Найти в Дзене
Дневник Онегина

Аутсорс — античная трагедия в серой реальности 90-х

Оглавление

В последние годы на экранах всё чаще появляются сериалы, обращающиеся к тревожному, но крайне насыщенному драмой десятилетию — к 90-м. После успеха «Слова пацана» стало понятно, что зрителя притягивают не только атрибуты эпохи, но и её моральные тупики, беспросветность и попытки найти опору в разрушенном мире. На этом фоне сериал «Аутсорс», созданный режиссёром Душаном Глигоровым и сценаристкой Анной Козловой, сначала может показаться очередной попыткой сыграть на модной волне «чернухи». Однако первое впечатление обманчиво.

-2

Сюжет: смертная казнь на аутсорсе

Действие разворачивается в 1996 году, накануне введения в России моратория на смертную казнь. В тюрьму особого режима приходит новый надзиратель — Константин. Встреча с отцом одной из жертв преступника пробуждает в нём странную идею: дать родным самим «исполнить приговор». Так рождается нелегальный, извращённый бизнес — аутсорс смертной казни. Однако всё выходит из-под контроля, когда справедливость начинает подменяться деньгами. Как только появляется возможность наживы — находятся и те, кто готов переступить через мораль, через совесть, через себя.

-3

Античная трагедия в постсоветских декорациях

«Аутсорс» поражает не столько своей завязкой, сколько глубиной размышлений, спрятанных под оболочкой криминальной драмы. Это не просто история о том, как ломается система — это история о том, как ломаются люди. Каждый из персонажей будто бы вырван из античной трагедии и брошен в мрачную постперестроечную Россию. У каждого — своя боль, своя правда, но общее у всех одно: они не хотят брать на себя ответственность. Они ищут «пастуха», которому можно передать свою волю, а вместе с ней — и вину. Это делает их не героями, а заложниками собственных решений.

Финал сериала получился грубым, местами абсурдным, и, возможно, его можно было бы подать тоньше. Но именно в своей гротескности он срабатывает как последний удар молота — подводит черту и даёт зрителю главное послание: так жить больше нельзя. Это прозрение — начало перемен. Пусть даже мы не симпатизируем никому на экране. Потому что ни один герой не вызывает сострадания, каждый так или иначе замаран.

-4

Город как тюрьма человеческих судеб

Режиссёр Душан Глигоров уже зарекомендовал себя благодаря «Хрустальному» — и с каждым новым проектом уверенно наращивает качество. «Аутсорс» — не исключение. Более того, это, возможно, его лучшая работа на сегодняшний день. Особенно впечатляет, как в кадре живёт сам город — он не просто фон, он полноценный персонаж, нависающий, гнетущий, как бетонные стены камеры. Это заслуга не только режиссёра, но и оператора Батыра Моргачева, чья работа помогает почувствовать: мы не просто смотрим сериал, мы в нём заперты.

Сильнейшее впечатление оставляют и актёрские работы. Мила Ершова и Дарья Котрелёва воплотили сложнейшие, многослойные образы. Их героини не вызывают жалости, но вызывают интерес — их хочется разгадать, понять. Приятно удивила и Карина Разумовская, которая появилась в совершенно неожиданном амплуа и справилась с ролью на высоком уровне.

-5

Вердикт: 10 из 10

«Аутсорс» — это не просто сериал. Это размышление о справедливости, морали, власти и слабости. Это вопрос, который Фёдор Достоевский сформулировал ещё в «Преступлении и наказании»: «Тварь ли я дрожащая, или право имею?» Авторы сериала не дают ответа, они лишь показывают, что любая попытка разменять совесть на выгоду оборачивается катастрофой.

Это мрачное, сложное, глубокое произведение, в котором абсурд соседствует с трагедией, а банальные декорации 90-х превращаются в арену для очень современного разговора о человеке, власти и моральном выборе.

Обязательно к просмотру. Один из лучших отечественных сериалов последних лет.