В последние годы на экранах всё чаще появляются сериалы, обращающиеся к тревожному, но крайне насыщенному драмой десятилетию — к 90-м. После успеха «Слова пацана» стало понятно, что зрителя притягивают не только атрибуты эпохи, но и её моральные тупики, беспросветность и попытки найти опору в разрушенном мире. На этом фоне сериал «Аутсорс», созданный режиссёром Душаном Глигоровым и сценаристкой Анной Козловой, сначала может показаться очередной попыткой сыграть на модной волне «чернухи». Однако первое впечатление обманчиво.
Сюжет: смертная казнь на аутсорсе
Действие разворачивается в 1996 году, накануне введения в России моратория на смертную казнь. В тюрьму особого режима приходит новый надзиратель — Константин. Встреча с отцом одной из жертв преступника пробуждает в нём странную идею: дать родным самим «исполнить приговор». Так рождается нелегальный, извращённый бизнес — аутсорс смертной казни. Однако всё выходит из-под контроля, когда справедливость начинает подменяться деньгами. Как только появляется возможность наживы — находятся и те, кто готов переступить через мораль, через совесть, через себя.
Античная трагедия в постсоветских декорациях
«Аутсорс» поражает не столько своей завязкой, сколько глубиной размышлений, спрятанных под оболочкой криминальной драмы. Это не просто история о том, как ломается система — это история о том, как ломаются люди. Каждый из персонажей будто бы вырван из античной трагедии и брошен в мрачную постперестроечную Россию. У каждого — своя боль, своя правда, но общее у всех одно: они не хотят брать на себя ответственность. Они ищут «пастуха», которому можно передать свою волю, а вместе с ней — и вину. Это делает их не героями, а заложниками собственных решений.
Финал сериала получился грубым, местами абсурдным, и, возможно, его можно было бы подать тоньше. Но именно в своей гротескности он срабатывает как последний удар молота — подводит черту и даёт зрителю главное послание: так жить больше нельзя. Это прозрение — начало перемен. Пусть даже мы не симпатизируем никому на экране. Потому что ни один герой не вызывает сострадания, каждый так или иначе замаран.
Город как тюрьма человеческих судеб
Режиссёр Душан Глигоров уже зарекомендовал себя благодаря «Хрустальному» — и с каждым новым проектом уверенно наращивает качество. «Аутсорс» — не исключение. Более того, это, возможно, его лучшая работа на сегодняшний день. Особенно впечатляет, как в кадре живёт сам город — он не просто фон, он полноценный персонаж, нависающий, гнетущий, как бетонные стены камеры. Это заслуга не только режиссёра, но и оператора Батыра Моргачева, чья работа помогает почувствовать: мы не просто смотрим сериал, мы в нём заперты.
Сильнейшее впечатление оставляют и актёрские работы. Мила Ершова и Дарья Котрелёва воплотили сложнейшие, многослойные образы. Их героини не вызывают жалости, но вызывают интерес — их хочется разгадать, понять. Приятно удивила и Карина Разумовская, которая появилась в совершенно неожиданном амплуа и справилась с ролью на высоком уровне.
Вердикт: 10 из 10
«Аутсорс» — это не просто сериал. Это размышление о справедливости, морали, власти и слабости. Это вопрос, который Фёдор Достоевский сформулировал ещё в «Преступлении и наказании»: «Тварь ли я дрожащая, или право имею?» Авторы сериала не дают ответа, они лишь показывают, что любая попытка разменять совесть на выгоду оборачивается катастрофой.
Это мрачное, сложное, глубокое произведение, в котором абсурд соседствует с трагедией, а банальные декорации 90-х превращаются в арену для очень современного разговора о человеке, власти и моральном выборе.
Обязательно к просмотру. Один из лучших отечественных сериалов последних лет.