В нлп, коучинге и психологии есть ряд базовых пресуппозиций, которые психологи должны знать, как аксиомы.
Ряд пресуппозиций входят в звезду Милтона Эриксона:
1. Со всеми всё ок.
2. Необходимые ресурсы есть у каждого.
3. В основе каждого поступка лежат позитивные намерения.
4. Человек всегда делает наилучший выбор из возможного.
5. Изменения неизбежны.
Если вам интересно, чтобы я разобрала каждую базовую пресуппозицию, напишите комментарий под этой статьёй.
Здесь я хочу разобрать следующую пресуппозицию. Звучит она так: “Карта не равно территория”.
Автором этого высказывания является Альфред Коржибски. Оно означает, что абстракция, выведенная из чего-нибудь или реакция на неё не являются самой вещью.
В психологии это трактуется следующим образом.
Восприятие мира отдельным человеком не является самим миром.
Что это значит?
Давайте разберём, что такое картина мира.
Каждый человек имеет представление о мире только исходя из приобретённого опыта, например: прочитал в книге, услышал от родителей, увидел по телевизору, увидел своими глазами, прочувствовал, ощутил и т.д.
По мере взросления и приобретения всё нового и нового опыта, наша картина мира расширяется.
Но важно понимать, что наше восприятие мира не является самим миром. Да и объять весь мир мы не можем, т.к. у нас нет достаточного объема знаний и опыта в той или иной сфере.
Метафорично можно описать это так.
Мы берем карту Москвы и, разглядывая её начинаем вспоминать, как выглядит тот или иной район. Можем ли мы знать и помнить досконально каждый район, каждое дерево, дом, лавку, урну, магазин и т.д.?
Конечно, нет. Мы помним районы фрагментарно. Да и то, что было актуально пять лет назад, сегодня уже изменилось.
Например, пять лет назад в этом районе стояли пятиэтажки, а сейчас весь район застроен многоэтажными домами. Дороги поменяли, построили развилки. Появилось метро.
И это мы говорим о наших знаниях в рамках одного города.
Т.е. наша картина мира о Москве - это маленькие кусочки знаний и воспоминаний, но эти знания не являются доскональными знаниями Москвы вплоть до того, как устроены канализации, где находится определённая инфраструктура. Где расположены больницы, какие отделения есть в этих больницах, какие сотрудники там работают, как их зовут, какие должности они занимают, как зовут пациентов, с какими диагнозами они поступили.
Если взять разных людей из разных уголков мира и спросить, как для них выглядит Москва, получится примерно следующее.
Дети, живущие в какой-нибудь деревне в Африке даже не поймут, о чём вы их спрашиваете. В их картине мира нет представления об этом городе.
Если вы спросите какого-нибудь американца или другого иностранца, который ни разу не выезжал за пределы своего штата, он, возможно, примерно скажет, где на карте мира находится этот город. Да и то, не факт.
Если вы спросите жителя России или другой страны СНГ, который никогда не был в Москве, он опишет этот город, исходя из того, что он слышал от знакомых, читал в газетах, журналах и книгах или видел по телевизору.
И такие познания, конечно, не сравнятся с познаниями тех, кто хотя бы раз побывал в Москве. Ведь они не просто услышали о Москве, они прожили этот опыт.
Теперь давайте представим, что несколько разных людей - гостей столицы, приехали в Москву.
Один человек побывал здесь транзитом. Он приехал на Ленинградский вокзал, спустился в метро, доехал до Курского вокзала и поехал дальше.
Второй человек прилетел во Внуково, доехал до родственников в Бирюлёво, сел в автомобиль и уехал в Подмосковье. Затем вернулся в Бирюлёво и поехал обратно в аэропорт Внуково.
Третий прилетел в Шереметьево и поселился в гостинице в центре Москвы. Прожил здесь неделю, обошёл пешком весь центр, сходил на спектакль, посетил музей.
Четвертый приехал на машине. Устроился в дешевой съемной квартире в Чертаново, ходил по торговым центрам, кино и клубам.
Теперь давайте представим, как каждый из этих людей опишет Москву.
Здесь можно придумать ещё очень много факторов. У одного с собой много денег, у другого мало. Один жил в роскоши, другой в общаге с клопами. А ещё его обокрали и забрали в полицию, потому что внешний вид приезжего гостя не славянской внешности не понравился господину полисмену.
А если взять меня, коренную москвичку не менее, чем в пятом поколении, многие наверно подумают: “Ну уж она-то точно знает всю Москву”.
А нет. Вы будете удивлены. В Москве есть районы, где я никогда не бывала. А если и бывала, то эти районы сейчас настолько видоизменились, что я в жизни не вспомню, что бывала там.
Скажу больше, я живу в своём районе уже пятнадцать лет. Но каждый раз, когда ко мне подходят на улице и спрашивают, где находится какая-то улица или дом, я достаю телефон и смотрю на карте расположение улиц.
Даже если я знаю улицу, я понятия не имею, где какие дома находятся.
В центр Москвы я выезжаю не чаще, чем раз в месяц. Я, честно признаться, больше люблю время за городом проводить. Поэтому из своего района выезжаю крайне редко.
Поэтому сказать, что я знаю Москву - точно нет.
Думаю, что можно не продолжать.
И теперь понимаете, насколько скудны наши познания в той или иной области?
Это миллиардные доли того, что мы в потенциале могли бы знать.
Соответственно, наша картина мира формируется из фрагментарных знаний о том, как устроен этот мир, исходя из личного опыта.
И часто наш опыт не коррелирует с опытом других людей.
Когда наше мышление не зашорено убеждением: “Только я знаю, как правильно”, мы готовы прислушиваться к тому, а как у других. И мы готовы расширять свою картину мира, познав и приняв чужие опыты и мнение.
Так мы понимаем, что кроме того, как мы знаем ту или иную область, есть ещё миллиарды вариантов восприятия того или иного объекта или области.
В связи с тем, что мы не готовы принять чужой опыт за истину (а для другого человека это истина), возникает конфликт мнений: “Я лучше знаю. Ты ошибаешься”.
Восприятие мира и отдельных его объектов не являются самими объектами этого мира. И каждый человек может по своему видеть, слышать, чувствовать и осознавать каждый отдельный элемент системы.
Например, кто-то скажет, что оливки очень вкусные, а кто-то скажет, что это гадость несусветная.
Кто прав? Оба. Так как в картине мира каждого человека личное отношение к тому или иному объекту является истиной в его индивидуальной картине мира.
Соответственно, задача психолога - помочь клиенту расширить его рамки восприятия. В нлп это называется рефрейминг (фрейм - англ. рамка), чтобы человек смог увидеть мир другими глазами, с другой стороны, с другой глубиной, широтой и высотой восприятия.
Когда два мнения не сходятся между собой и конфликтуют, задача психолога помочь клиенту расширить его картину мира до картины мира другого человека.
Когда это происходит, мы приходим к понимаю. А собственно и принятию.