Найти в Дзене

Эпизод III: "Месть времени". За грехи наши

Деревянная книга. Эпизод III: Месть времени Глава 1. За грехи наши Вы самые умные? Крайне неприятный вопрос и надо на него ответить. К сожалению, нет. С высоты опыта можно сказать о том, что некоторые вещи на церкви были сделаны неправильно. Первое и оно же ключевое – церковь построена неправильно (вариант, не идеально). Да и материал церкви тоже не идеальный, в основном – сосновые бревна, которые не вечные. Не вечные в прямом смысле, пару нижних венцов церковь уже потеряла и это удалось доказать. Сколько венцов она реально потеряла за 300 лет никто вам не скажет. В деревянных жилых домах есть негласное правило – «один хозяин, один венец». Другими словами, сколько у дома было хозяев, столько венцов он и теряет. Кроме естественных физических потерь есть и другие. В частности, основные несущие стены были деформированы и причины разных выпучиваний и смещений известны. За очень красивую постройку, которая краше всех других церквей, за гордыню пришлось платить всю жизнь серебром, мозолями и
Кижский архитектурный ансамбль и дом Ошевнева (вчерний закат)
Кижский архитектурный ансамбль и дом Ошевнева (вчерний закат)

Деревянная книга. Эпизод III: Месть времени

Глава 1. За грехи наши

Вы самые умные?

Крайне неприятный вопрос и надо на него ответить. К сожалению, нет. С высоты опыта можно сказать о том, что некоторые вещи на церкви были сделаны неправильно.

Первое и оно же ключевое – церковь построена неправильно (вариант, не идеально). Да и материал церкви тоже не идеальный, в основном – сосновые бревна, которые не вечные.

Не вечные в прямом смысле, пару нижних венцов церковь уже потеряла и это удалось доказать. Сколько венцов она реально потеряла за 300 лет никто вам не скажет. В деревянных жилых домах есть негласное правило – «один хозяин, один венец». Другими словами, сколько у дома было хозяев, столько венцов он и теряет.

Кроме естественных физических потерь есть и другие. В частности, основные несущие стены были деформированы и причины разных выпучиваний и смещений известны.

За очень красивую постройку, которая краше всех других церквей, за гордыню пришлось платить всю жизнь серебром, мозолями и массой убитого времени на ремонты. К слову, ремонты каждые 50 лет, в смысле крупные ремонты.

Вот и мучились местные жители со своей ненаглядной постройкой через одно поколение (одно поколение - 20-30 лет). Чинили, ремонтировали, поновляли. Очень упорные были люди.

Потом церковь у них отжали, объявили памятником архитектуры. С той поры вся ответственность за деревянной постройкой на государстве. Огрехи старых строителей и ремонтников перешли в наследство автоматически новым владельцам.

А государство (владельцы) это кто? Официальная версия говорит о том, что первые реставрационные работы проводились под руководством молодого московского архитектора Александра Викторовича Ополовникова. Всё на первый взгляд верно.

Верно, да часть информации скромно замалчивается. Архитектора пригласили на объект поработать органы власти Карело-Финской ССР (1940-1956 гг.) в лице конкретного человека, о чем сам мэтр никогда не скрывал и даже рассказывал на кинопленку.

Цитата: «Важную личную роль сыграл в создании архитектурного заповедника в Кижах начальник Управления по делам архитектуры Дмитрий Сергеевич Масленников».

Имя и личность Дмитрия Сергеевича затерта во времени. Причина проста – его никто не помнит и это не медийная личность, в отличие от многотомного московского архитектора. Масленников, кстати, нашел и привлек к реставрационным работам в Кижах первого бригадира плотников-реставраторов, а именно легендарного Михаила Кузьмича Мышева.

Не суть. Суть в том, что архитектору была поставлена государством конкретная задача – создать музей деревянного зодчества под открытым небом. Задача на концептуальном уровне была выполнена блестяще!

Старые православные храмы моментально превратились в шедевры деревянного зодчества, но есть нюанс. Сей нюанс прост как три копейки – сняли старую тесовую обшивку со стен двух церквей и... моментально получили массу проблем. Но музей то создали. А проблемы пусть решают другие. Месть времени началась уже для новых красных поколений. Православная история церкви и прихода из местных жителей окончательно закончилась.

Очень важно понять! Я настаиваю, что реставрация церкви была начата Ополовниковым в 1950-е годы и завершилась только в ноябре 2019 года.

После реставрации под руководством Ополовникова начались проблемы, об этом говорить не принято, но факт. Чисто теоретически такого быть не должно. Любой отреставрированный объект после проведенных работ должен стоять лет 50, о чем нам говорит и история самой церкви. А тут другой случай, значит – реставрация была сделана не верно и требовалось исправление ошибок.

Если читать архивы, то до конца жизни можно перечислять исследователей Преображенской церкви в 1970-е. Работой были обеспечены все лидеры строительной науки и даже научные институты. Все пытались купировать проблемы возникшие после гениальной реставрации.

Все, кроме самого Александра Викторовича. Совершенно мистическим образом церковь его больше к себе не подпускала. Это месть? Думайте как хотите, однако в этом что-то есть.

Если коротко, то в 1960-70-х годах церковь начала падать. Направление – северо-восток. Надо было срочно что-то делать. Но вот что конкретно? Объявили всесоюзный конкурс на разработку концептуальных путей сохранения объекта.

Не буду искажать события, просто представьте всесоюзный кипишь вокруг этого объекта. Обоснованно или нет, но один из проектов победил и церковь закрыли на реставрацию. Закрыли в 1980, а открыли в 2021. До 1980 она еще как-то держалась из последних сил. Как вы помните та реставрация закончилась полным фиаско и провалом. От себя могу только добавить, что не реставраторы её закончили, их выперли с объекта не дав доработать.

Очень символично, церковь отомстила коммунистам и красным архитекторам, вырастила новое не замазанное поколение и, наконец, заставила себя уважать.

От лихих решений с маханием шашками (реставрация 1950) до тщательнейшей реставрации (начало 2010) прошло 60 лет. А это три поколения людей, специалистов. Так кто мы, умные?

Впрочем, эта книга пишется для следующего поколения, чтобы понимали и не зарывались. Очень показательно церковь сама расставила всё и всех по своим местам, а моя техническая задача только рассказать вам, как она это сделала.

Далее, на тонкую ниточку начнём нанизывать небольшие жемчужинки-факты и делать рассказ о каждом реставраторе нового поколения. Хотелки архитекторов, их ошибки, а также итоги работ, всё для вас будет написано.

P.S. Деревянная книга пишется реставраторами и о реставраторах. Книга будет рано или поздно издаваться на народные деньги. Уже собрано почти 6000 рублей. Можно поддержать через донаты или перевод +7921-22-33-263 Александр Сергеевич К.

Эпизод I: "Незримая угроза". Глава 1. Дом Бога большой, а я маленький

Эпизод I: "НУ". Глава 2. Первое прикосновение

Эпизод I: "НУ". Глава 3. Кошель 150-летних проблем

Эпизод II: "Накат реставраторов". Глава 1. Орден иезуитов

Эпизод II: "НР". Глава 2. Тонна аргументов «за»

Эпизод II: "НР". Глава 3. Фитилек загасили или первые работы на церкви

Эпизод II: "НР". Глава 4. Только рюмка водка на столе