Найти в Дзене
В поисках красоты

🌺 Исключительные цветочные скульптуры английского дизайнера Шеннон Клегг.

Проблема, знакомая каждой представительнице прекрасной половины человечества: как сохранить букет любимых цветов? Жизнь такого подарка или украшения крайне коротка — от двух до 10 дней. А что если сами цветы превратить в вазу или скульптуру - сделать их элементом дизайна?

Будет ли это оправдано с этической точки зрения? Не станет ли очередным весьма сомнительным «достижением» современного искусства? И главное: будет ли это красиво? Что ж, давайте попробуем вместе найти ответы на эти вопросы.

Работы Шеннон Клегг
Работы Шеннон Клегг

Шеннон Клегг — английский дизайнер южноафриканского происхождения. Сама Клегг говорит, что именно ее корни, культура ее родины помогли ей обрести те идеи, представления о творчестве и о дизайне, которые она пытается транслировать с помощью своих работ.

Работы Шеннон Клегг, фрагмент
Работы Шеннон Клегг, фрагмент

В чем же заключается суть этих самых идей? Все просто: Клегг, по ее мнению, пытается показать близость человека к природе, а также сделать элементы живой природы неотъемлемой частью человеческой жизни и культуры.

Вот только способ для воплощения этих самых идей она выбрала нестандартный: с помощью самостоятельно разработанных техник, на основе изучения методики создания 2D букетов из прессованных цветов она создает изящные и хрупкие скульптуры из цветочных стеблей и бутонов.

Работы Шеннон Клегг
Работы Шеннон Клегг

И хотя почти все произведения Клегг так или иначе по форме напоминают вазы со сложным ажурным орнаментом цветочного кружева, по-настоящему естественные очарование и красоту которого не в силах передать ни стекло, ни металл, ни даже самый выдающийся творческий гений, сама художница почему-то называет их «букетами».

Работы Шеннон Клегг
Работы Шеннон Клегг

Возможно, так она пытается показать преемственность созданных ею шедевров в отношении настоящих цветочных композиций. Насколько правомерно подобное сравнение — вопрос отдельный. Произведения Клегг, благодаря тому, что создаются в сущности из прессованных цветов, т. е. по факту — мертвых, «живут», как выражается сама художница, более полугода.

В общем-то, если продолжить и дальше тему этичности и справедливости утверждений Клегг в отношении собственного творчества, то стоит отметить также и то,что в сущности вся ее новаторская техника базируется на методах старого доброго гербария — «методика создания 2D букетов из прессованных цветов».

Подобный подход к хрупким и нежным цветам мне почему-то всегда казался жестоким и грубым: странная прихоть человека, оправданная разве что с научной точки зрения, но с позиции красоты или искусства … в этом видится что-то жутковатое.

Разве может быть воплощением живительной красоты природы, ее неотъемлемой частью что-то искусственное, лишенное жизни как таковой? Ведь цветы волнуют человеческое воображение лишь благодаря теплой и нежной магии жизни — они и символ ее разнообразия и доказательство ее хрупкости и быстротечности...

А что же от всего этого остается в творчестве Шеннон Клегг? Лишь оболочка.

Работы Шеннон Клегг
Работы Шеннон Клегг

Безусловно кто-то может посчитать такой подход оправданным — возможность продлить существование цветка пусть и в столь усеченной форме, сделать его частью чего-то большего, чего-то сложного и интересного, наделенного неким смыслом и идеей — произведением искусства.

Работы Шеннон Клегг, фрагмент
Работы Шеннон Клегг, фрагмент

Вот только настоящие природные формы естественной красоты вовсе не нуждаются в дополнительных средствах выразительности и сами по себе являются частью чего-то куда большего, чем даже самые гениальные шедевры искусства — мира природы, самого волшебного, загадочного, красивого и самого совершенного...

Работы Шеннон Клегг
Работы Шеннон Клегг

Итак, с этической точки зрения творчество Клегг — весьма спорно, наверное, как и любое направление человеческой творческой мысли. А что же с эстетической составляющей? Можно ли считать созданные ею произведения по-настоящему красивыми?

Думаю, что да: тонкие, изящные, воздушные скульптуры, которые стремятся воплотить в себе отдельные нотки и искорки доброй и естественной красоты природы. Безусловно в них есть что-то притягательное и очаровательное.

Работы Шеннон Клегг, фрагмент
Работы Шеннон Клегг, фрагмент

Возможно, их грустная элегантность связана с краткостью их существования, а может быть, с мягкой и волнующей магией исходного материала... Нежные лепестки цветов, их тонкие стебли словно получают возможность еще раз заявить о себе, напомнить миру о хрупкости красоты, о многообразии ее форм и о том, как она недолговечна...

Работы Шеннон Клегг
Работы Шеннон Клегг

Изучать работы Клегг — отдельный вид удовольствия: тонкое кружево, самые невероятные бархатные узоры и шелковые орнаменты, в которые трансформируются в сущности простые полевые цветы, высокомерное изящество утонченных «ваз», странная эстетика, наделенная теплой цветочной аурой — есть во всем этом что-то завораживающее и интересное. Ну и конечно, это по-своему красиво...

Работы Шеннон Клегг, фрагмент
Работы Шеннон Клегг, фрагмент

Странным образом в творчестве Шеннон Клегг сочетаются живительная сила природы и грубое равнодушие человеческого ремесла, настоящее и искусственное, красивое и отталкивающее...

Наверное, все это и есть искусство: противоречивое, заставляющее задуматься, ставящее перед человеком сложные и неприятные вопросы, но вместе с тем — показывающее и насколько исключительна и непредсказуема творческая мысль и сила человеческого разума.

Работы Шеннон Клегг
Работы Шеннон Клегг

Кажется, что цветок как источник прекрасного, волшебного вдохновения за тысячелетия творческих поисков уже исчерпан до дна, но человек опять и опять находит в нем что-то новое, пусть и часто делает это несколько грубовато, а иногда — даже жестоко, от чего у вновь созданных произведений искусства появляется какое-то грустное звучание.

Работы Шеннон Клегг, фрагмент
Работы Шеннон Клегг, фрагмент

И хотя подобные поиски часто заводят куда-то не туда и по большей части становятся разрушительными и гибельными для хрупкой красоты цветов, существование таких направлений, как японское искусство икебаны или фотографии, которая вовсе не требует принесения цветов в жертву ради создания чего-нибудь нового или удивительного заставляет надеяться на то, что в дальнейшем человечество все-таки осознает ценность хрупкой и доброй красоты, ее бесконечного разнообразия и непредсказуемости ее форм и проявлений, которая дана нам изначально в своем естественном, самом настоящем воплощении — самой жизни...

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Еще больше статей о необычных флористах и цветах в отдельной подборке на канале:

Цветы, цветы... | В поисках красоты | Дзен