Французы, например, именно так и посчитали, объявив самым первым хэтчбеком свой Renault 16, справивший в Женеве премьеру в марте 1965-го. А послушать англичан, так первенцем автомобиля в этом типе кузова был их Austin A40 Farina Countryman родом из 1959 года.
Тут есть о чем поспорить, как, собственно и о других кузовах. Вот, кроссовер, к примеру. Многие считают первооткрывателем таких вседорожников с легковым несущим кузовом нашу «Ниву» 1977 года. А чем же тогда хуже «Победа» ГАЗ М-72, выпускавшаяся аж с 1955 года? А "Москвич-410"? Ну, а японцы и вовсе объявили пионером свою Toyota RAV4, появившуюся вообще только в 1994-м...
Но мы решили в этом материале рассказать именно о Рено 16, ведь именно его легендарный тогда гонщик Стирлинг Мосс назвал «самым разумно спроектированным автомобилем», который он когда-либо видел. А журнал «mot Auto-Kritik» даже посчитал Renault 16 «пощечиной немецкому автомобилестроению» и с эйфорией возвел его в ранг «нового эталона» для индустрии. Английскому Остину подобные эпитеты и не снились!
На самом деле, Renault 16 стал ни чем иным, как революцией, поскольку нарушил все условности автомобильного мира того времени.
А что это было за время такое, кстати? В 60-е в обществе произошли глубокие перемены. Бесплодные послевоенные годы были позади, росла зарплата и полная занятость, в центре внимания все чаще оказывались досуг, путешествия и потребление. Растущее благосостояние населения Западной Европы порождало все больший запрос на мобильность. Но самое главное: западный мир захлестнула волна рождаемости. Позже люди будут говорить о поколении «бэби-бумеров». И ему не хватало автомобиля, который мог бы удовлетворить разнообразные запросы молодых семей.
Поэтому-то дальновидный президент Renault Пьер Дрейфус летом 1961 года пригласил в свой кабинет руководителей отдела разработок и поставил задачу: создать совершенно новый тип семейного автомобиля. Он должен был быть таким же элегантным, как седан, но в то же время таким же просторным и универсальным, как универсал, поскольку большим семьям, по его расчетам, нужно много места. Чтобы использовать заднюю часть без ограничений, следовало использовать передний привод. В остальном у разработчиков свобода действий.
Тогда на Рено одним из самых креативных умов в недавно основанном «Бюро стиля» был 31-летний Гастон Жюше.
Разработка была проведена в рекордно короткие сроки - менее чем за четыре года.
Параллельно(!) Renault строит совершенно новый завод под Renault 16 в Сандувиле под Гавром всего за 18 месяцев. И уже в в январе 1965 началось серийное производство новинки. За 2 месяца до дебюта на Женевском автосалоне.
Размеры новинки: 4,32 метра в длину, 1,65 метра в ширину и 1,36 метра в высоту, четыре двери в стандартной комплектации и даже пять, если посчитать большую крышку багажника. Реакция прессы: ошеломляющая. «Победа здравого смысла: внутри больше, чем снаружи», - ликует журнал „hobby“. Даже «auto motor und sport», традиционно сдержанный в своих оценках иностранных автомобилей, говорит: «Новая концепция в среднеразмерном классе».
На самом деле Renault 16 выделялся не только своей задней дверью. Длинная колесная база и «крыша-пагода» также внесли свой вклад в его неповторимый облик. Приподнятые края кузова – это не просто дизайнерская уловка. Они придают автомобилю необходимую жесткость на кручение - несмотря на отсутствие обычной для седанов поперечной перегородки между салоном и багажником.
Однако, прежде всего Renault 16 впечатлял беспрецедентной универсальностью интерьера.
Если вам нужно перевезти много вещей, задние сиденья можно сложить, сдвинуть вперед на 15 сантиметров или полностью снять. При этом объем багажника увеличивается с 346 до 1 200 литров.
Другая конфигурация - уже вышедшая из моды - позволяет подвесить спинку заднего сиденья под обшивкой крыши, а подушку сиденья наклонить вперед и прислонить к передним сиденьям сзади.
Передний пассажир может выбрать одну из двух комбинаций наклона своего сиденья: для поездки или для сна на остановке. А в положении «мама» (фото 4) мама, как следует из названия, придвигает переднее пассажирское сиденье вплотную к задней скамье, чтобы спящий на ней отпрыск не упал в пространство для ног при экстренном торможении. (Сегодня исследователи аварийных ситуаций посмотрели бы на это решение по-другому).
Одна деталь особенно нравится мужчинам, которые носят шляпы: Благодаря высоким вырезам в дверях и большой высоте салона они могут занять место в автомобиле, не рискуя, что перекладина крыши смахнет с головы головной убор.
В Renault продумали и такие детали, как массивная полка багажника. Она позволяет избежать впечатления, что вы сидите в скучном фермерском автомобиле, который в то время еще был просто утилитарным средством передвижения и изолирует запах «вонючих» покупок, что особенно важно после поездок в рыбный или сырный магазин.
Renault 16 также предлагал новаторские технологии привода: под капотом у него находился первый двигатель Renault, полностью изготовленный из алюминия. Изначально легкосплавный четырехцилиндровый двигатель развивал 55 л.с. при рабочем объеме 1 470 кубиков. Со временем мощность возросла до 93 л.с. в топовой версии TX, представленной в 1973 году. (Это сопровождалось увеличением рабочего объема до 1 647 кубических сантиметров).
«С точки зрения плавности хода, эластичности и динамики двигатель является одним из лучших среди четырехцилиндровых двигателей среднего класса на сегодняшний день», - так „auto motor und sport“ оценил этот силовой агрегат, который позже войдет в историю автоспорта в более мощной форме на спортивных автомобилях Alpine A110 и A310.
Перед ней разработчики установили коробку передач. Это принцип расположения двигателя, при котором на переднюю ось приходится только 55% веса. Благоприятный центр тяжести и нейтральная развесовка обеспечивали безопасное и в то же время очень спортивное управление.
Renault 16 унаследовал от R 4 торсионную подвеску. Это способствует объему багажника, поскольку в нем не было мешающих куполов пружин. Любопытный побочный эффект этого решения: авангардный француз имел... колесную базу, которая слева на 67 миллиметров длиннее, чем справа. При общих 2 717 и 2 650 миллиметрах соответственно это, конечно, было заметно только очень опытному глазу.
В 1966 году, в первый полный год продаж, только во Франции разошлись 68 916 автомобилей своей новой топовой модели. К 1969 году эта цифра выросла до 92 488 автомобилей. А по всему миру в том же году Renault продала 179 991 Renault 16 , и эта цифра была даже превзойдена в 1970 году, когда с завода в Сандувиле сошло 193 698 автомобилей.
В декабре 1965 года модель R 16 была признана «Автомобилем года» 32 европейскими журналистами. Появление более мощной модели TS в 1968 году с 83 л.с. и версии с автоматом в 1969 году также способствовало росту продаж.
Ну, как, отдаем пальму первенства французам, хотя при совсем небольшой переделке крышки багажника и заднего сиденья первым хэтчбеком вполне могла бы оказаться наша "Победа"?