Найти в Дзене
Готовим.РУ

Пикник на картинах русских и советских художников +20 картин

Изображение пикника в русской и советской живописи не идёт ни в какое сравнение с картинами западных художников. Т.е. сравнивать, конечно, никто не запрещает, но смысл в этом минимальный. Объясню на конкретном примере. Искусствоведы намекают, что при написании картины Алексей Владимирович был вдохновлен знаменитыми «Завтраками на траве» Мане и Моне. Но стоит приглядеться к полотну повнимательнее, как от французского флёра остается ровно ничего. Самовар! Да-да, вам не показалось, на русском пикнике самовар уместен. На другом варианте картины к самовару присоединился молодой человек в косоворотке и картузе. Тему пикника затронул и Иван Иванович Шишкин. И где же проходит пикник? Конечно, в сосновом лесу! Как и на предыдущей картине, отдыхающие сидят рядом с закипающим самоваром. Глядя на пикник Кустодиева, начинаешь переживать за сосну в центре картины. Кажется, еще немного, и дерево будет охвачено пламенем костра, вокруг которого собрались отдыхающие. Чуть поодаль для них уже готовится с
Оглавление

Изображение пикника в русской и советской живописи не идёт ни в какое сравнение с картинами западных художников. Т.е. сравнивать, конечно, никто не запрещает, но смысл в этом минимальный. Объясню на конкретном примере.

«Пикник в лесу» Алексей Исупов, 1915 год

Искусствоведы намекают, что при написании картины Алексей Владимирович был вдохновлен знаменитыми «Завтраками на траве» Мане и Моне. Но стоит приглядеться к полотну повнимательнее, как от французского флёра остается ровно ничего.

Самовар! Да-да, вам не показалось, на русском пикнике самовар уместен.

-2

На другом варианте картины к самовару присоединился молодой человек в косоворотке и картузе.

Алексей Владимирович Исупов, «Пикник в лесу». Из собрания Музея русского импрессионизма
Алексей Владимирович Исупов, «Пикник в лесу». Из собрания Музея русского импрессионизма
-4

Тему пикника затронул и Иван Иванович Шишкин. И где же проходит пикник? Конечно, в сосновом лесу!

«Пикник в сосновом лесу» Иван Иванович Шишкин

-5

Как и на предыдущей картине, отдыхающие сидят рядом с закипающим самоваром.

-6

Глядя на пикник Кустодиева, начинаешь переживать за сосну в центре картины. Кажется, еще немного, и дерево будет охвачено пламенем костра, вокруг которого собрались отдыхающие.

Борис Кустодиев «Пикник», 1920 год

-7

Чуть поодаль для них уже готовится самовар для чаепития. И ведь всё это только фантазия художника. В 1920 году такие посиделки на природе были уже в прошлом.

-8

«Воскресный день» Алексея Ивановича Корзухина, 1884 год

Тут уже не только песни под гитару, как у Кустодиева, но и пляски под гармонь. Не припомню, чтобы на западноевропейских картинах отдых на природе сопровождался танцами. А вы?

-9

Самовар на своем почётном месте – в центре картины.

Думаете, это единственная картина пикника с самоваром и танцами? Взгляните на пикник русского художника Леонида Ивановича Соломаткина.

«Пикник» Леонид Иванович Соломаткин, 1882 год

-10

Леонид Иванович Соломаткин прожил сложную жизнь, но это не помешало ему писать радостные картины. Оставлю здесь небольшой отрывок из биографии художника:

«С младенчества был круглым сиротою и перенес все то, что достается на долю бедняка-сироты, развиваясь годами во мне пробудилась страсть к искусству… я все думал или о красивых местностях, или передо мною рисовались сцены народной жизни моей родины. Не в силах далее выдержать, я решил обратиться за советом к художнику Меликову, служащему в Морском училище в Николаеве, и г. Меликов, рассмотрев мои рисунки, решительно советовал мне заняться искусством и отправиться в Академию художеств. Совет художника глубоко запал в мою душу и решил меня по неимению средств идти пешком в Москву — хотя и без средств, но с полною верою в будущее. В Москве я отправился в Училище живописи и был принят бесплатно — с полным сочувствием к своему положению как в профессорах, так и в учениках, которые мне предложили кто квартиру, кто пособие».

Тема пикника обнаружилась в работах Василия Ивановича Сурикова.

«Пикник» Василий Иванович Суриков, 1902 год

-11

Яркими мазками по центру холста изображена запряжённая в пролетку лошадь, стоящая среди поля. Судя по шляпкам и одежде, погода прохладная, больше похожая на осеннюю. Две молодые дамы решили отдохнуть в пути, и устроить небольшой пикник прямо у колес пролетки.

А какие чудесные пикники у Константина Алексеевича Коровина! На одном изображена компания, собравшаяся теплым летним вечером на берегу реки.

«Пикник» Коровин Константин Алексеевич, 1880 год

-12

Совсем другой пикник и по настроению, и по стилю на картине, написанной на 42 года позже.

«Пикник» Коровин Константин Алексеевич, 1922 год

-13

Есть полотна, которые нельзя в полной мере отнести к теме пикника. Но тематика близка. К примеру, как картина русского художника-передвижника Василия Григорьевича Перова.

«Охотники на привале» Перов, 1871 год

-14

Погода не шепчет, но это не мешает трём мужчинам отдыхать на природе после «удачной охоты». На их импровизированном столе вместо скатерти - газета, на которой лежат чарки, фляга, кусок чёрного хлеба, яйцо и огурец.

-15

Однако не всё так просто. Художник хорошо разбирался в охоте, и специально превратил картину в настоящий анекдот, наполненный ошибками, неточностями в деталях, подчеркивающие враньё «охотников»:

  • Обратите внимание на добычу - заяц-русак и рябчик. Но рябчики водятся в лесу, а зайца могли подстрелить только в поле. Поэтому они не могут быть трофеями одной охоты;
  • На земле лежит слегка помятый рожок для сбора гончих в стаю. Но никаких гончих на картине нет. И на псовой охоте не нужны ружья;
  • Дорогое английское ружья лежат дульной частью на земле, отчего канал ствола может засориться. Так не поступит настоящий охотник;
  • И, наконец, один из охотников сидит в сапогах на каблуках. Охотиться в них было бы неудобно.

Не смогла пройти мимо пикника Казимира Малевича. В 1908 году, до того, как создать свой знаменитый «Черный квадрат», он написал картину «Отдых. Общество в цилиндрах».

«Отдых. Общество в цилиндрах» Казимир Малевич, 1908 год

-16

Можно долго рассматривать дам и господ на картине, подмечаю неожиданные детали. Например, вот такое поведение господина в цилиндре.

-17

Нет, на этой картине не пикник, но отдых в поле.

«Жатва» Зинаида Евгеньевна Серебрякова, 1915 год

-18

До чего ж красивы серебряковские крестьянки с их загорелыми лицами, длинными шеями, сильными руками и ногами. Пропорции их фигур нарушены, но картина от этого только выигрывает. Пишут, что художнице позировали девушки из села, расположенного неподалёку от её семейного имения Нескучное в Курской губернии. Сохранились их имена - Марфа, Марина, Анна и Катерина.

Нарушу хронологию, ради того, чтобы сразу показать другие, не менее прекрасные женские образы в похожей обстановке – на отдыхе после сбора урожая. Приятно найти прохлажу в жаркий летний день под кронами деревьев.

«Пикник» Прокопенко Алексей Андреевич, 1971 год

-19

Полотно Владимира Егоровича Маковского входит в золотой фонд Острогожского историко-художественный музея. И сюжет на нём вызывает вопросы, ответов на которые у меня нет.

«Набережная города Выборга» Владимир Егорович Маковский, 1906 год

-20

Может быть, вам понятно, кто эти женщины, которые устроили чаепитие на набережной? Они возят с собой в корзинах целый набор чашек и блюдец?

Свой пикник с чайными чашками есть у яркого представителя русского авангарда Аристарха Васильевича Лентулова. На нас смотрит компания детей, сидящих на траве в цветущем саду. В руках одного из мальчиков – поднос с чайником и угощениями.

«Пикник. Чаепитие» Аристарх Васильевич Лентулов, 1927 год

-21

На картине 1938 года, написанной советским художником Мальцевым Петром Тарасовичем для выставки «Индустрия социализма», изображен образцово-показательный выходной. Тут вам и скатерть-самобранка с виноградом, арбузом, дынями, и безудержное веселье с плясками под гармонь.

«Выходной» Мальцев Пётр Тарасович, 1938 год

-22

В годы Великой Отечественной войны Мальцев служил военным художником отдела культпросветработы, рисовал плакаты, портреты моряков, батальные полотна. После войны продолжил творить в том же направлении.

Т.к. к нам часто приходили за «сметаной и яблоками», ждали «бояр с ключами от города», то закономерно, что среди художников были фронтовики. Тем интереснее смотреть на написанные или полотна мирной жизни.

«Пикник» Жибинов Алексей Петрович

-23

Кто сказал, что пикник по-русски не может быть, как на картине Виктора Наумкина? Если быть совсем точным, то на картине запечатлено празднование дня рыбака в поселке Заплавье на берегу озера Селигер. Почему-то не видно поблизости котов…

«Большая уха» Виктора Наумкина, 1978 год

-24

Поскромнее, не так глобально, как у Наумкина, но по-своему очаровательно выглядит поездка на рыбалку, а после и пикник. Возможно, выбранный художником сюжет кому-то из вас покажется близким и знакомым.

«Отдых молодёжи» Ханин Евгений Соломонович, 1975 год

-25

Как и в прошлый раз, закончу подборку пикника по-русски самыми оригинальными картинами по теме. Если кто-то еще не знаком с творчеством Владимира Семеновича Любарова, то я вам завидую. Не ищите в его работах точности и детализации академического рисунка. Художник покажет и расскажет вам гораздо больше. Если вы, конечно, этого захотите.

-26

«Париж. Село в Челябинской области» Владимир Любаров, 2020 год

-27

«Пикник на матрасе» Владимир Любаров, 2020 год

-28
-29
Дональд Трамп вам не показался.
Дональд Трамп вам не показался.