Кому, как не Ловкому рюкзаку, знать, что уже пора планировать свой зимний отпуск. А если никаких планов нет, тогда пора услышать нашу версию об одном необычном, местами опасном и одновременно аутентичном приключении.
Сразу сделаю ремарку. Самое ценное в этой истории - сама история. Здесь я впервые за долгое время вернулся в формату путевого дневника и рассказываю о всём без прекрас. Ну и конечно фоточки и видео будут отличным дополнением.
Погнали с нами в трип по Египету!
Для начала расскажу о самом перелёте. Наше путешествие, как я уже упоминал, было спонтанным, поэтому билеты приходилось искать в сжатые сроки. Самым бюджетным вариантом оказалось взять пакетный тур в Хургаду, из состава которого мы воспользовались только прямыми перелётами из СПб и обратно, ну и в качестве ночлега провели в отеле последние 2 дня перед обратным рейсом.
Теперь, коротко о реалиях. Египетский скам начался буквально на выходе с трапа самолёта. Ну мы-то готовые, наверняка не знали, но понимали, куда летим.
Как выглядит официально одобренный развод туристов:
У выхода дежурят пара арабов с передвижной стойкой для выдачи виз, рядом со стойкой стоит пачка табличек с логотипами туроператоров. В зависимости от рейса, заранее осведомленные арабы берут в руки табличку, буквально перекрывают проход (чтобы никто не прошел мимо) и громко на ломаном русском представляются представителями турфирмы и предлагают оформить у них визу за 50 долларов. Естественно нас сразу смутил тот факт, что озвученная ими цена в два раза привышает стоимость визы, о которой мы узнали заранее из различных источников. Конечно, бывает всякое, поэтому решили чисто по-русски докопаться до правды и буквально с первого вопроса о стоимости вызвали волну негатива в свой адрес от “представителей туроператора”. Глядя на наш конфликт, в очереди с нашего рейса началось минутное волнение. Один из арабов фактически силой оттолкнул нас подальше от основной толпы и опять же по-русски послал на... официальное окошко по выдаче виз. Там-то цена была как положено, 25 долларов, да и из очереди были только мы трое. Получив заветный штамп в паспорт, мы двинулись дальше к стойкам контроля, а основная масса людей с нашего рейса даже увидев, что их дурят, по-прежнему продолжала стоять в очереди за визой по двойному прайсу.
Теперь о приятном. Все эти виды я снимал прямо из окна самолёта. Поэтому если вы думали, что в Египте сплошь безжизненная пустыня - это очень далеко от истины, горные пейзажи тут замечательные, и круто, что такой картинкой можно насладиться ещё на подлёте.
Пирамиды, кстати, тоже видно сверху. Воистину величественные сооружения, что тут скажешь - чудо света.
Пролетая, я сразу вспомнил современную экранизацию Агаты Кристи “Смерть на Ниле”, там красиво нарисовали русло Нила фактически у подножия пирамид, а на деле от Нила до пирамид чесать без малого часа два, если двигаться пешком. Очередная преукраса современного Голливуда. Ну да ладно, к пирамидам Гизы мы ещё вернёмся чуть позже, ведь впереди у нас знакомство с югом материкового Египта.
Началось всё в Хургаде
Для начала мы воспользовались преимуществом турпакета и поехали до нашего резорта на организованном трансфере. По дороге гид активно пытался втирать всему автобусу о правилах пребывания, опасностях самостоятельного путешествия по Египту и конечно о заранее распланированной программе, в основе которой - ежедневные платные экскурсии и прочая развлекуха. В основном я пропускал это мимо ушей, попутно рассматривая разруху, пустыри и разного рода блуждающих жителей курортного города. Курортная его часть, кстати, не такая уж и большая, всё, что дальше первой-второй линии - типичный арабский постапок... шутка конечно, но смотреть точно не на что, хотя когда со временем адаптируешься к местному колориту и начинаешь очищать зерна от плевел, попадаются и интересные кадры, личности или ситуации.
В общем где-то за полчаса мы добрались до нашего резорта, в конце гид ещё раз напомнил, что завтра в назначенное время встречаемся в холле, и самостоятельная программа строго запрещена, кроме отведенного для этого времени. Ясно-понятно, с другой стороны, а как они могут нас вообще ограничить в передвижении: виза на руках, за жильё уплачено, поэтому мы даже не стали воспринимать всерьёз эти наставления. После ситуации в аэропорту уже было предельно понятно, что все местные правила только от части отражают действительность и в большинстве случаев их можно просто игнорировать.
Тем временем в холл нашего отеля буквально завалилась толпа туристов, а выезжающие в данный момент пакетники только усугубляли томительное ожидание заселения. Строго говоря, если бы не желание в последний раз воспользоваться благами цивилизации перед длинной поездкой, т.е. попросту оставить лишние вещи, принять душ, снять лишнюю тёплую одежду, скорее всего мы сразу бы двинули дальше.
В общем потеряли мы в холле порядка часа, пока за нами не пришёл один из работников резорта. По-русски он не говорил, по-английски тоже не особо, поэтому всячески пытался изъясняться жестами, размахивал руками, намекая на то, что для нас он подготовил очень просторный номер с хорошим видом... как потом выяснилось - на дорогу. В тот момент нас это волновало мало, т.к. основной план был убраться из Хургады сегодня, а время было уже обеденное. Показав нам всё буквально за минуту наш проводник в мир египетского гостеприимства встал в проходе, и известным во всём мире жестом настойчиво показал нам, что ждёт чаевых. На тот момент местных денег у нас ещё не было, поэтому чтобы не тянуть резину дали 5 баксов. На лице нашего стюарта растянулась уже знакомая “локальная” улыбка, он срастил пару фраз, чтобы мы поняли, что он всегда к нашим услугам, естественно не за бесплатно, хлопнул дверью с обратной стороны и больше мы его не видели.
Буквально за пару минут определившись с текущими планами, дедлайном и разделив спальные места, заложили на сборы ещё час.
Уложились как надо. Дальше по планам перекус и в дорогу. Тут мы конечно упустили из вида тот факт, что пока мы приводили себя в порядок, как раз было обеденное время, а ведь питание было включено. Как говорится, не беда, погнали в город, решили найти чего-нибудь на ходу. Кстати, к предостережению о том, что в Египте лучше пить воду только из купленных запечатанных бутылок в маркетах мы отнеслись с полным доверием и серьёзностью. Источники, вода в фужерах, краны в домах и отелях, покупка воды у придорожных бродяг - с этим точно лучше не рисковать, чтобы путешествие не прошло в лучшем случае в туалете вашего номера.
В общем, продуктовых магазинов в Хургаде не сказать, что много, но найти что-то из необходимых продуктов, воды и средств гигиены проблем не составит. Я решил с ходу не рисковать, взял пару снеков, плавленый сыр, газировку и на сегодня решил ограничить свой рацион таким вот скромным обедом. Парни же решили сразу броситься во все тяжкие и заказали себе пару каких-то “кукадогов” у чувака на обочине. О каких-то нормах гигиены тут не в каждом отеле в курсе, что говорить о стрит-фуде. Смотрелось это страшно: в ржавеющем от старости холодильнике, стоящим под открытым небом, хранилась расфасованная по пакетикам мясная расчленёнка и прочие ингредиенты, из которых собиралось нечто похожее на хотдог. Из понятного была только булка. Я же в свою очередь приготовился к худшему - всё могло пойти не по плану, и я мог бы отправиться в трип по Египету в гордом одиночестве. Но скажу наперёд - пронесло (в хорошем смысле этого слова).
После небольшого пикника на обочине решено было двигаться в сторону автосалона, в котором мы заранее забронировали авто для нашего трипа. Вот с этого момента у нас начались реальные корректрировки планов. Прибыв на место, мы попали уже на второй по счёту египетский скам за сутки. Вместо забронированного нами авто нам настойчиво пытались втюхать совершенно другую машину за существенно большие деньги, ссылаясь на то, что наша машина сломалась. Она как бы стоит во дворе, мы её даже видели, но нас начали уверять в том, что она не на ходу. При этом возвращать предоплату за бронь тоже категорически отказывались. Сказать, что такой расклад в тот момент нам не понравился - ничего не сказать. Непонятно, согласись мы на новые условия, чем бы такая “клиентоориентированность” позже могла нам аукнуться. Вышли посовещаться и единогласно решили двигать дальше на общественном транспорте, прямиком вглубь континента, благо междугородние автобусы ходят, где и когда - не особо понятно, но с этим решили разбираться по ходу пьесы. А следующая наша точка - древний город Луксор, поехали.
Дорога в Луксор составляла около 5 часов в автобусе. Наперёд скажу, что рассчитывать на точность расписания общественного транспорта в Египте не приходится. Есть - уже хорошо! По такому принципу живут все местные. В начале пути даже удалось немного вздремнуть, но здоровым сном это конечно не назвать. Поездка была напряженной, обстановка незнакомая, люди тоже. Ехали в обнимку со своими пожитками, никто не рискнул закинуть свой рюкзак на багажную полку. Поэтому дремать приходилось чутко.
Автобус периодически останавливался, подбирая новых пассажиров, в итоге к моменту выезда за пределы Хургады свободных сидячих мест уже не было.
Снаружи понемногу темнело, и постепенно за окном совсем пропали различимые силуэты людей и очертания придорожных деревень. Водитель то и дело останавливался, то на перекур, то на чаепитие, то на погранконтроле, в итоге до Луксора мы добрались уже заполночь.
Оказаться в крупном арабском городе в материковой части Египта - по сути уже целое приключение. Стоит выйти из автобуса, сразу же ощущаешь прессинг местных попрошаек. Where are you from? / One dollar - эти фразы мы услышим ещё не одну сотню раз на протяжении всего нашего трипа по Египту. Но по началу это выглядело дико. Старались как-то обходить попрошаек, но это было фактически невозможно, они находили тебя повсюду, попросту перегораживая тебе дорогу. И это было посреди ночи. Мне тогда не хотелось думать о том, какая вакханалия тут твориться днём.
В общем, рывками, отбиваясь от назойливости местных попрошаек и таксистов, сделав несколько фото ночных достопримечательностей древнего храма в Луксоре (храмовый комплекс солнечного бога Амона-Ра был возведён при Аменхотепе III и Рамзесе II в 1400 году до н.э. и в последствии расширен Тутанхамоном), мы решили перебраться на другую сторону Нила, и там забронировать себе жильё.
Что касается жилья. В общем тут всё оказалось максимально просто. Все туристы в основном остаются тусоваться на жарких пляжах Хургады, в материковый Египет едут единицы, соответственно очередей из желающих снять жильё в Луксоре не было. Поэтому можно было спокойно в режиме реального времени искать жильё на агоде или букинге, бронировать и спокойно заселяться хоть посреди ночи с оплатой на месте. А у нас так и получилось.
Прогулявшись по набережной, мы дошли до паромной станции. Цена переправы с восточного берега Нила на западный была скромная, всего 5 египетских фунтов (~10 рублей). Деньги к этому моменту у нас уже были местные, мы выгодно обменяли доллары на египетские фунты в одном из банков Хургады, пока ждали автобус. Банк конечно пришлось поискать, но курс был значительно вкуснее, чем в аэропорту. Симки тоже взяли себе местные, такой вариант однозначно бюджетнее роуминга, и со связью по всей стране никаких проблем.
Пока плыли на пароме, быстро срастили себе просторный домик на несколько комнат за цену, в которую у нас в лучшем случае уставший хостел снимешь где-нибудь под Самарой. Посему решили шикануть и сразу заказали традиционный ужин к нашему прибытию.
А вот с поисками дома получился небольшой затык, пришли на район, а там ну максимально всё однообразное. Сделали пару кругов по кварталу, так и не поняли, кудать стучать. В итоге хозяин решил пойти нам навстречу и, как выяснилось, не зря - вместо обычного дома нас ожидала просторная вилла, которая находилась где-то в глубине квартала с проходом через узкие улочки. Сами бы не нашли, без вариантов.
Дом конечно был хорош со всех сторон: несколько комнат на выбор, просторная зала, терасса на втором этаже, к тому же наконец-то спустя почти двое суток утомительных перелетов, переездов и скитаний выпал шанс нормально выспаться.
Наверху нас уже ждал горячий ужин из местных (и не только) блюд. Кушари, кофта, белый рис с вермишелью (самый популярный гарнир в Египте) - всё было максимально вкусным и аутентичным. Подкрепились, поболтали, обсудили дальнейшие планы по маршруту и пошли отдыхать. Завтра предстояло первое знакомство с Древним Египтом.
Первое утро в Луксоре.
Встаём с первыми лучами солнца, чтобы максимально успеть за день. А программа в Луксоре обширная, и это слабо сказано, ведь раньше этот город был резиденцией фараонов и столицей всего Древнего Египта и носил название Фивы, которое нередко упоминается в фильмах и встречается на страницах учебников истории ещё со школьной скамьи. Так вот теперь представьте масштабы исторического наследия, которое хранит в себе этот город и его окрестности - настоящая многовековая история у истоков первой человечской цивилизации, наряду с Месопотамией. Если вкратце, настолько богатого, древнего и хорошо сохранившегося культурного наследия, как в Египте, больше нет нигде, ведь оно берёт корни ещё с 6000 г. до н. э., хотя эти земли были населены людьми еще задолго до этого. Даже тогда прослеживался определенный уровень цивилизации. Уложить в голове такой огромный пласт человеческой истории сложно по сей день. Поэтому постараюсь затронуть самые интересные моменты.
На западном берегу Нила сразу на окраине жилой зоны Луксора начинается огромный комплекс с разного рода достопримечательностями, и если попытаться обойти все, одного дня точно не хватит. Да и выйдет всё это в копеечку, т.к. экономика современного Египта во многом опирается на туризм, в этой же отрасли создаются и рабочие места, которые зачастую абсурдны, но с учётом их катастрофического дефицита с огромным постоянно растущим населением страны, наверное это необходимо. И вот каждый охранник, каждый билетёр или просто бродяга с бейджиком будет требовать с тебя денег. Таковы местные правила. Схитрить очень сложно, на камеры арабы не поскупились, под постоянным видеонаблюдением находится буквально каждый метр комплекса и особенно те участки, где теоретически можно обойти кассы. Если тебя заметят где-то отдельно от туристических групп, а глаза здесь повсюду, сразу же из ниоткуда возникает араб, который в грубой форме укажет тебе на кассу, если при себе у тебя нет тикета. Кстати да, система оплаты тут продумана до мелочей, буквально каждый шаг в сторону сопровождается вопросом “тикет?” или “экстра-тикет?”, что означает, что за это ты должен дополнительно забашлять арабу, который здесь сидит, ведь по сути из этого и складывается его зарплата.
Но даже несмотря на все эти сложности ни разу не возникало ощущения напряга, буквально каждая минута сопровождалась новым открытием.
От своего дома до храмового комплекса мы решили пойти пешком, заодно встретили невероятной красоты рассвет и познакомились с сельской местностью. На зданиях и деревьях сидели священные ибисы, те самые, которые изображены на древнеегипетских иероглифах. Вдоль полей на окраине сельских участков пролегала старая узкоколейная дорога, которая, судя по всему, уже давно не функционирует, а когда-то служила для транспортировки урожая с полей. Сейчас это стало неактуальным, у всех есть машины. Когда проходили вдоль узкоколейки, резко сбоку нас всколыхнула какая-то сигнализация. Пройдя чуть вперёд, смог увидеть через из дыру в заборе силуэт ишака, которого, судя по всему, использовали как вьючное животное, а в свободное время - вместо собаки. Со своей задачей осёл справлялся на ура, разбудил не только хозяев, но и всех соседей. В общем, до этого я не знал, каким полезным и многофункциональным может быть это животное. Кстати, видео с этим ослом на нашем YouTube собрало почти 5к просмотров, знали бы его хозяева, какой у него потенциал... эх.
В общем, с раннего утра в полях уже кипит жизнь. Вокруг то и дело сныряют тележки с поклажей, в далеке люди уже во всю машут мотыгами. Сельская жизнь, скучать не приходится. Зато в отличие от мегаполисов тут никто не голодает, все заняты работой, кто-то трудится в полях, а остальные работают в турбизнесе. Конечно, во втором случае работа из разряда “не бей лежачего”, просто сидишь целый день, пьёшь чай с такими же “работягами” и периодически гоняешь безбилетников.
Мы кстати один раз так чуть не попали в заваруху. Решили впервые скосить пару-тройку километров, чтобы не ходить в обход по жаре в +35°С, к тому же на карте тропа была обозначена, значит путь есть. В общем тропа пролегала сквозь небольшой каньон, по обе стороны крутой подъём, а внизу вдоль тропы стоят столбы с камерами. Не думаю, что кто-то в здравом уме стал бы карабкаться по скалам, но даже тут арабы подстраховались и понаставили повсюду CCTV. Спустя примерно полчаса мы уже, казалось, дошли до конца тропы и следом должен был быть храм царицы Хатшепсут, но не тут-то было. В конце тропы стоял небольшой одинокий домик, где сидело около пяти арабов, мирно попивающих чай и болтающих друг с другом. Болтают и болтают, подумали мы, и как ни в чём не бывало продолжил путь через КПП. Стоило нам приблизиться, как сразу же взгляд всех пяти соглядатаев был повернут на нас и звонким эхом пустынная тишина была нарушена возгласом: Hey, ticket!!! Улыбнувшись в ответ прикинулись, что гуляем: - No ticket, just walking, сказал я приближающемуся охраннику. Буквально в моменте ещё четверо встали и направились в нашу сторону, а ближний к нам с озлобленным лицом стал выкрикивать на английском: I'ts my country! Get out of here.
Конечно с одной стороны понять/простить можно. С другой - так и хотелось поговорить по душам с такими “вежливыми” людьми. Это был уже не первый звоночек о том, что в этой стране гостей не жалуют, только если ты готов сыпать монету как золотая антилопа, тогда тебе здесь все будут рады. В конечном итоге, у нас не было намерений пройти в храм без билета, но были намерения чисто по-человечески сократить путь, чтобы не тратить драгоценное время. Позже мы узнали, что все короткие пути перекрыты такими вот КПП, для того, чтобы самостоятельные туристы специально брали такси и бомбилы тоже могли заработать денег, а пакетников всё равно развозят на автобусах. Как я и говорил, всё продумано до мелочей!
Самая первая достопримечательность, на которую буквально натыкаешься по пути пешком из Луксора в храмовый комплекс - колоссы Мемнона. Кто-то вспомнит это имя из фильма “Царь скорпионов” с Дуэйном Джонсоном, который играл роль наёмника-аккадца Метаяса, заданием которого было убить провидца царя Мемнона, дававшего ему тираноподобные силы. А кто-то вспомнит о герое Троянской войны, царе Эфиопии, который повёл свои войска из Африки в Малую Азию, чтобы помочь защитить осаждённый город, но в конечном счёте был убит Ахиллесом. Так или иначе всё это имеет только косвенное отношение к статуям, т.к. на самом деле они изображают фараона Аменхотепа III, а колоссами Мемнона статуи называются, потому что название им было дано греками в честь героя Троянской войны - Мемнона (озн. “Правитель утренней зари”). Статуи сейчас не в лучшем виде, лица фараонов не сохранены, а раскопки вокруг ведутся по сей день.
Дальше по пути уже начинается территория некрополя состоящая из множества тематических зон самого разного возраста. Буквально в километре от колоссов находится погребальный храм Рамзеса III (1185—1153 гг. до н. э.) Мединет-Абу. Храм был построен в эпоху Нового царства и является ярким образцом поминального храма царей этого периода. Строительство началось вскоре после вступления Рамсеса III на престол. Храм Мединет-Абу среди прочего известен своими настенными барельефами, которые изображают военные победы Рамсеса III, в том числе победу над “народами моря” (группа средиземноморских народов), вторгшимися в Дельту около 1180 года до н.э. В древности к храму был прорыт канал с пристанью и невысокими крепостными башнями и стенами. На фото в посте то, каким сохранился храм до наших дней.
Подытожим. Тщеславия у египетских царей не занимать, буквально каждый старался превзойти своего предшественника либо по количеству храмов, либо по размеру, либо ещё по каким-то показателям. Размах ощущается и поныне, именно поэтому до нашего времени дошло столько хорошо сохранившихся реликвий, сооружений и памятников. А ведь многое до сих пор скрыто под многовековыми слоями песка.
Была середина первого дня в Луксоре, солнце было в зените, а нас одолевала томительная жара. Порядком насмотревшись на пустынные пейзажи, горы и деревеньки, чем-то напоминающие аулы в Дагестане, мы-таки добрались до центральной достопримечательности Луксора - храма первой женщины-фараона Хатшипсут. История как у самой Хатшипсут, так и у храма поразительная.
Царица Хатшепсут стала фараоном вопреки всем традициям при живом наследнике мужского пола Тутмосе III, и египтяне долго скрывали этот факт. Хотя до неё и другие женщины правили Египтом, Хатшепсут стала первой женщиной, официально получившей титул фараон и чтобы узаконить свое правление, она утверждала, что является дочерью бога Амона-Ра.
Первоначальная стратегия Хатшипсут была в том, чтобы преуменьшить свою женственность и признание мужских ожиданий фараонов. Чтобы подчеркнуть свою божественную власть, Хатшепсут часто изображалась в мужском облике с традиционной фараонской бородой. В отличие от предыдуших правителей, вместо расширения границ и военного дела Хатшипсут больше интересовал экономический и культурный рост страны (ничего не напоминает?).
В конце концов границы перехода от патриархата к власти женщины-фараона постепенно стирались, и египтяне, глядя на достижения при её правлении, официально признали её правление страной.
Хатшепсут не спроста называлась великим строителем. После её смерти преемники попытались стереть ее имя из истории. Однако на протяжении всего своего правления она построила самое большое количество памятников, храмов и прочих культурных достопримечательностей, напоминающих о своём правлении, которые благодаря археологическим раскопкам XX века были вновь открыты миру, рассказывая её историю и достижения. Самым известным её творением является храм Джерер-Джесеру в Луксоре. Этот храм считается одним из шедевров древнеегипетской архитектуры, дошедших до наших дней.
Казалось, после посещения храма Хатшепсут уже мало чему удивишься, но не тут-то было. Некрополь Луксора хранит ещё множество древних тайн и историй. Буквально за перевалом от храма Джерер-Джесеру находится ещё одно уникальное место, где покоятся фараоны и знатные египтяне - Долина Царей. На протяжении почти 500 лет, с 16 по 11 век до н.э., фараоны выбирали Долину Царей для своих гробниц, которые тщательно скрывались, чтобы защитить мумии от грабителей. Многие были высечены глубоко в скалах и украшены потрясающими росписями, сохранившиеся по сей день.
Одно из самых знаменитых археологических открытий во всей человеческой истории принадлежит этому месту, и о нём знает наверное каждый - гробница юного фараона Тутанхамона.
4 ноября 1922 г. британский археолог Говард Картер, работая в Долине царей в Египте, обнаружил практически нетронутую гробницу. Гробница была практически не разграблена, что позволило обнаружить огромное количество артефактов в первозданном виде.
Её содержимое поражало воображение: золотая маска фараона, драгоценности, мебель, колесницы и многое другое.
Картер и его команда работали медленно и аккуратно, чтобы не повредить хрупкие артефакты.
Каждый найденный предмет тщательно документировался, что позволило создать подробную картину жизни и погребальных обрядов древних египтян.
Спустя некоторое время после обнаружения гробницы Тутанхамона события начали развиваться самым мистическим образом. Во время исследований на стенах гробницы археологами были найдены надписи, которые были интерпретированы как предупреждение о смерти для тех, кто потревожит покой фараона. Вслед за этим стали происходить загадочные смерти среди членов экспедиции, включая спонсора раскопок лорда Карнарвона. С тех пор среди людей пошли слухи о существовании древнего проклятия, поэтому мистическая атмосфера вокруг Тутанхамона и его смерти до сих актуальна.
Сейчас мумия Тутанхамона и основная масса находок из его гробницы хранятся в Каирском музее. Его саркофаг и погребальная маска всемирно известны, и иногда их выставляют в музеях других стран.
Пришла пора ненадолго вернуться из Древнего Египта в современный. И далеко ходить нам не пришлось. Так как всё интересное на западном побережье Нила в Луксоре мы уже обошли пешком, обратно решили ехать на такси, поторговались с местным бомбилой, скинуть кстати получилось хорошо, так как по нам было видно, что эти ребята не шутят, когда в качестве главного аргумента было, что мы пойдём пешком. В общем, едем уже знакомой дорогой до паромной переправы на восточный берег Нила, дорога весёлая, особенно когда проникаешься египетскими ПДД. Проще говоря, правила тут по большей части простые человеческие и соблюдение их в основном на совести водителя... главное здесь - равноправие, тут редко встретишь машину с боковыми зеркалами, а чтобы ещё и с рабочими поворотниками - это вообще редкость из ряда вон, многие их даже целенаправленно заклеивают если они в рабочем состоянии, чтобы никого не смущать. Но главное, что такая система работает и скажу наперёд - аварийных ситуаций мы ни разу не видели. Тут главное - нужно знать, когда подать звуковой сигнал, днём на дороге все ориетируются по сигналам (громко кричать из окна тоже хорошо работает), не удивлюсь если у них на каждую ситуацию есть своя комбинация сигналов, эдакий негласный гайд.
В общем доехали мы с ветерком где-то минут за 30. В два счёта оказавшись на другом берегу,мы решили познакомиться поближе с современным Луксором и заодно погулять вокруг Карнакского храма - одного из крупнейших в мире. Некогда он был посвящен богу Амону-Ра и его семье и строился на протяжении многих веков, поэтому здесь смешались разные стили архитектуры. Сейчас это гигантский музей под открытым небом. На севере храмовый комплекс граничит с трущобами Луксора и наверное с этого места и началось наше погружение в текущую действительность Египта, и первое знакомство с реальной опасностью лицом к лицу.
Чем дальше в лес... А в нашем случае чем дальше мы отдалились от центрального входа в храм, тем больше храмовый комплекс походил на обычные развалины и руины. Всё это можно было наблюдать через дыры в заборе. И вот в один из таких проходов мы решили заглянуть, ибо чем чёрт не шутит, можно погулять и по развалинам, как вдруг буквально из ниоткуда появляется охранник в форме и всячески начинает нас выталкивать обратно за пределы условно огороженной территории. Удивляться такому мы уже не стали, спорить и что-то доказывать тоже, просто развернулись и пошли дальше вдоль границы забора. Шли минут двадцать, как у меня развязался один из шнурков, пока я остановился на минутный привал ребята, увлечённые окружением ушуршали вперёд. Я же, завязав шнурки, решил сделать ещё пару фото и, к своему удивлению, обернувшись, увидел знакомый силуэт охранника через дорогу. Спрятавшись за угол противоположного дома, периодически выглядывая, он продолжал наблюдать за тем, что я делаю. Ну ладно, иду дальше ускорив шаг, чтобы догнать ребят. Периодически поглядывая через плечо, по-прежнему вижу, как назойливый охранник продолжает сталкерить за нами на своём мопеде, аккуратно держа расстояние в метров десять-пятнадцать. В общем его черепашье преследование длилось, пока мы не решили уйти от стен храма внутрь жилого района.
По первому впечатлению - в этих местах точно не бывает туристов. Чем дальше мы продвигались в глубь района, тем больше детей начинало нас окружать. Поначалу я не видел в этом ничего страшного, дети и дети, ну кричат Excuse me, Whe're you from, Dollar...просто игнорируешь и всё, но когда толпа из порядка двух десятков детей начинает тебя буквально окружать, толкаться и не давать прохода, становится как минимум неуютно от осознания того, что из-за детской глупости, наивности и безнаказанности легко можно стать жертвой грабежа или того хуже, могут порезать и потом ищи крайнего, дети разбегутся, помощи ждать неоткуда. В очередной раз убедился, что спасало лишь то, что нас было трое. А одиночное путешествие в такие места я бы однозначно не стал рекомендовать никому.
В общем тихим сапом к вечеру мы вернулись в центр Луксора. Этим вечером мы покидаем бывшую столицу Древнего Египта и на поезде едем в Асуан.
Если рассказывать про жд транспорт в Египте, то можно объединить всё в под одним известным крылатым выражением: “Без бутылки тут не разобраться!”. Поэтому акцент в нашей истории на классах вагонов, сервисе и прочем я делать не стану - эта информация уже есть в интернете. Думаю, эти фото хорошо передают атмосферу нашего первого знакомства с египетским аналогом РЖД. Наша следующая точка находилась в противоположной стороне от Каира, на юг, в древний город Асуан. Если вкратце, путь был не слишком долгим, порядка 3,5 часов. И это были ещё цветочки, ведь настоящее приключение на поезде было впереди.
Но всему своё время, пока мчим в Асуан.
В Асуан мы по традиции прибыли уже заполночь. Сам город интересовал нас мало, поэтому было решено сразу отправляться на самый крупный из нескольких островов в сердце Нила, имеющих собирательное название Элефантина. В первую очередь нубийские острова интересовали тем, что на них сохранился традиционный уклад жизни нубийцев, можно увидеть, как местные жители занимаются ремёслами, готовят пищу и проводят свои дни.
Нубийцы в привычном нам понимании темнокожие и имеют очень древнюю историю, уходящую корнями в тысячелетия.
Определить точную дату, когда нубийцы начали селиться в районе Асуана, довольно сложно из-за отсутствия точных письменных записей такого далёкого прошлого. Однако археологические находки свидетельствуют о том, что нубийские племена обитали на берегах Нила в этой области уже несколько тысячелетий назад.
Территория Асуана всегда была стратегически важным регионом из-за своих природных ресурсов (золото, слоновая кость) и географического положения, поэтому нубийцы активно взаимодействовали с древними египтянами.
В середине 20 века из-за строительства Асуанской плотины и создания водохранилища Насер многие нубийские деревни были затоплены, а их жители переселены на новые места. Это событие существенно повлияло на традиционный образ жизни нубийцев и затрудняет изучение их истории в конкретных локациях.
Кстати, ключевую роль в проектировании и строительстве Высотной Асуанской плотины сыграл Советский Союз. Это был один из самых масштабных проектов сотрудничества между СССР и Египтом в середине 20 века. Проект по возведению плотины был воплощён в жизнь сразу по нескольким причинам. Во-первых, это привело к повышению сельскохозяйственного производства и обеспечению продовольственной безопасности Египта. Во-вторых, плотина стала источником электроэнергии для огромной части страны. Но одной из главных причин считают контроль уровня воды в Ниле. Возведение плотины позволило предотвращать наводнения и засухи, которые периодически угрожали Египту и негативно сказывались на экономике страны.
Однако, как я уже упоминал выше, строительство плотины имело и негативные последствия для близлежащих поселений, а также кардинально повлияло на изменения в экосистеме Нила.
Если ты тоже любишь путешествовать, исследовать новые культуры и открывать для себя необычные места, то тебе точно стоит подписаться на наш канал в телеграм!
На канале тебя ждут захватывающие истории, полезные советы, рекомендации по выбору маршрутов и многое другое. Присоединяйся к нашей дружной компании путешественников и отправляйся в увлекательные путешествия по самым интересным уголкам мира!