Изображение пикника в русской и советской живописи не идёт ни в какое сравнение с картинами западных художников. Т.е. сравнивать, конечно, никто не запрещает, но смысл в этом минимальный. Объясню на конкретном примере.
«Пикник в лесу» Алексей Исупов, 1915 год
Искусствоведы намекают, что при написании картины Алексей Владимирович был вдохновлен знаменитыми «Завтраками на траве» Мане и Моне. Но стоит приглядеться к полотну повнимательнее, как от французского флёра остается ровно ничего.
Самовар! Да-да, вам не показалось, на русском пикнике самовар уместен.
На другом варианте картины к самовару присоединился молодой человек в косоворотке и картузе.
Тему пикника затронул и Иван Иванович Шишкин. И где же проходит пикник? Конечно, в сосновом лесу!
«Пикник в сосновом лесу» Иван Иванович Шишкин
Как и на предыдущей картине, отдыхающие сидят рядом с закипающим самоваром.
Глядя на пикник Кустодиева, начинаешь переживать за сосну в центре картины. Кажется, еще немного, и дерево будет охвачено пламенем костра, вокруг которого собрались отдыхающие.
Борис Кустодиев «Пикник», 1920 год
Чуть поодаль для них уже готовится самовар для чаепития. И ведь всё это только фантазия художника. В 1920 году такие посиделки на природе были уже в прошлом.
«Воскресный день» Алексея Ивановича Корзухина, 1884 год
Тут уже не только песни под гитару, как у Кустодиева, но и пляски под гармонь. Не припомню, чтобы на западноевропейских картинах отдых на природе сопровождался танцами. А вы?
Самовар на своем почётном месте – в центре картины.
Думаете, это единственная картина пикника с самоваром и танцами? Взгляните на пикник русского художника Леонида Ивановича Соломаткина.
«Пикник» Леонид Иванович Соломаткин, 1882 год
Леонид Иванович Соломаткин прожил сложную жизнь, но это не помешало ему писать радостные картины. Оставлю здесь небольшой отрывок из биографии художника:
«С младенчества был круглым сиротою и перенес все то, что достается на долю бедняка-сироты, развиваясь годами во мне пробудилась страсть к искусству… я все думал или о красивых местностях, или передо мною рисовались сцены народной жизни моей родины. Не в силах далее выдержать, я решил обратиться за советом к художнику Меликову, служащему в Морском училище в Николаеве, и г. Меликов, рассмотрев мои рисунки, решительно советовал мне заняться искусством и отправиться в Академию художеств. Совет художника глубоко запал в мою душу и решил меня по неимению средств идти пешком в Москву — хотя и без средств, но с полною верою в будущее. В Москве я отправился в Училище живописи и был принят бесплатно — с полным сочувствием к своему положению как в профессорах, так и в учениках, которые мне предложили кто квартиру, кто пособие».
Тема пикника обнаружилась в работах Василия Ивановича Сурикова.
«Пикник» Василий Иванович Суриков, 1902 год
Яркими мазками по центру холста изображена запряжённая в пролетку лошадь, стоящая среди поля. Судя по шляпкам и одежде, погода прохладная, больше похожая на осеннюю. Две молодые дамы решили отдохнуть в пути, и устроить небольшой пикник прямо у колес пролетки.
А какие чудесные пикники у Константина Алексеевича Коровина! На одном изображена компания, собравшаяся теплым летним вечером на берегу реки.
«Пикник» Коровин Константин Алексеевич, 1880 год
Совсем другой пикник и по настроению, и по стилю на картине, написанной на 42 года позже.
«Пикник» Коровин Константин Алексеевич, 1922 год
Есть полотна, которые нельзя в полной мере отнести к теме пикника. Но тематика близка. К примеру, как картина русского художника-передвижника Василия Григорьевича Перова.
«Охотники на привале» Перов, 1871 год
Погода не шепчет, но это не мешает трём мужчинам отдыхать на природе после «удачной охоты». На их импровизированном столе вместо скатерти - газета, на которой лежат чарки, фляга, кусок чёрного хлеба, яйцо и огурец.
Однако не всё так просто. Художник хорошо разбирался в охоте, и специально превратил картину в настоящий анекдот, наполненный ошибками, неточностями в деталях, подчеркивающие враньё «охотников»:
- Обратите внимание на добычу - заяц-русак и рябчик. Но рябчики водятся в лесу, а зайца могли подстрелить только в поле. Поэтому они не могут быть трофеями одной охоты;
- На земле лежит слегка помятый рожок для сбора гончих в стаю. Но никаких гончих на картине нет. И на псовой охоте не нужны ружья;
- Дорогое английское ружья лежат дульной частью на земле, отчего канал ствола может засориться. Так не поступит настоящий охотник;
- И, наконец, один из охотников сидит в сапогах на каблуках. Охотиться в них было бы неудобно.
Не смогла пройти мимо пикника Казимира Малевича. В 1908 году, до того, как создать свой знаменитый «Черный квадрат», он написал картину «Отдых. Общество в цилиндрах».
«Отдых. Общество в цилиндрах» Казимир Малевич, 1908 год
Можно долго рассматривать дам и господ на картине, подмечаю неожиданные детали. Например, вот такое поведение господина в цилиндре.
Нет, на этой картине не пикник, но отдых в поле.
«Жатва» Зинаида Евгеньевна Серебрякова, 1915 год
До чего ж красивы серебряковские крестьянки с их загорелыми лицами, длинными шеями, сильными руками и ногами. Пропорции их фигур нарушены, но картина от этого только выигрывает. Пишут, что художнице позировали девушки из села, расположенного неподалёку от её семейного имения Нескучное в Курской губернии. Сохранились их имена - Марфа, Марина, Анна и Катерина.
Нарушу хронологию, ради того, чтобы сразу показать другие, не менее прекрасные женские образы в похожей обстановке – на отдыхе после сбора урожая. Приятно найти прохлажу в жаркий летний день под кронами деревьев.
«Пикник» Прокопенко Алексей Андреевич, 1971 год
Полотно Владимира Егоровича Маковского входит в золотой фонд Острогожского историко-художественный музея. И сюжет на нём вызывает вопросы, ответов на которые у меня нет.
«Набережная города Выборга» Владимир Егорович Маковский, 1906 год
Может быть, вам понятно, кто эти женщины, которые устроили чаепитие на набережной? Они возят с собой в корзинах целый набор чашек и блюдец?
Свой пикник с чайными чашками есть у яркого представителя русского авангарда Аристарха Васильевича Лентулова. На нас смотрит компания детей, сидящих на траве в цветущем саду. В руках одного из мальчиков – поднос с чайником и угощениями.
«Пикник. Чаепитие» Аристарх Васильевич Лентулов, 1927 год
На картине 1938 года, написанной советским художником Мальцевым Петром Тарасовичем для выставки «Индустрия социализма», изображен образцово-показательный выходной. Тут вам и скатерть-самобранка с виноградом, арбузом, дынями, и безудержное веселье с плясками под гармонь.
«Выходной» Мальцев Пётр Тарасович, 1938 год
В годы Великой Отечественной войны Мальцев служил военным художником отдела культпросветработы, рисовал плакаты, портреты моряков, батальные полотна. После войны продолжил творить в том же направлении.
Т.к. к нам часто приходили за «сметаной и яблоками», ждали «бояр с ключами от города», то закономерно, что среди художников были фронтовики. Тем интереснее смотреть на написанные или полотна мирной жизни.
«Пикник» Жибинов Алексей Петрович
Кто сказал, что пикник по-русски не может быть, как на картине Виктора Наумкина? Если быть совсем точным, то на картине запечатлено празднование дня рыбака в поселке Заплавье на берегу озера Селигер. Почему-то не видно поблизости котов…
«Большая уха» Виктора Наумкина, 1978 год
Поскромнее, не так глобально, как у Наумкина, но по-своему очаровательно выглядит поездка на рыбалку, а после и пикник. Возможно, выбранный художником сюжет кому-то из вас покажется близким и знакомым.
«Отдых молодёжи» Ханин Евгений Соломонович, 1975 год
Как и в прошлый раз, закончу подборку пикника по-русски самыми оригинальными картинами по теме. Если кто-то еще не знаком с творчеством Владимира Семеновича Любарова, то я вам завидую. Не ищите в его работах точности и детализации академического рисунка. Художник покажет и расскажет вам гораздо больше. Если вы, конечно, этого захотите.