Обаяние негодяев, которых воплощал на экране Леонид Броневой, было поистине гипнотическим. Хотя коллеги утверждали: он способен сыграть не только подлецов — ему подвластны любые роли. И действительно, в каком бы амплуа ни проявлял себя актер, его герои мгновенно становились народными любимцами, а их фразы — крылатыми.
А ведь начиналось все далеко не так радужно! В Магнитогорском театре молодому актеру досталась роль без единой реплики. Но он не растерялся — устроил хулиганство: заказал сапоги, которые громко скрипели. Стоило ему выйти на сцену, как все взгляды тут же устремлялись на него. Исполнитель главной роли возмутился: «Что за сапоги? Немедленно замените!»
Броневой подчинился, но в следующем спектакле нашел новый способ привлечь внимание — начал медленно, с вызовом перевешивать кобуру с левого бока на правый. И снова зрители смотрели только на него. Партнер по сцене взорвался: «Что вы творите?!»
Но Броневой жаждал славы и был уверен: всё в его силах. Он придумывал нестандартные ходы, и в итоге добился признания. Однако успех сделал его едким и ворчливым. Он хотел управлять своей судьбой — и даже окружающими, но это ему не удавалось.
Жизнь раз за разом наносила ему удары, будто испытывая на прочность. Но в последней схватке победа осталась за Броневым.
Последние годы Леонида Броневого: как сцена продлевала ему жизнь
К осени 2017 года, к открытию театрального сезона, состояние здоровья Леонида Броневого значительно ухудшилось. Передвижение давалось ему с большим трудом — из-за проблем с ногами он не мог носить обычную обувь и вынужден был ходить только в тапочках. Коллеги по театру давно привыкли к его ворчливому характеру, но теперь актер все чаще замолкал, погружаясь в собственные мысли.
С каждым днем выходить на сцену становилось для него все сложнее. Иногда он не мог даже дойти до гримерки и оставался в подсобном помещении за кулисами. Но как только наступал его выход, в глазах Броневого вспыхивала искра — и он преображался.
Когда-то он даже не думал, что театр станет его спасением, продлит жизнь и окажется лучшим лекарством. Ведь изначально Броневой и не мечтал об актерской карьере.
Детство, опаленное войной и репрессиями
Леня Броневой с детства мечтал о военной службе или дипломатической карьере. Но в 1937 году, когда мальчику было всего восемь, его жизнь перевернулась. Отца, служившего в Киевском ГПУ, взяли под арест — у него отобрали наградное оружие и увели под покровом ночи. Вскоре Леню с матерью выслали в глухую деревню: вместо комфортной киевской квартиры им пришлось ютиться в ветхой избе в Малмыже (Кировская область).
Позже матери поставили условие: если она оформит развод, срок ссылки сократят: она согласилась и даже изменила сыну отчество. В Киев они вернулись незадолго до войны, а затем их эвакуировали. Броневой и спустя годы не забыл, как немецкий самолет, обстреливая их эшелон, летел так низко, что казалось, будто он задевает вагоны.
Те годы оставили в его памяти два неизгладимых ощущения — всеобъемлющий ужас и голод. В Чимкенте (Южный Казахстан) с ним случилось то, чего он стыдился потом всю жизнь. Получив по талону 400 граммов хлеба, он по дороге домой отламывал кусочки и почти все съел.
- Ничего, сынок, - успокоила его мать, хотя сама едва стояла на ногах от истощения.
Работа вместо мечты
Чтобы поддержать семью, Леонид Броневой рано начал работать. Сперва — на хлебозаводе, где стал случайным свидетелем трагедии: расстрела женщины, пойманной на краже масла. Позже он устроился в Чимкентский райисполком, в шутку называя себя «секретарем-машинисткой», а затем — в пошивочный цех кукольного театра.
Как сын «врага народа», он не мог даже думать о военной службе или дипломатии. Но судьба распорядилась по-своему - и в итоге мир узнал гениального актера.
Поступление в институт и первые годы
Леонид Броневой поступил в Ташкентский театрально-художественный институт имени Островского — отчасти потому, что там не требовалось указывать социальное происхождение. Стипендия в 27 рублей была скромной: лишь изредка он мог позволить себе на рынке шашлык с лепешкой или самсу.
Восточная кухня навсегда покорила его сердце: он ел только свежую баранину, обожал бакинские помидоры и огурцы. Эта страсть осталась с ним на всю жизнь.
Начало карьеры
Окончив институт в 1950 году, Броневой был распределен в Магнитогорский драматический театр имени Пушкина. Зарплата в 69 рублей едва покрывала половину расходов, и ему приходилось подрабатывать грузчиком.
Позже он перебрался в Оренбург, где ему предложили ставку в 75 рублей. Где бы он ни был, он всегда находил способ подзаработать: организовывал творческие кружки, участвовал в концертах и виртуозно играл на аккордеоне.
Учеба в Школе-студии МХАТ
В 1953 году Броневой стал студентом Школы-студии МХАТ, причем его зачислили сразу на третий курс. Среди его однокурсников были Галина Волчек, Игорь Кваша и Ирина Скобцева. Хотя он успешно окончил обучение, столичные театры не предложили ему места.
По распределению актер отправился в Грозный. Перед отъездом он бродил по ночной Москве, смотрел на освещенные окна домов и размышлял: «Жить здесь - настоящее счастье».
Роковой спектакль
Во время работы в Грозном с ним произошел любопытный случай. Броневой исполнял роль Сталина — обычно зрители вставали и аплодировали при его появлении на сцене. Но в тот вечер зал встретил его гробовым молчанием.
Актер едва доиграл спектакль: пот лился ручьями, а ус отклеился. Позже стало известно, что среди зрителей были сотрудники МВД, уже знавшие о секретной директиве, развенчивающей культ личности. «Ваша премия пропала», — сообщили ему. А он так рассчитывал, что Сталинская премия поможет ему выбраться из нищеты.
Трагедия личной жизни
Еще во время учебы в Москве Броневой женился на Валентине Блиновой, выпускнице Щукинского училища.
Супруги из Грозного сначала перебрались в Иркутск. Там и родилась их дочь Валя. Позже семья обосновалась в Воронеже — там за роль Ленина актеру выдали 2-комнатную квартиру. Но радость оказалась недолгой.
На репетиции молодая мама упала, получила ушиб ребра. На месте травмы развилась злокачественная опухоль, и спустя полгода 31-летней Валентины не стало. Леонид был раздавлен: квартира, театр, где жена получила судьбоносный ушиб - все вызывало в нем боль.
Тогда с малюткой на руках 34-летний вдовец уехал в столицу к родным жены, надеясь на их помощь в уходе за ребенком. Однако возвращение в Москву оказалось совсем не таким, как он ожидал.
В столице Леонид устроился в Театр на Малой Бронной, но контракт начинался лишь с нового сезона. Все лето он перебивался случайными заработками, играя в шахматы на бульваре. Броневой всегда любил азартные игры — будь то карты или бильярд.
Но в 1962 году ему было не до развлечений. Каждый день приходилось добывать хотя бы рубль, чтобы прокормить дочь.
Каждое утро актер просыпался с одной мыслью: только бы не пошел дождь. С началом театрального сезона дела пошли на лад.
В 1964 году Леонид дебютировал в кино, сыграв полковника жандармерии. С этой роли началась целая череда излюбленных персонажей Броневого - идейных противников. Далеко не все его герои носили генеральские мундиры с золотыми погонами, но даже эпизодические роли запоминались зрителям надолго.
Он жаждал, чтобы его ценили за умение играть и комедии, и драмы. Но режиссеры видели в нем лишь яркую внешность.
То же и с ролью Мюллера. Никто не ожидал, что после выхода фильма именно об этом персонаже сочинят сотки анекдотов. Однако на экране он составил достойную конкуренцию Штирлицу.
Как ни парадоксально, самая знаменитая роль подарила актеру не только славу, но и горечь. Изначально режиссер картины (Лиознова) смотрела на Броневого холодным взглядом, но как то раз, встретив его на работе, неожиданно воскликнула: "Добрый день! Вы - любимый артист нашей съемочной группы. Давайте пить кофе".
Позже выяснилось, в чем дело. Лиознова показывала готовые сцены Андропову, и когда на экране появился Броневой, тот сказал: "Вот этот актер на Черчилля похож. Пусть играет".
Актер так и не забыл, что расположение режиссера он получил не благодаря таланту, а из-за случайного мнения «сверху». Его задело, что судьба роли решилась не мастерством, а чьим-то посторонним впечатлением.
Ошеломительный успех после премьеры стал для него неожиданностью. «Я даже не думал, что будет такой резонанс. Ведь моя роль - совсем небольшая», — признавался он позже.
Интересно, что по задумке Мюллером должен был стать Всеволод Санаев. Но тот открестился от роли: секретарь профкома просто не мог сыграть нациста. Тогда роль перешла Броневому - и его исполнение вошло в историю. Достаточно вспомнить хотя бы одну деталь: нервный тик, которым страдал шеф гестапо.
Выстраданное счастье и второй брак
Новую супругу Броневой не искал — не желал, чтобы дочь воспитывалась с мачехой, и решил дождаться, когда она вырастет. Лишь после того как дочь завершила учёбу, актер снова женился. Его второй супругой стала инженер Виктория Валентиновна, с которой он прожил всю оставшуюся жизнь.
Виктория, которая была преданной поклонницей таланта артиста, терпеливо ждала, пока он будет готов к новому браку, их роман длился целых восемь лет. Впервые она увидела его в спектакле «Мятеж неизвестных», где он играл американского корреспондента. В элегантной рубашке и модных по тем временам джинсах он выглядел невероятно харизматично.
После каждого спектакля она незаметно шла за ним, провожая до самого дома. Сначала Броневой не придавал этому значения, но однажды обернулся и познакомился с поклонницей. После свадьбы пара поселилась в его скромной двухкомнатной квартире. В советские годы Броневому неоднократно предлагали обменять эту небольшую квартиру на более просторное жилье, но он неизменно отвечал отказом.
После блистательного исполнения роли Мюллера Броневой стал невероятно востребованным – ежегодно он снимался в двух-трех картинах. Правда, большинство предлагаемых ролей были эпизодическими и не приносили творческого удовлетворения. Но даже в таких условиях он сумел превратить свою роль в фильме "Тот самый Мюнхгаузен" в настоящий актерский фейерверк. Каждая его реплика была настолько яркой, что многие фразы его персонажа разошлись на цитаты.
Еще одной выдающейся работой актера стал образ Аркадия Велюрова в культовой комедии "Покровские ворота".
В 1984 Захаров снова пригласил Броневого сняться в его новом фильме — «Формула любви». И вновь благодаря таланту актера многие фразы его героя стали крылатыми.
Особая атмосфера фильма во многом отражала творческий настрой на съемочной площадке, и в этом была заслуга Броневого. Актер был уверен: Захаров — именно тот режиссер, с которым ему по-настоящему комфортно работать.
Уход из театра и признание
Леонид Броневой покинул Театр на Малой Бронной только в 1988 году. С этого момента его карьера расцвела: он пользовался огромной любовью зрителей и уважением коллег. Актер носил звание Народного артиста СССР, был дважды лауреатом государственных премий и полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» всех четырех степеней.
Консервативные взгляды
Стремительные изменения в мире казались Броневому хаотичными, и он предпочитал не поддаваться им. Актер категорически отвергал современные технологии: не пользовался электронными устройствами и бытовой техникой.
- Как вы обходитесь без кондиционера? И неужели Виктория до сих пор стирает вручную? - спрашивали его.
- Нет, нам это не нужно. Мы с техникой не в ладах, - отвечал он.
Эти слова подтверждал Марк Варшавер, директор театра «Ленком».
Жена актера, Виктория, не спорила и действительно продолжала стирать на доске. Броневой ценил ее готовность жить по его правилам и был искренне благодарен за понимание.
Разрыв с дочерью
Одной из самых тяжелых страниц в жизни Леонида Броневого стал конфликт с дочерью Валентиной.
Все началось с нелепой ссоры. Накануне своего 70-летия, которое планировали отметить в ресторане «Прага», актер попросил жену передать дочери, чтобы та не приводила на праздник внучку. По его мнению, ребенку не место среди взрослых застолий.
Как именно Виктория озвучила эту просьбу — неизвестно, но Валентина восприняла ее резко и ответила эмоционально. Когда жена передала слова дочери Броневому, он разгневался, решив, что та оскорбила его супругу. В итоге актер запретил дочери появляться в его доме.
С тех пор они не общались. Валентина неоднократно пыталась помириться — даже записала отцу послание, которое показали по телевидению. Но Броневой оставался непреклонен. В свое время он действительно отказался от личного счастья ради спокойствия дочери и теперь ждал от нее полного подчинения. Его особенно задело, что, выйдя замуж, она легко отказалась от его фамилии. К сожалению, они так и не помирились.
Со своей стороны, Валентина долго верила, что отец оставался холостым лишь потому, что продолжал любить ее мать. Новый брак Броневого стал для нее ударом, и принять мачеху она не смогла.
- Дочь стала для него запретной темой. Он фактически отрекся от нее. Денежную помощь он отправлял только внучке, но с Валентиной контактов не поддерживал. Конфликт с женой перечеркнул их отношения на 15 лет, - вспоминал водитель "Ленкома" Виталий Ратников.
Этот конфликт навсегда оставил в его сердце глубокую рану
Но самые тяжелые испытания были его впереди. В 2012 году, гастролируя в Киеве, Броневой пришел на могилу матери. Увидев ее в крайне неухоженном состоянии, он пережил сильнейший инфаркт. Врачи буквально "вернули его с того света".
Затем последовала долгая реабилитация в Москве. Из-за осложнений он потерял возможность ходить и уже свыкся с тем, что больше не сможет выходить на сцену. Однако Марк Захаров был непреклонен: без него нельзя было ставить «Вишнёвый сад».
Броневой снова начал тренироваться, постепенно возвращаясь к движению. Так произошло его второе возвращение на сцену. Он передвигался с тростью, но перед выходом оставлял её за кулисами, находя в себе силы на несколько минут игры. Во время спектакля партнёры постоянно его подстраховывали.
Однажды случилось то, чего больше всего боятся пожилые актёры, — Броневой забыл текст. Зрители, несмотря на это, проводили его со сцены аплодисментами. Однако стало очевидно, что роль придётся с него снять. Художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров не решался сказать ему об этом.
Неприятную новость сообщил директор театра. Он позвонил Броневому и сказал: «Пока не надо играть. Когда почувствуете, что стало лучше, сами скажете — и вернётесь». В ответ раздалось лишь недовольное ворчание.
У актёра осталась лишь одна небольшая роль — престарелого князя Собакина в спектакле «День опричника». Режиссёр нашёл решение: Броневого вывозили на сцену в инвалидной коляске.
3 ноября 2017 года после спектакля актер не смог подняться из инвалидного кресла, чтобы отправиться домой. Его состояние ухудшалось с каждым днем, а хрупкая супруга зачастую не могла ему помочь.
В надежде на улучшение его госпитализировали. Через полторы недели лечения появились первые признаки восстановления: он начал делать лечебные упражнения, продолжал бороться и верить в лучшее.
Но в конце ноября у него резко поднялась температура, которая не спадала двое суток. Броневой сильно исхудал, и стало ясно, что болезнь побеждает.
9 декабря 2017 года, около половины пятого утра, медсестра обнаружила, что Леонид Сергеевич скончался.
В последние годы жизни актера мучило чувство вины: из-за работы он не успел проститься с матерью на ее похоронах в Киеве. Ему передали, что в ночь перед смертью она проснулась и сказала: «Окончен путь, устала грусть, и сердце хочет отдохнуть» - после чего ушла из жизни.
В свою последнюю ночь Броневой оборвал датчики, следящие за его состоянием, точно в тот час, когда умерла его мать. Возможно, этим он хотел сказать: не пытайтесь его вернуть. Он ушел сам.
Дорогие друзья, подписчики и гости нашего канала! От всего сердца благодарим вас за ваше внимание, тёплые слова и поддержку. Желаем вам здоровья, счастья и добра!