории происхождения государства

Существует множество теорий возникновения государства. Все они с различной полнотой отражают те или иные стороны данного процесса. Основными из них являются следующие. Теологическая теория. Теологическая теория (от греч. теос – Бог, логос – учение, т.е. учение о Боге, богословие) зародилась еще в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае. На Западе ее сформулировал в XIII в. Фома Аквинский, автор современной католической доктрины. Суть теории заключается в том, что государство является результатом воплощения божественной воли («всё от Бога»). Следовательно, государство, его институты, власть существовали изначально, являются незыблемыми, святыми; их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли человека. Религиозное обоснование существования государства предполагает, что последнее должно защищать религиозные устои. Достоинства данной теории: очевидно, что становление первых государств было поддержано авторитетом религии, а многие монархические династии выводили свои родословны

Существует множество теорий возникновения государства. Все они с различной полнотой отражают те или иные стороны данного процесса.

Основными из них являются следующие.

Теологическая теория. Теологическая теория (от греч. теос – Бог, логос – учение, т.е. учение о Боге, богословие) зародилась еще в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае. На Западе ее сформулировал в XIII в.

Фома Аквинский, автор современной католической доктрины. Суть теории заключается в том, что государство является результатом воплощения божественной воли («всё от Бога»). Следовательно, государство, его институты, власть существовали изначально, являются незыблемыми, святыми; их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли человека. Религиозное обоснование существования государства предполагает, что последнее должно защищать религиозные устои.

Достоинства данной теории: очевидно, что становление первых государств было поддержано авторитетом религии, а многие монархические династии выводили свои родословные непосредственно от божеств (египетские фараоны, императоры Китая и Японии и др.); способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Главный недостаток теории состоит в том, что она основана на вере в Бога, а не на проверенном научном знании, относится к сфере верований, а не знаний. Для верующего человека эта теория незыблема, а для атеиста – антинаучна.

Патриархальная теория. Её основоположниками являются древнекитайский философ Конфуций (551–479 гг. до н.э.) и древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Суть патриархальной теории заключается в том, что государство возникает из разросшейся семьи (т.е. государство – своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей, где старшие обязаны заботиться о младших, а младшие обязаны подчиняться старшим). Следовательно, власть правителя (короля, императора и др.) является продолжением отцовской власти в семье.

Достоинства данной теории: способствует сплочению общества, почитанию носителей государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Главным недостатком является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Между тем, государственная власть основана на приоритете территориальных связей и гражданства над кровно-родственными связями.

Договорная теория. Истоки договорной теории восходят к трудам древнегреческого философа Эпикура (341–270 гг. до н.э.). Авторами её современной трактовки являются голландский ученый Г. Гроций (1583–1645), англичане Т. Гоббс (1588–1679) и Дж. Локк (1632–1704), француз Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), наш соотечественник А.Н. Радищев (1749–1802).

Договорная (естественно-правовая относительно возникновения права) теория утверждает, что в основе государства лежит так называемый «общественный договор».

Смысл этой идеи заключается в следующем: первоначально люди находились в догосударственном (естественном, первобытном) состоянии; каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех» (по Т. Гоббсу) либо к тому, что люди жили в состоянии естественной свободы и равенства (по Ж.-Ж. Руссо); в результате «войны всех против всех» неорганизованное общество могло уничтожить само себя, но даже при естественной свободе свобода не была обеспечена, а права человека не гарантировались и могли быть нарушены; чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от всех (Т. Гоббс) либо от части своих прав и интересов (Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк) в пользу создаваемого государства ради взаимного выживания и гарантированности естественных прав; в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты прав – государство.

Достоинства теории: сделан шаг к признанию гражданского общества, первичного по отношению к государству; фактически выдвинут принцип народного суверенитета – власть производна от народа и принадлежит народу, а правители только уполномочены народом управлять государством; государственные структуры, властные органы существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе.

Недостатки теории: «общественный договор» – скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями – в результате войн, насилия и иных условий; общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и в отдельные периоды даже враждебные друг другу.

Теория насилия. Основоположниками теории насилия являются австрийский юрист и социолог Л. Гумплович (1838–1909), немцы К. Каутский (1854–1938) и Е. Дюринг (1833–1921) и др.

Суть теории: государство возникло путем акта насилия, завоевания одним более сильным народом (как правило, кочевым) другого (как правило, оседлого) более слабого народа. Для удержания в повиновении завоёванных народов завоеватели создают государство, а сами образуют политически господствующее сословие (класс).

В пользу теории насилия говорит то, что насилие действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство, а история изобилует примерами, когда основание государств происходило параллельно с актом завоевания.

Недостатком теории является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным, а только одним из факторов, повлиявших на возникновение государства. Предпосылки возникновения государственности – это внутренний процесс, а внешнее насилие может его только ускорить или замедлить.

Марксистская теория. Основоположники марксистской теории – немецкие ученые К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895), развивал её В.И. Ленин (1870–1924).

Суть теории заключается в том, что государство возникло на классово-экономической основе: произошло разделение труда (земледелие и скотоводство, ремесло и торговля); возник прибавочный продукт; в результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукта) произошло расслоение общества на классы – эксплуатируемых и эксплуататоров; появились частная собственность и публичная власть. Для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми был создан специальный аппарат принуждения – государство. Соответственно, государство – это «машина для подавления одного класса другим» (Ф. Энгельс), «для поддержания господства одного класса над другим» (В.И. Ленин).

Достоинство: теория имеет рациональное зерно – экономические предпосылки возникновения государств, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами – классов.

Недостатками является следующее: вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних (экономически сильных) классов над другими. Очевидно также, что помимо экономических предпосылок, существенное влияние на возникновение государств оказывали духовные факторы, религия и др.

Патримониальная теория. Основоположник патримониальной теории – немецкий исследователь А. Галлер (1708–1777).

Суть теории: государство возникло из права собственности на землю (патримониум), а политическая власть – из власти землевладельца. Право владения землей распространилось и на проживающее на ней население.

Достоинство теории: теория имеет рациональное зерно – одной из причин появления государства было выделение фактического класса владельцев земельных угодий и возможное их объединение.

Недостатки теории: вряд ли правильно рассматривать само понятие землевладения (тем более, право собственности) до появления государства, без существования которого оно невозможно.

Психологическая теория. Истоки психологической теории восходят к идеям мыслителей Древнего Рима: Цицерон (106–43 гг. до н.э.) и др.

Основоположниками современной интерпретации являются россиянин Л.И. Петражицкий (1867–1931), австрийский врач 3. Фрейд (1856–1939), французский криминалист Г. Тард (1843–1904) и др.

Суть теории: государство возникло благодаря особым свойствам психики человека, потребности одних властвовать над другими людьми и стремлению других подчиняться, подражать.

Достоинства теории: отчасти она обоснована. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процесс образования государства.

Недостатки теории: данная теория не учитывает другие факторы возникновения государства – социальные, экономические, политические.

Психологические факторы не были решающими в процессе формирования государств.

Ирригационная (гидравлическая) теория. Основоположник ирригационной теории – немец К. Виттфогель (1896–1988), частично к ней склонялся К. Маркс («азиатский способ производства»).

Суть теории: государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их водных ресурсов (ирригация). Объективно существующая потребность организовывать массы людей на строительство ирригационных сооружений (каналов, дамб и др.) инициировала создание государств.

В пользу данной теории говорит тот факт, что первые государства действительно возникли в долинах крупных рек (Египет – в долине Нила, Китай – в долинах Хуанхэ и Янцзы, Вавилон, Шумер и Аккад – в долинах Тигра и Евфрата) и имели в своем появлении определённую ирригационную основу.

Недостатком теории является то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: в горных, степных и других регионах).

Органическая теория. Основоположники органической теории – англичанин Г. Спенсер (1820–1903), француз Р. Вормс (1862–1926) и др.

Суть теории: государство возникает и развивается подобно биологическому организму, является результатом действия сил природы: люди образуют государство, как клетки – живой организм; государственные

институты подобны частям организма: правители – головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы – кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам и т.д.; между государствами, как и в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные (то есть самые разумно организованные). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.). Сильные народы завоёвывают и растворяют в себе слабые (определённые аналогии с теорией насилия).

Достоинствами теории является следующее: восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма; признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма.

Недостатками данной теории является следующее: прямое проецирование биологических законов на жизнь общества, необоснованная биологизация и вульгаризация общественной жизни; отсюда отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

Теория инцеста (кровосмешения). Основоположник теории – французский антрополог и философ К. Леви-Стросс (1908 - 2009).

Суть теории: государство возникает после появления в обществе запрета на инцест (кровосмешение), которое вело к рождению неполноценных детей. Внутри общины выделились специальные органы для контроля за соблюдением данного запрета, которые стали прообразом государственных органов.

Достоинством теории является то, что она подчеркивает социальный аспект появления государства, его примат над биологическими причинами.

Недостатком данной теории является то, что она не учитывала следующего факта: в первобытном обществе запрет на инцест соблюдался, как правило, добровольно, и специального аппарата для этого не создавалось.

Расовая теория. Основатель расовой теории – француз Ж. Габино (1816–1882).

Суть теории: существуют высшие расы, физически и психически полноценные (прежде всего, белая раса), и низшие, неполноценные расы (прежде всего, негроидная и монголоидная). Высшая раса создаёт государства, а представителям низших рас уготована участь подчиняться представителям высшей расы. Следовательно, появление государства связано с необходимостью обеспечения господства высших рас над низшими. Очевидно, что это недемократическая, негуманная теория.

Существуют и другие теории возникновения государства:

· космогоническая (государство, как и сам человек «занесены из космоса»);

· волюнтаристская (создание государств – проявление воли сильных личностей);

· историческая (появление государства – проявление «духа народа») и др.

Ни одна из этих теорий в полном объёме не объясняет происхождение государства как планетарного явления, но объясняет разные стороны этого процесса или возникновение отдельных государств. Этому способствует сложность и многогранность самого процесса возникновения государств, а также конъюнктурные искажения осмысления данного процесса в угоду вождям, мнению «прогрессивной общественности». При этом часто допускается смешение проблем возникновения государств с обоснованностью подчинения государственной власти и др. Вероятно, создать теорию, объясняющую возникновение не конкретного, а любого государства в силу многослойности и разнообразия этого процесса невозможно. Но это не исключает необходимости выделения наиболее общих предпосылок их возникновения.