Приветствую всех подписчиков и читателей моего канала! Сегодня я хочу рассказать о командире 344-го полка 138-й дивизии.
Реутский Дмитрий Александрович прибыл в дивизию, когда она находилась в резерве недалеко от Бекетовки. Дмитрий Александрович воевал ещё в гражданскую войну и на момент назначения был полковником.
Обычно полками командовали майоры, поэтому назначение на должность командира полка полковника было необычным решением. Перед войной Дмитрий Александрович закончил военную академию и преподавал тактику на высших офицерских курсах "Выстрел".
При первой встрече с Дмитрием Александровичем, Иван Ильич спросил его, чем мотивировано его назначение в звание полковника на должность командира полка. На этот прямой вопрос Дмитрий Александрович ответил, что было у него три желания, он настойчиво просился на фронт и как не упорствовало его руководство, своего он добился.
Когда уже был в резерве Сталинградского фронта, читал в газете и слышал из рассказов о героическом пути 138-й дивизии, поэтому просил его направить именно к Ивану Ильичу.
После этого он сам попросил дать ему полк, так как у бывшего преподавателя тактики отсутствовал необходимый опыт руководить большими соединениями. На что Иван Ильич ему заметил, что это не будет служить ему оправданием, принял командование-неси полную ответственность за вверенную часть.
Но не суждено было Дмитрию Александровичу долго задержаться в 138-й дивизии, в одном из боёв он получил ранение и контузию, повлекшие потерю зрения. Об этом пойдет речь дальше в статье.
Шли бои за "Баррикады", немецкие танки атаковали фланги дивизии и рвались к Волге, чтобы зажать наши войска в клещи. Поэтому перед 334-м полком, которым командовал Дмитрий Александрович, была поставлена задача ударить по фашистам и не дать им сомкнуть клещи.
Для атаки изготовился лучший батальон полка под командованием капитана Немкова. Вероятно противник догадался по сосредоточению наших войск о замысле нашего командования и перед атакой нанес массированный авианалет по изготовившимся к атаке частям.
В тот момент, когда Дмитрий Александрович и его адъютант собрались выходить с наблюдательного пункта и направиться к капитану Немкову, так как оборвалась связь с батальоном, в наблюдательный пункт угодил снаряд. Будучи раненым и получив контузию, с большим усилием он поднялся, нечего не видя перед собой, с пронзительным шумом в ушах он почувствовал, что ему в руку адъютант вложил телефонную трубку, он понял, что удалось восстановить связь с полком и он из последних сил прокричал в трубку:
-Слушай меня, Немков, и не перебивай. Передаю приказ "Первого". Это и мой приказ: поднимай батальон в атаку, наступай на "Баррикады"...
Договорив приказ, Дмитрий Александрович повалился на землю.
В перевязочном пункте к Дмитрию Александровичу пришел Иван Ильич Людников, там он узнал от врача, что раненому грозит полная потеря зрения.
Узнав комдива по голосу, Дмитрий Александрович с волнением в голосе спросил, выполнил ли полк поставленную перед ним задачу. Полк успешно атаковал гитлеровцев и закрепился на новых рубежах, остановив тем самым взятие частей в районе "Баррикад" в клещи.
Двадцать лет спустя, Иван Ильич прочитал очерк в "Литературной газете" о подвиге Героя Сталинградской битвы, который стал одним из лучших пропагандистов Киева, о слепом полковнике в отставке Дмитрии Александровиче Реутском. Потом было опубликовано письмо мариупольского рабочего:
Спасибо всем кто дочитал статью, информацию для статьи я брал из воспоминаний Ивана Ильича Людникова.
Помня о подвигах наших предков - мы сохраняем их Победу!