Найти в Дзене
Проект SFERA Live

От «Бурана» к «Циркону»: как советские технологии 80-х определили гиперзвуковое превосходство России

Оглавление

В 1988 году советский «Буран» совершил невозможное: полностью автоматический полёт и посадку с ювелирной точностью. Мир восхитился, но так и не узнал, что технологии этого челнока стали основой для оружия будущего. Через 35 лет гиперзвуковая ракета «Циркон», способная летать в 9 раз быстрее звука, потрясла военных аналитиков НАТО. Оказалось, её «предка» создали те же инженеры, которые проектировали «Буран». Как советские наработки времён холодной войны определили гиперзвуковое превосходство России — и почему Запад до сих пор не может их повторить?  

«Космический щит» как пролог к гиперзвуку 

Когда в 1970-х СССР начал разрабатывать «Буран», главной задачей было не повторить американский Shuttle, а создать систему, способную парировать ядерный удар. Для этого требовались технологии, работающие в экстремальных условиях: температуры до 1500°C, перегрузки, сверхзвуковые скорости. Инженеры даже не подозревали, что их решения станут основой для гиперзвуковых ракет XXI века.  

Одной из ключевых проблем «Бурана» была теплозащита. Корабль входил в атмосферу на скорости 27 тыс. км/ч, и классические материалы мгновенно плавились. Решение нашли в многослойных композитах: 38 тыс. плиток из кварцевого волокна, каждая уникальной формы. Как позже отметил академик Евгений Велихов в интервью «Российской газете»: «Эти плитки выдерживали нагрев до 1650°C, но их настоящий секрет — система отвода тепла, которую мы позже применили в гиперзвуковых аппаратах».  

Именно эта технология стала основой для теплозащиты «Циркона». При скорости 9 Махов поверхность ракеты нагревается до 2000°C — вдвое больше, чем у «Бурана». В НПО «Союз» (бывшее КБ Глушко) создали керамику с углеродными нановолокнами, сохраняющую прочность даже при плавлении внешнего слоя. Как признался в 2021 году гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов: «Без опыта «Бурана» мы бы потратили на разработку «Циркона» не 20 лет, а минимум 50».  

Но теплозащита — лишь часть наследия. Настоящим прорывом стали алгоритмы управления. «Буран» летел в плазме, которая глушила радиосигналы, потому его система ориентировалась по звёздам и рельефу местности. Эти же принципы легли в основу ГЛОНАСС-независимого наведения «Циркона». Ракета корректирует траекторию по магнитным аномалиям Земли, как когда-то челнок — по созвездиям.  

>>_____________________

Если хотите читать больше таких статей в фирменном стиле, то подписывайтесь на Премиум.

>>_____________________∆

От космического челнока к гиперзвуку

Ракетно-космическая система «Энергия-Буран» требовала двигателей, способных работать в двух режимах: стартовом и орбитальном. Для этого в КБ «Энергомаш» создали РД-170 — самый мощный ЖРД в истории. Его модификация РД-171 до сих пор используется в ракете «Союз-5». Но мало кто знает, что эти двигатели стали прародителями прямоточных установок для гиперзвука.  

Главная проблема гиперзвуковых ракет — воздухозаборник. На скорости 9 Махов воздух превращается в плазму, которую невозможно сжать. Решение подсказали двигатели «Бурана»: их турбонасосные агрегаты работали при давлениях до 250 атмосфер. В «Цирконе» эту технологию перевернули: вместо сжатия воздуха его ионизируют, создавая магнитное поле. Как объяснил в докладе 2018 года академик РАН Владимир Фортов: «Использование МГД-генераторов позволяет стабилизировать поток на гиперзвуке, что впервые было опробовано в стендовых испытаниях для «Бурана».  

Ещё один секрет — топливо. «Циркон» использует декалин, смешанный с алюминиевой пудрой. Эта формула была разработана для экстренного маневрирования «Бурана» при уклонении от противоспутниковых ракет. В 1984 году на испытаниях добавка алюминия увеличила тягу двигателей на 12%, но тогда технологию сочли слишком рискованной. Лишь в 2010-х её доработали, решив проблему детонации микровзрывов частиц металла.  

Но самый неожиданный элемент преемственности — система охлаждения. В «Буране» жидкий гелий охлаждал бортовые компьютеры. В «Цирконе» эту роль выполняет топливо, циркулирующее через полости в корпусе. Как отметил главный конструктор НПО машиностроения Александр Леонов:

«Мы фактически превратили ракету в гигантский радиатор. Это стало возможным благодаря исследованиям теплопереноса, проведённым для «Энергии» в 1980-х».  
-2

Автоматика «Бурана»: как алгоритмы 1980-х управляют «Цирконом»

Если теплозащита и двигатели «Циркона» — это эволюция, то система управления — прямая реплика технологий «Бурана». В 1988 году челнок выполнил 600 манёвров без вмешательства пилота. Его бортовой компьютер «Аргон-16» обрабатывал 1 млн операций в секунду — в 10 раз медленнее современного смартфона, но алгоритмы оказались настолько совершенными, что их используют до сих пор.  

Главным ноу-хау «Бурана» было прогнозирование траектории в реальном времени. Компьютер не просто реагировал на изменения, а просчитывал 5 возможных сценариев полёта, выбирая оптимальный. В «Цирконе» эта технология вышла на новый уровень: ракета строит 3D-карту целей на маршруте, используя данные с 14 сенсоров. Как сказал в интервью ТАСС замминистра обороны Алексей Криворучко: «Она способна перепрограммировать полёт за 0,8 секунды — быстрее, чем оператор успевает нажать кнопку».  

Но настоящий прорыв — устойчивость к радиоэлектронной борьбе (РЭБ). «Буран» проектировался для полётов в условиях ядерного конфликта, когда электромагнитный импульс выводит из строя всю электронику. Его экранирование и дублирующие аналоговые системы стали основой для защиты «Циркона». В 2020 году на учениях ракета успешно поразила цель, пройдя сквозь поле РЭБ, которое «глушило» сигналы в радиусе 200 км.  

Финал истории «Бурана» мог бы стать точкой в этой саге, но вышло иначе. После закрытия программы в 1993 году часть архивов попала в открытый доступ. Как признался в мемуарах бывший сотрудник ЦНИИмаш Виктор Мясников: «Мы думали, что Запад использует эти данные для шаттлов. Вместо этого американцы 20 лет пытались повторить наши решения для гиперзвука — и так и не смогли».  

Если вы хотите узнать, как алгоритмы «Бурана» повлияли на новейший истребитель Су-75 «Чекмейт», ставьте лайк и пишите в комментариях.

>>_______________

Инвестируйте в российские Дирижабли нового поколения:

https://reg.solargroup.pro/ecd608/airships/?erid=2VtzqwwxGTG

>>_______________∆∆∆

Первый запуск дирижабля Nova 01 уже на этой неделе. Видео с места событий на канале.

Автор:

kogman