- Митрополичьи палаты(Ярославль)
- Кельи в Спасо-Преображенском монастыре (Ярославль)
- Архиерейские палаты (Суздаль)
- Палаты (Суздаль)
- Замок Андрея Боголюбского(Боголюбово)
Всем привет! Это продолжение моего цикла статей про палаты. Если кто-то не читал, вот .
Если в прошлой части я рассказывал про палаты в Москве, то в этой я буду рассказывать про палаты из других городов. Приятного чтения.
Митрополичьи палаты(Ярославль)
Митрополичьи палаты были построены в конце 80-х — начале 90-х годов XVII века на месте сгоревших воеводских хором в Рубленом городе в качестве парадной резиденции митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича. Первоначально ярославское место пребывания митрополита представляло собой обнесённую каменной оградой усадьбу с большим каменным двухэтажным зданием палат, двумя флигелями, хозяйственными постройками и домовой церковью Леонтия Ростовского.
В 18 веке в этом доме дважды останавливалась Екатерина Вторая. Потом здесь жил ярославский генерал-губернатор.
В последующие годы каменная ограда, флигели и храм были снесены. Здание надстроили.
Во время артиллерийского обстрела Ярославля Красной армией бывшая резиденция митрополитов сильно пострадала, поэтому в 1920-е годы по проекту архитектора Петра Барановского была проведена реставрация здания, в результате которой палатам был возвращён первоначальный облик.
Сейчас здесь музей древнерусского искусства.
Палаты в Спасо-Преображенском монастыре (Ярославль)
Кельи Спасо-Преображенского монастыря были построены примерно во второй половине семнадцатого века. Они были построены прямо по линии старой крепостной стены, которую уже давно снесли за ветхостью. Это единственное полностью красное здание на территории Спасо-Преображенского монастыря.
Архиерейские палаты (Суздаль)
В конце XVII века рядом с собором XIII в. в северо-западной части кремля на том месте, где с древнейших времён находился двор суздальских духовных владык, по приказу митрополита Илариона возводится величественный ансамбль Архиерейских палат, соединенных галереей-переходом с колокольней 1635 года. Её восьмигранный столп завершён шатром, фасад украшен часами-курантами с кириллицей вместо цифр на циферблате.
Архиерейские палаты представляют уникальный комплекс древнерусского гражданского зодчества. В течение веков создавалась правильная, продуманная, архитектурная композиция, объединяющая в единый ансамбль разновременные здания XIII, XVI, XVII веков, сочетающий старинные традиции жилого хоромного строения и новые для Руси приемы регулярного геометрического плана.
Главным парадным залом была Крестовая палата. Она предназначалась для торжественных трапез и пышных церемоний, епархиальных заседаний, приемов знатных особ, оглашения царских приказов. Крестовая палата была утрачена в результате перестройки XIX века, когда в Архиерейских палатах размещалось Суздальское духовное училище. Палата была возрождена в 1960—1970 годы руками реставраторов.
Переделки и ремонт Архиерейских палат в XVIII—XIX веков крайне исказили их древнюю архитектуру.
Ныне в Архиерейских палатах размещаются экспозиции, служебные помещения, фондохранилища Суздальского музея.
В 1992 году Архиерейский дом включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Трапезные палаты Спасо-Ефмифиевского монастыря (Суздаль)
Успенская трапезная церковь, сооружённая в последней четверти XVI века, расположена перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников. С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой. С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную трапезную палату, покрытую тесовой кровлей. Нижний этаж трапезной палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, в верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.
Замок Андрея Боголюбского (Боголюбово)
Когда-то на месте современного Боголюбского монастыря находился огромный белокаменный замок Андрея Боголюбского. В замке было множество башен и домовая церковь. Но от всего этого великолепия до нас дожила всего одна башня.
Как писал Сергей Заграевский, «другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем». В современном Боголюбове сохранились остатки древнего дворцового комплекса. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Николай Воронин не обнаружил в Боголюбском монастыре лестничную башню и арочный переход на хоры, соединяющий башню с собором Рождества Богородицы.
Интересно, что именно на лестнице этой башни встретил смерть сам Андрей Боголюбский.
Заговорщики (бояре Кучковичи, которые были родственниками Боголюбского и некоторое время владели землями на месте будущего города Москвы), сначала спустились в винные погреба, там выпили вина, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (назвав имя одного из любимых князевых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Андрей Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли. Князь очнулся, спустился из своей спальни по лестнице и попытался скрыться за лестничным столбом. Его отыскали по кровавому следу. Убийцы кинулись на него. Андрей в конце молитвы произнёс: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!» и скончался.
Ипатьевская Летопись
На сегодня всё! До новых встреч на моём канале. Ссылка на третью часть.
Палаты России. Часть 3