Найти в Дзене

Самый непраздничный праздник.

12 декабря День Конституции в России, установленный в память о принятии основного закона страны, является государственным праздником. В целом, большинство россиян помнят, что 12 декабря в стране отмечается День Конституции. Однако, доля помнящих регулярно сокращается, и, несмотря на его официальное значение, многие россияне воспринимают этот день скорее, как обычный рабочий день, чем как особый праздник. Возможно, это закономерность, поскольку Основной закон с каждым годом всё больше теряет связь с реальной жизнью россиян. Это также связано не только с тем, что дата принятия ельцинской Конституции стала рабочим днём. Прежде он был выходным, как и в советские времена (до брежневского периода ещё и салют давали). С 2004 года День Конституции перестал быть государственным выходным днём. Это значительно снизило интерес к празднику у населения, поскольку многие люди просто продолжают работать в этот день. Праздник чаще всего отмечается серией мероприятий — рядом научно-практических конферен

12 декабря День Конституции в России, установленный в память о принятии основного закона страны, является государственным праздником. В целом, большинство россиян помнят, что 12 декабря в стране отмечается День Конституции.

Однако, доля помнящих регулярно сокращается, и, несмотря на его официальное значение, многие россияне воспринимают этот день скорее, как обычный рабочий день, чем как особый праздник. Возможно, это закономерность, поскольку Основной закон с каждым годом всё больше теряет связь с реальной жизнью россиян. Это также связано не только с тем, что дата принятия ельцинской Конституции стала рабочим днём. Прежде он был выходным, как и в советские времена (до брежневского периода ещё и салют давали).

С 2004 года День Конституции перестал быть государственным выходным днём.

Это значительно снизило интерес к празднику у населения, поскольку многие люди просто продолжают работать в этот день.

Праздник чаще всего отмечается серией мероприятий — рядом научно-практических конференций, «круглых столов», публикаций в СМИ.

Следует признать, что российская Конституция стала в своё время инструментом «принуждения к общественному согласию» и сегодня остаётся гарантом стабильного развития страны, «имеет огромный потенциал даже при существующих недостатках».

Но о главном недостатке действующей Конституции - её политико -юридической не легитимности  (то есть незаконности) — её «трубадуры» упорно умалчивают.

Двадцать лет политические процессы в Российской Федерации протекают в «конституционном поле», навязанном стране участниками государственного переворота сентября -октября 1993 года во главе с гражданином Б. Ельциным. Хронология «принятия» «ельцинской» Конституции — летопись произвола и беззакония, фальсификации и манипулирования.

В целом, отсутствие праздничного настроения связано с тем, что День Конституции воспринимается скорее, как формальный государственный праздник, чем значимое событие в жизни страны.

Сейчас дата забывается ещё и потому, что в общественном сознании снижается значимость этого основополагающего документа, как и права в целом. А снижается так как люди в повседневной жизни, сталкиваясь с нарушениями своих прав, видят, что чиновники всё чаще ставят себя над законом.

Также одна из причин «непопулярности» праздника – его историческая значимость. Конституция была принята в 1993 году после распада СССР, когда страна переживала сложные времена. Многие россияне до сих пор ассоциируют этот период с экономическими трудностями и политической нестабильностью, поэтому праздник не вызывает особых положительных эмоций.

Некоторые граждане могут считать, что Конституция не выполняет свои функции должным образом, что также снижает интерес к этому дню.

Итак, что вообще мы празднуем? Каково историко -политическое значение этой Конституции?

Как известно, тогда действующий президент Б.Н. Ельцин в сентябре 1993 года своим указом, нарушающим на тот момент Конституцию, разогнал Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ, а затем был отстранён от должности действующей властью; ввёл войска в Москву, которые по его приказу расстреляли безоружный Белый дом из танков.

Речь идёт об известном конституционном кризисе из-за конфликта между тогдашним президентом России Борисом Ельциным и парламентом страны. Фактически Ельцин совершил самопереворот, распустив парламент и введя президентскую систему правления по указу.

Кризис закончился тем, что Ельцин применил военную силу, чтобы атаковать Дом Советов в Москве и арестовать законодателей. В России события известны как «Октябрьский переворот» («Октябрьский путч», или «Чёрный октябрь»).

Следует признать, что Борису Ельцину для закрепления результатов государственного переворота нужна была некая правовая база, которая могла бы считаться основой функционирования государства. Правление «сильного президента», наделённого неограниченными полномочиями, нужно было закамуфлировать конституционным документом, который к тому же был призван оправдать трагедию сентября -октября 1993 года.

Ельцинское «Положение о всенародном голосовании...» гласило, что «на всенародное голосование выносится проект Конституции Российской Федерации, представленный президентом Российской Федерации». Это означало, что никто не может представить другой проект Конституции, и свидетельствовало, кто в России считает себя «хозяином».

Между тем, к тому времени уже существовал проект Конституции РФ, подготовленный Конституционной комиссией Съезда народных депутатов России. Текст Конституционной комиссии к тому времени уже был одобрен Съездом народных депутатов. Однако он никак не удовлетворял личные властные амбиции Б. Ельцина.

За проект Конституции проголосовали 32,9 миллиона, против — 23,4 миллиона. Если считать по ельцинскому «Положению о всенародном голосовании...», то «за» проголосовали 56,6 процента от количества выданных бюллетеней. Если же вести подсчёт по никем тогда формально не отменённому закону «О референдуме РСФСР», то проект Конституции одобрили лишь 30,9 процента активных избирателей, а высказались против него 22,0 процента активных избирателей.

В 14 регионах голосование за новую Конституцию вообще не состоялось. В Республике Татарстан, например, насчитывалось 2638575 человек, внесённых в списки избирателей. В голосовании же приняли участие 367088 человек, или 13,9 процента избирателей.

В выводах экспертной группы масштабные фальсификации фактически были подтверждены. В частности, указывалось, что в голосовании за Конституцию РФ на самом деле принимали участие не более 46 процентов от списочного состава избирателей. То есть «ЗА» новой Конституции сказали значительно меньше половины зарегистрированных избирателей. В этих выводах признавалось, что Конституция не получила поддержки более половины субъектов Российской Федерации.

Это означает, что якобы «одобренная» тогда и действующая поныне Конституция является нелегитимной, не имеет юридической силы! Поэтому все разглагольствования нынешних либералов о «неприкосновенности» и «святости» в действительности «незаконнорождённой» Конституции ничего, кроме ироничной усмешки, у нормального человека вызвать не могут.

Ельцин вступил в должность президента Российской Федерации после распада Советского Союза в 1991 году. Однако, несмотря на это, Конституция РСФСР 1978 года оставалась в силе. Ельцин начал расширять свои полномочия, что привело к политическому противостоянию с российским парламентом. После проведения четырёхэтапного референдума в апреле о поддержке его руководства и социально-экономической политики, а также о поддержке досрочных выборов  Ельцин 21 сентября объявил о проведении парламентских выборов и распустил законодательное собрание, что не было предусмотрено Конституцией и не было одобрено референдумом.

23 сентября парламент во главе с председателем Верховного Совета Русланом Хасбулатовым объявил Ельцина неспособным исполнять обязанности президента, провозгласил вице-президента Александра Руцкого исполняющим обязанности президента и забаррикадировался в здании Белого дома. Начались десятидневные уличные бои между полицией и демонстрантами, верными Ельцину и парламентариям.

3 октября демонстранты прорвали оцепление милиции и, по призыву своих лидеров, захватили мэрию и попытались штурмовать Останкинский телецентр.

4 октября армия, которая оставалась нейтральной, обстреляла Белый дом из танков и по приказу Бориса Ельцина штурмовала здание силами спецназа, арестовав выживших лидеров сопротивления. Все участники событий были амнистированы Государственной Думой в феврале 1994 года и освобождены из тюрьмы.

В разгар кризиса некоторые считали, что Россия «стоит на пороге» гражданской войны. 10-дневный конфликт стал самым кровопролитным уличным столкновением в истории Москвы со времён Октябрьской революции. Согласно официальной статистике правительства России, 147 человек были убиты и 437 ранены. Как ни странно, после этих кровавых событий Ельцин укрепил свои позиции, ещё больше расширил полномочия исполнительной власти и добился принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.

Спустя чуть больше двух месяцев после октябрьских событий в результате «всенародного голосования». Ельцин принял новую Конституцию, а спустя год объявил 12 декабря государственным праздником.

Не следует забывать и то, что якобы всенародно «принятая» «ельцинская» Конституция почему-то не является Основным Законом, нормативно -правовым актом высшей юридической силы, как это считается в мировой практике. Название — Конституция — есть, а юридическое содержание полностью отсутствует.

Отсюда следует важный политический вывод. Записанное во втором разделе «ельцинской» Конституции утверждение: «Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации— России, принятой 12 апреля 1978 года» с юридической точки зрения — чистой воды фикция.

Конституция без статуса Основного Закона не может отменить Конституцию со статусом. Неужели этого не знали юридические «мудрецы»? Или они действовали по принципу: был бы заказ, а юристы постараются.

Не верится, что пособники -юристы не понимали, что их действия подпадали под статьи действовавшего в тот период УК РСФСР, являясь «особо опасными государственными преступлениями», и подлежали судебному преследованию. Не верится, что они до сих пор не понимают, что с их помощью, с их «юридического» согласия государство «Российская Федерация» со всеми его ветвями власти и законами — фиктивное, незаконное образование, что по всем международным правовым нормам в стране продолжают действовать

Конституция (Основной Закон) РСФСР и законы, которые никто не отменял. А ведь эти горе -юристы до сих пор продолжают учить студентов — будущее нашей страны!

Многих ещё больше удивили масштабы фальсификаций на «новых выборах по рецепту гражданина Ельцина» 12 декабря 1993 года. Назначенная Б. Ельциным Центральная избирательная комиссия (ЦИК), закрыв глаза на огромные фальсификации и нарушения действующего законодательства, посчитала Конституцию принятой. Чтобы избежать разоблачения фальсификаций, избирательные бюллетени, вопреки действующему до сих пор положению, были по-быстрому уничтожены.

Авторитарная «ельцинская» Конституция 1993 года по своим параметрам явилась огромным шагом назад по сравнению даже с правленной -переправленной Конституцией Российской Федерации, действовавшей до 1993 года.

Новая Конституция сделала президента и правительство неподотчетными никому; она поставила под их контроль и Конституционный суд, тем самым положив конец независимости судебной системы.

Парламент - Федеральное собрание — превратился в заурядную декорацию авторитарного режима, в «машину для голосования».

Никакого «баланса» властей новая Конституция не ввела, демократия на основе «российской модели британской королевы» в ещё большей степени обрела черты олигархичности и коррумпированности. Провозглашённое правовое государство из-за «загогуленного» произвола стало лозунгом, а социально-экономические права граждан по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 года - фикцией. Народу преподнесли ещё один образчик «танковой демократии».

Словом, двадцать лет страна живёт в нелегитимном «конституционном поле». Это не только негативно отражается на внутреннем состоянии общества — российская экономика втянута в величайшую депрессию, — но и таит угрозу во внешнеполитической деятельности.

Более активную позицию в вопросе нелегитимной Конституции Российской Федерации и её легитимизации должен был бы занять Конституционный суд как орган конституционного правосудия, критерием деятельности которого является Конституция Российской Федерации.

Именно Конституционный суд был вправе и обязан обратить внимание на неконституционность указов, которые команда Ельцина пекла как блины.

С 12 декабря 1993 года он продолжает использовать в качестве критерия своей деятельности нелегитимную Конституцию. Он безропотно наблюдает, как «совершенствуется, углубляется» ущербная «демократия» по-российски, как избрание депутатов осуществляется «большинством» из числа принявших участие в голосовании, то есть любым, каким угодно фактическим меньшинством избирателей, пришедших на выборы. Российская «демократия» докатилась до выборов, при которых решающую роль играют различные угодные власти «фильтры».

Важно обратить внимание также на то, что «модель британской королевы» не удалось реализовать на практике. С.Шахрай объясняет это особенностью характера первого президента России, а также тем, что в 1990-е годы «в стране не было времени, когда президент мог бы отдыхать, читать книги и заниматься совершенствованием юридического образования». Вот вам и «новизна» «живой, самореализующейся» Конституции по -российски!

В повестку остро встаёт вопрос о восстановлении легитимности Конституции Российской Федерации со всеми вытекающими из этого политическими и социально-экономическими условиями. Принимая во внимание нелегитимность действующей Конституции РФ (к тому же она не является Основным Законом страны), первоочередной политической задачей мы считаем немедленный созыв Конституционного собрания с участием представителей зарегистрированных политических партий на паритетных началах для разработки новой Конституции (Основного Закона) Российской Федерации. Это позволит разрешить противоречия нелегитимности «конституционного поля» в государстве, провести в «мягкой» форме назревшую конституционную реформу, без которой невозможно восстановить нашу политическую систему, сделав её эффективной, а правящий режим — демократическим. Без этого невозможно добиться легитимизации высших органов государственной власти, особенно необходимой для внешнеполитической деятельности.

Давно назрело устранение дисбаланса полномочий среди высших государственных органов федеральной власти, особенно в соотношении президент — председатель правительства — парламент.

Подводя итоги, следует отметить, что серьёзной переработки требуют избирательное законодательство и процедура проведения выборов всех уровней. Предстоит в полной мере реализовать принципы демократии: восстановление подлинного народовластия, национального и регионального представительства в выборных органах законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Реализация выдвинутой концепции вывода Российской Федерации из нынешнего нелегитимного «конституционного поля» могла бы стать первоочередной задачей не только левых оппозиционных сил, но и всех патриотов России.