Кинособытия "Киноамнезии". Выпуск сорок четвертый.
Минкульт с 1 сентября вводит новый запрет, чтобы наше кино стало еще более правильным и скрепным. О том, каким фильмом скажут "нет" в первый день осени, - в этом субъективном обзоре.
Тонкости запрета
На портале официальной правовой информации появился обновлённый приказ Минкульта, где пункт о выдаче прокатных удостоверений дополнен фразой: «не допускается распространение информации, содержащей пропаганду отказа от деторождения».
Формулировка, как обычно, туманна. Но смысл понятен: героиня, которая живёт без детей и при этом счастлива, — уже потенциальная угроза идеологической стабильности. Сценарий, в котором семейная жизнь не становится главным смыслом бытия, — под подозрением.
И самое тревожное: новая пятилетняя запретительная норма начинает действовать с 1 сентября 2025 года. Формально — это не цензура. Но на деле — акт предупреждения, а значит, производители контента, скорее всего, начнут «перестраховываться» заранее.
Анна Каренина - враг скреп?
К слову, под запрет могут попасть не только драмы про бизнесвумен, но и герои классической русской литературы.
«Лев Николаевич Толстой — мой любимый писатель. Его творчество — оплот русской классической литературы. Что говорит Анна Каренина, одна из героинь Толстого, Долли: «Подумай, у меня выбор из двух: или быть беременною, то есть больною, или быть другом, товарищем своего мужа». Далее — что отвечает крестьянка на вопрос: «А есть ли у вас дети?», который ей задала Долли Облонская: «Была одна девочка, да развязал бог, постом похоронила. Чего жалеть? У старика внуков и так много. Только забота. Ни тебе работать, ни что. Только связа одна». Это только «Анна Каренина». То же самое мы можем найти и в романе «Война и мир» Толстого», — сказала ForPost социолог Анна Очкина.
И неважно, что Толстой вовсе не пропагандировал бездетность. Наоборот, он был консерватором, имел тринадцать детей и считал семью основой нравственности.
«Но у Льва Николаевича глаза были, чувства. Он понимал, как может быть жизнь устроена. Да, звучат спорные фразы, но никакой пропаганды в его творчестве содержаться не может».
При этом она не исключает, что после вступления в силу нового запрета Минкульта «опасные» фразы могут быть вырезаны из новых экранизаций «Анны Карениной» и «Войны и мира». Причина - от греха подальше.
Запретительная логика
Психолог Антон Кузнецов напоминает: кино и сериалы влияют на нас, потому новый запрет Минкульта понятен. При этом он не учитывает одного - искусство гораздо сложнее запретов.
Если героиня — бизнесвумен-одиночка, значит, она антигерой? Или наоборот — пример успешности? Это уже не искусство, а линейная схема — а такие в жизни не работают.
"Возьмём, к примеру, Незнайку. С точки зрения психологии он положительный или отрицательный герой? Ответить не так-то и просто <...> В искусстве запреты не работают, работает пропаганда. Рассмотрим конкретный пример: Гражданская закончилась, люди стали строить Советский Союз. Талантливые писатели начали писать хорошие истории, а режиссёры снимать по ним отличные фильмы. Яркий пример — «Поднятая целина» Шолохова. Поэтому сейчас тоже нужно писать отличные сценарии про людей, которые по 30–40 лет живут вместе, воспитывают детей. Нужна пропаганда противоположных бездетности вещей", - сказал Кузнецов ForPost.
Также нужна частичка вражеской пропаганды - как защита от опасных заболеваний, но этого Минкульту не понять.
Торренты всё стерпят?
Виталий Куренной, директор Института исследований культуры НИУ ВШЭ, подчёркивает: технически, запрет уже не работает. Не дал Минкульт прокатное удостоверение? Кино уйдёт в сеть. RuTube, торрент-трекеры, пиратские площадки — всё это давно существует и игнорирует любые госрегуляции.
По его мнению, такие поправки — не более чем имитация контроля. «Ритуальное поведение» — вот как он это называет. Государство демонстрирует активность, формально отрабатывает политическую повестку, но результата это не даст. А вот эффект страха среди продюсеров и режиссёров — обеспечен.
Молчание Минкульта
Глава Министерства культуры Ольга Любимова пока никак не прокомментировала собственное решение. Ни о целях, ни о методах, ни о последствиях — ни слова. Возможно, ждут реакции. А может, уверены, что всё сработает без шума: к осени режиссёры сами всё поймут, подрежут, отредактируют.
И это, пожалуй, и есть самая тревожная деталь во всей этой истории. Не сам факт запрета, а ощущение, что государство всё чаще говорит культурному сообществу: «вы сами знаете, что можно — а что лучше не надо». В таком климате, как показал XX век, цветёт не творчество, а автоцензура.
Итак, под прицел попадает не «плохое» кино, а любое — если оно покажется кому-то «не тем». Даже Толстой может оказаться «на грани». Запреты, не подкреплённые ясной логикой, становятся инструментом не контроля, а давления. Они создают атмосферу, в которой художник должен думать не о том, что сказать, а о том, как бы чего не вышло.
Если государство хочет продвигать семейные ценности — путь один: позитивная альтернатива, а не запугивание. Иначе снова получится, как в анекдоте: «За что посадили? — За то, что читал Толстого вслух. — А что, теперь и Толстого нельзя? — Можно. Но не вслух. И не так».
И еще: друзья, если хотите поддержать автора, номер карты - 2202 2032 5575 1812. Ниже - QR-код, для удобства.
Это не просьба, а просто - в сторону. Нет желания и не надо: просто читаем и обсуждаем - комментарии открыты для вас.