Сэлма Блэр - актриса, которую мы знаем по многим хорошим фильмам: «Жестокие игры», «Блондинка в законе», франшизе «Хеллбой», «Грязный стыд», «Крутая компания», «Сделка», «Туман» и др. Казалось, что ее карьера будет идти только вверх, будут разноплановые роли, ведь актриса не была замечена в скандалах, злоупотреблении веществами. Но неожиданно она пропала с экранов. Поклонники решили, что она просто ушла с головой в воспитание маленького сына и занимается семьей. Но потом Сэльма сообщила - она серьезно больна. Только вот постановки диагноза ей пришлось ждать почти 40 лет.
Болела с раннего детства
Сегодня актрисе 52 года, она точно знает свой диагноз, получает терапию, основанную на последних научных достижениях в этой области и готова рассказывать о них всем, кто в этом нуждается. Но тогда, в возрасте 7 лет, она не понимала что с ней происходит. Буквально в одночасье девочка перестала контролировать правый глаз, левую ногу и мочевой пузырь. Что сделают в таком случае любящие родители? Думается, побегут к врачам. Но родители Сэльмы слишком увлекались новыми психологическими теориями и обвинили девочку в том, что ее жалобы - всего лишь попытка привлечь к себе как можно больше внимания. А лучшее лечение - игнорировать ее и глупости быстро закончатся.
А у нее появлялись все новые и новые странные симптомы - одно время она просыпалась ночью от того, что истерично смеялась и не могла остановиться. Этот период сменился другим - она начинала плакать просто на ровном месте и тоже никак не могла остановиться.
«Я всё это время думала, что я просто очень эмоциональный человек»
Так и росла, думая, что слишком эмоциональная, а родители часто называли просто истеричной. Но несмотря на болезнь она мечтала о том, что станет фотографом. Просто привыкла жить в теле, которое периодически ведет себя странно и отказывает. После окончания школы она уехала в Нью-Йорк, где стала бакалавром искусств. Свою слишком эмоциональную натуру Сэльма попыталась "приручить" с помощью курсов актерского мастерства. Ее очень привлекал театр, но первые попытки выйти на сцену закончились провалом. Но ее педагог по актерскому мастерству поддержал и убедил - нужно добиваться своего.
На театральной сцене ее и заметили. Первая роль Сэльмы - 1995 год в одном из эпизодов детского ситкома «Приключения Пита и Пита». Через год актриса дебютировала в кино, появившись в «Теории брокколи» (1996). И дальше шло по нарастающей. Она становилась все более известной и узнаваемой.
Здоровье только ухудшалось
Но теперь у нее постоянно держалась высокая температура. Врачи пытались найти причину, ведь теперь актрису никто не ограничивал - она сама отправилась в медицинский центр. Ей поставили предварительный диагноз ле*кимия. Но он не подтвердился. А другой врачи так и не смогли поставить, списывая все то на переутомление, то на защемление нерва. Так она и "скиталась по врачам", ожидая, что кто-то сможет сделать правильные вывода о ее состоянии.
«У меня было так много симптомов, указывающих на рассеянный склероз. Но врачи думали, что у меня ле*кемия. Но это было не так, просто у меня постоянно держалась высокая температура», - Сэльма Блэр.
Так она и жила, полагая, что просто простудилась, защемило нерв или вот просто у нее такое странное здоровье. Она лечилась препаратами, которые назначали врачи - буквально пробовали найти что-то действующее в ее случае на ощупь. Использовала народные методы - по совету друзей, вычитывала что-то в журналах и интернете. Но облегчение не наступало. Просто уходили одни симптомы и появлялись другие. Стало трудно работать - она забывала слова или вообще не могла сосредоточиться на чтении сценария, отказывали ноги, она не могла спать, появились панические атаки.
Сама Сэльма говорит, что знала - тело просто разваливается, но никто так и не могу понять причины. И тогда пришлось уйти из кино, просто отказаться от всех предложений и осесть дома.
Диагноз
Но ей наконец-то повезло, когда актриса попала в медицинский центр, где нашелся врач, который смог понять что у нее за симптомы. Блэр поставили неутешительный диагноз - рассеянный склероз. Но это было облегчением - лучше знать что с тобой, чем жить в неведении. Теперь оставалось понять - как вылечиться. Но оказалось, что терапии, которая сможет избавить ее от этой напасти, просто нет.
Когда актриса поняла что с ней, она узнала, что не одна такая. Но только вот другие актрисы предпочитали молчать о заболевании. Они понимали - Голливуд отвернется от них. В этом смысле ее вдохновила актриса Тери Гарр. Вы ее точно помните хотя бы по картине "Тутси" - она играла подругу главного героя. Когда она узнала о таком же диагнозе, не стала молчать - рассказала обо всем прессе и поклонникам еще в 2002 году.
Сэльма поступила точно так, как она - в 2019 году откровенно рассказала о том, что ушла в тень, чтобы бороться за свое здоровье.
«Я инвалид. Иногда падаю, роняю вещи. Моя память затуманена», - заявила актриса в социальных сетях.
Она откровенно рассказала, что испугалась даже не за себя - слишком привыкла жить с этими рассеянными симптомами. Страшно стало за сына, которому в 2018 году было всего 7 лет. Но теперь она знала что с ней, а значит можно было начать борьбу.
Она сменила вектор своих социальных сетей - теперь она стала не актрисой, рекламирующей новые роли, а женщиной, которая информирует других о том, что нужно и можно бороться. Она не спряталась - на некоторых светских мероприятиях появлялась. С тростью, которая стала поддержкой - физической и психологической. Голливуд словно замер - на этой Фабрике Грез, где не принято болеть и показывать слабость, все были удивлены такой смелостью. И никто не понимал насколько ей сложно и страшно.
«У меня физическая и эмоциональная привязанность к этой трости. Когда она оказываются у меня в руке, я успокаиваюсь. Она продолжение меня. И я знаю, что это служит наглядным примером - множество молодых людей стали меньше стесняться своих тростей и выходить с ними в люди. Если я могу помочь с устранением стигматизации или уберечь кого-то от чрезмерного любопытства в толпе - это же прекрасно», - Сэльма Блэр.
Публично ей выразили поддержку очень многие. Время такое, когда нужно обязательно отписаться в сетях, как любишь и сделаешь все для человека. А потом закрыть комп или выключить гаджет, и забыть.
Но рядом остались друзья. Например, Сара Мишель Геллар с мужем. Они помогали, приглашали сына Сэльмы Артура в гости, когда маме нужна была госпитализация. Вокруг нее сплотились люди, которых можно было назвать близкими. Немного, но этого хватило, чтобы выдержать первые месяцы принятия и начать лечение.
Что сегодня
Она говорит, что все очень неплохо. Гораздо лучше, чем она себе представляла. Новые методы лечения позволяют сильно улучшить качество жизни. Блэр посещает светские мероприятия, центры поддержки людей, которые только столкнулись с диагнозом и передает опыт, проводит время с сыном и строит планы на то, что сможет сыграть новые роли. А ведь когда-то ей пришлось вытаскивать себя из очень глубокой эмоциональной ямы, корни которой идут в детство.
«Когда я ушла из кино, я дни напролёт лежала в постели, рыдала, иногда запойно пила, иногда читала и спала, посещала врачей и целителей…Я почти сдалась, и вдруг мне поставили диагноз. Я всегда страшилась того, что меня сочтут недееспособной. Или психически неуравновешенной. Моя мать внушила мне, что это - смерть для женской карьеры»
Но она нашла другой путь, изменила направление карьеры - написала книгу и сняла документальный фильм. Её мемуары «Mean Baby» («Зловредный ребёнок») стали в 2022 году бестселлером по версии издания New York Times. А документальный фильм «Знакомьтесь, Сэльма Блэр» изменил жизни многих к лучшему. У нее очень активная жизнь для человека с ограниченными возможностями. Блэр в партнёрстве с инклюзивной компанией Guide Beauty выпустила собственную линейку косметических средств для людей с ограниченными возможностями. Обычные средства не подходят для людей с тремором или нарушением мелкой моторики. Дизайн такой косметики решит эти проблемы.
Блэр даже приняла участие в шоу «Танцы со звёздами» в качестве участника с ограниченными возможностями, но ей пришлось уйти - тело снова подвело актрису.
Но она все чаще появляется в медийном пространстве - стала лицом коллекции бренда Marc Jacobs, выходит на подиум. Большую часть времени она живет в своем поместье на окраине Лос-Анджелеса, где компанию ей составляет сын-подросток, две лошади и любимые собаки. Актриса признается, что ей очень хочется оседлать лошадь и хоть немного покататься, как раньше. Но несмотря на стойкую ремиссию заболевания она бережет себя - слишком много всего запланировано на будущее, да и сын еще маловат, чтобы остаться без мамы.
Она живет и наслаждается солнцем каждый день. А ведь еще 10 лет назад ей советовали "привести дела в порядок" и найти опекуна для сына. Сегодня у Сэльмы три телепроекта, о которых она пока не рассказывает подробно - боится сглазить. Она живет одна, но открыта для отношений. Но все не так просто.
«Я открыта для отношений. Но я научилась не ждать от жизни многого. Меня не зовут на свидания. Свидания требуют терпения и чувствительности, а на компромиссы я больше не иду. Я довольна тем, что имею, но открыта большему»
Такая вот непростая история актрисы, которая боролась и борется. И, может быть, ей было бы проще, прояви родители чуть больше внимания к ее проблемам в детстве. Но уж как есть. Пусть все будет хорошо. Я бы хотела увидеть ее в новых ролях.
Спасибо, что уделили время чтению статьи. Буду благодарна за общение, лайки и подписку.