Найти в Дзене
AUTOMPS

Хэтчбеку – 60? Это как считать...

 Renault 16 - автомобиль года-1965
Renault 16 - автомобиль года-1965

Французы, например, именно так и посчитали, объявив самым первым хэтчбеком свой Renault 16, справивший в Женеве премьеру в марте 1965-го. А послушать англичан, так первенцем автомобиля в этом типе кузова был их Austin A40 Farina Countryman родом из 1959 года.

Тут есть о чем поспорить, как, собственно и о других кузовах. Вот, кроссовер, к примеру. Многие считают первооткрывателем таких вседорожников с легковым несущим кузовом нашу «Ниву» 1977 года. А чем же тогда хуже «Победа» ГАЗ М-72, выпускавшаяся аж с 1955 года? А "Москвич-410"? Ну, а японцы и вовсе объявили пионером свою Toyota RAV4, появившуюся вообще только в 1994-м...

Но мы решили в этом материале рассказать именно о Рено 16, ведь именно его легендарный тогда гонщик Стирлинг Мосс назвал «самым разумно спроектированным автомобилем», который он когда-либо видел. А журнал «mot Auto-Kritik» даже посчитал Renault 16 «пощечиной немецкому автомобилестроению» и с эйфорией возвел его в ранг «нового эталона» для индустрии. Английскому Остину подобные эпитеты и не снились!

На самом деле, Renault 16 стал ни чем иным, как революцией, поскольку нарушил все условности автомобильного мира того времени.

А что это было за время такое, кстати? В 60-е в обществе произошли глубокие перемены. Бесплодные послевоенные годы были позади, росла зарплата и полная занятость, в центре внимания все чаще оказывались досуг, путешествия и потребление. Растущее благосостояние населения Западной Европы порождало все больший запрос на мобильность. Но самое главное: западный мир захлестнула волна рождаемости. Позже люди будут говорить о поколении «бэби-бумеров». И ему не хватало автомобиля, который мог бы удовлетворить разнообразные запросы молодых семей.

Поэтому-то дальновидный президент Renault Пьер Дрейфус летом 1961 года пригласил в свой кабинет руководителей отдела разработок и поставил задачу: создать совершенно новый тип семейного автомобиля. Он должен был быть таким же элегантным, как седан, но в то же время таким же просторным и универсальным, как универсал, поскольку большим семьям, по его расчетам, нужно много места. Чтобы использовать заднюю часть без ограничений, следовало использовать передний привод. В остальном у разработчиков свобода действий.

Тогда на Рено одним из самых креативных умов в недавно основанном «Бюро стиля» был 31-летний Гастон Жюше.

В конце лета 1961 года он нарисовал новаторский проект четырехдверного хэтчбека с тремя боковыми окнами, ознаменовавший рождение революционного концепта Renault 16
В конце лета 1961 года он нарисовал новаторский проект четырехдверного хэтчбека с тремя боковыми окнами, ознаменовавший рождение революционного концепта Renault 16

Разработка была проведена в рекордно короткие сроки - менее чем за четыре года.

И безо всяких там компьютеров: ватман, пластилин, дерево, кульман.
И безо всяких там компьютеров: ватман, пластилин, дерево, кульман.

Параллельно(!) Renault строит совершенно новый завод под Renault 16 в Сандувиле под Гавром всего за 18 месяцев. И уже в в январе 1965 началось серийное производство новинки. За 2 месяца до дебюта на Женевском автосалоне.

Размеры новинки: 4,32 метра в длину, 1,65 метра в ширину и 1,36 метра в высоту, четыре двери в стандартной комплектации и даже пять, если посчитать большую крышку багажника. Реакция прессы: ошеломляющая. «Победа здравого смысла: внутри больше, чем снаружи», - ликует журнал „hobby“. Даже «auto motor und sport», традиционно сдержанный в своих оценках иностранных автомобилей, говорит: «Новая концепция в среднеразмерном классе».

На самом деле Renault 16 выделялся не только своей задней дверью. Длинная колесная база и «крыша-пагода» также внесли свой вклад в его неповторимый облик. Приподнятые края кузова – это не просто дизайнерская уловка. Они придают автомобилю необходимую жесткость на кручение - несмотря на отсутствие обычной для седанов поперечной перегородки между салоном и багажником.

Однако, прежде всего Renault 16 впечатлял беспрецедентной универсальностью интерьера.

Сиденья могли быть адаптированы к самым разным ситуациям в семи положениях.
Сиденья могли быть адаптированы к самым разным ситуациям в семи положениях.

Если вам нужно перевезти много вещей, задние сиденья можно сложить, сдвинуть вперед на 15 сантиметров или полностью снять. При этом объем багажника увеличивается с 346 до 1 200 литров.

Другая конфигурация - уже вышедшая из моды - позволяет подвесить спинку заднего сиденья под обшивкой крыши, а подушку сиденья наклонить вперед и прислонить к передним сиденьям сзади.

Передний пассажир может выбрать одну из двух комбинаций наклона своего сиденья: для поездки или для сна на остановке. А в положении «мама» (фото 4) мама, как следует из названия, придвигает переднее пассажирское сиденье вплотную к задней скамье, чтобы спящий на ней отпрыск не упал в пространство для ног при экстренном торможении. (Сегодня исследователи аварийных ситуаций посмотрели бы на это решение по-другому).

Одна деталь особенно нравится мужчинам, которые носят шляпы: Благодаря высоким вырезам в дверях и большой высоте салона они могут занять место в автомобиле, не рискуя, что перекладина крыши смахнет с головы головной убор.

В Renault продумали и такие детали, как массивная полка багажника. Она позволяет избежать впечатления, что вы сидите в скучном фермерском автомобиле, который в то время еще был просто утилитарным средством передвижения и изолирует запах «вонючих» покупок, что особенно важно после поездок в рыбный или сырный магазин.

Renault 16 также предлагал новаторские технологии привода: под капотом у него находился первый двигатель Renault, полностью изготовленный из алюминия. Изначально легкосплавный четырехцилиндровый двигатель развивал 55 л.с. при рабочем объеме 1 470 кубиков. Со временем мощность возросла до 93 л.с. в топовой версии TX, представленной в 1973 году. (Это сопровождалось увеличением рабочего объема до 1 647 кубических сантиметров).

«С точки зрения плавности хода, эластичности и динамики двигатель является одним из лучших среди четырехцилиндровых двигателей среднего класса на сегодняшний день», - так „auto motor und sport“ оценил этот силовой агрегат, который позже войдет в историю автоспорта в более мощной форме на спортивных автомобилях Alpine A110 и A310.

Четвёрка была сильно сдвинута назад.
Четвёрка была сильно сдвинута назад.

Перед ней разработчики установили коробку передач. Это принцип расположения двигателя, при котором на переднюю ось приходится только 55% веса. Благоприятный центр тяжести и нейтральная развесовка обеспечивали безопасное и в то же время очень спортивное управление.

Renault 16 унаследовал от R 4 торсионную подвеску. Это способствует объему багажника, поскольку в нем не было мешающих куполов пружин. Любопытный побочный эффект этого решения: авангардный француз имел... колесную базу, которая слева на 67 миллиметров длиннее, чем справа. При общих 2 717 и 2 650 миллиметрах соответственно это, конечно, было заметно только очень опытному глазу.

Новинка сразу пришлась по вкусу целевой аудитории
Новинка сразу пришлась по вкусу целевой аудитории

В 1966 году, в первый полный год продаж, только во Франции разошлись 68 916 автомобилей своей новой топовой модели. К 1969 году эта цифра выросла до 92 488 автомобилей. А по всему миру в том же году Renault продала 179 991 Renault 16 , и эта цифра была даже превзойдена в 1970 году, когда с завода в Сандувиле сошло 193 698 автомобилей.

В декабре 1965 года модель R 16 была признана «Автомобилем года» 32 европейскими журналистами. Появление более мощной модели TS в 1968 году с 83 л.с. и версии с автоматом в 1969 году также способствовало росту продаж.

Ну, как, отдаем пальму первенства французам, хотя при совсем небольшой переделке крышки багажника и заднего сиденья первым хэтчбеком вполне могла бы оказаться наша "Победа"?