Найти в Дзене

Управление конфликтами

Межличностный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных интересов (целей) личностей с различными чертами характера, ценностями или взглядами. Причины возникновения: - Несовпадение систем ценностей; - Предметные разногласия в деловых отношениях; - Столкновение личных интересов; - Негативные эмоции одного или нескольких участников конфликта; - Отсутствие навыка контроля эмоций; - Различие в мировоззрении разных поколений участников конфликта. Виды конфликта: - Участники конфликта не выходят за рамки предметных рациональных аргументов, не нарушают морально-нравственные нормы; - Выход за рамки конструктивного диалога, нарушение норм морали. Результат конфликта: - Принятие взаимовыгодного решения, развитие взаимоотношений участников общения; - Невозможность принятия решения, устраивающего обе стороны, негативное влияние на межличностные отношения. Стадии конфликта: - Возникновение конфликтной ситуации; - Осознание сторонами возникших противоре

Межличностный конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных интересов (целей) личностей с различными чертами характера, ценностями или взглядами.

Причины возникновения:

- Несовпадение систем ценностей;

- Предметные разногласия в деловых отношениях;

- Столкновение личных интересов;

- Негативные эмоции одного или нескольких участников конфликта;

- Отсутствие навыка контроля эмоций;

- Различие в мировоззрении разных поколений участников конфликта.

Виды конфликта:

- Участники конфликта не выходят за рамки предметных рациональных аргументов, не нарушают морально-нравственные нормы;

- Выход за рамки конструктивного диалога, нарушение норм морали.

Результат конфликта:

- Принятие взаимовыгодного решения, развитие взаимоотношений участников общения;

- Невозможность принятия решения, устраивающего обе стороны, негативное влияние на межличностные отношения.

-2

Стадии конфликта:

- Возникновение конфликтной ситуации;

- Осознание сторонами возникших противоречий;

- Проявление конфликтного поведения;

- Углубление и развитие конфликта;

- Разрешение конфликта:

*конструктивное;

* деструктивное;

* откладывание принятия решения (замораживание конфликта).

-3

Стратегии поведения в условиях конфликта:

- Избегание (уклонение): попытка выйти из конфликта без разрешения причин его возникновения;

- Приспособление: сглаживание возникших противоречий с ущербом для своих интересов;

- Соперничество (конкуренция): открытое противостояние, отстаивание своих интересов;

- Компромисс: разрешение противоречий путём взаимных уступок;

- Сотрудничество: совместный поиск решения, отвечающего интересам обеих сторон.

-4

Условия конструктивного разрешения конфликта:

- Завершение конфликтного взаимодействия;

- Поиск общих точек соприкосновения интересов конфликтующих сторон;

- Снижение эмоциональной напряжённости участников конфликта;

- Выявление и признание ошибок, допущенных каждой из сторон конфликта;

- Выбор оптимальной стратегии решения конфликтной ситуации.

-5

Помощь в урегулировании конфликтов:

Созидательное управление конфликтом – инструмент, который мобилизует творческий потенциал, освобождает человека от имеющихся личностных ограничений и облегчает выбор оптимального варианта поведения. Можно воспользоваться помощью медиатора. В организации часто это руководитель или представитель управления персонала. Профессиональные важные качества современного руководителя включают способность управлять конфликтными ситуациями в команде.

Медиатор, руководитель или представитель управления персонала оценивает суть спора и помогает обеим сторонам решить, как лучше разрешить конфликт. При этом он не выносит окончательного решения — его принимают участники конфликта.

Лучший конфликт — это конфликт, которого удалось избежать:

Однако если конфликт всё же случился, важно сразу взять курс на его решение. Даже если избегание или игнорирование конфликта кажется привлекательной стратегией, проблема от этого не исчезнет. 

Несколько рекомендаций, как разрешить конфликт:

  • Понять причину и цель конфликта. Это поможет понять, есть ли смысл искать решение или кем-то пытаются манипулировать.
  • Не переходить на взаимные обвинения. Лучше оперировать фактами.
  • Слушать друг друга и предлагать решения. Каждый из партнёров может и имеет право предлагать свои решения для конфликта.
  • Следить за своей речью. Иногда брошенные в сердцах слова сделают всё за участников конфликта не в их пользу, даже если они просто случайно преувеличили.