Найти в Дзене
Журнал Авито Авто

Народный любимец с темным прошлым: что не так в истории Volkswagen Beetle

Такое бывает: у порядочного, уважаемого и любимого многими человека за плечами темное прошлое. И есть истории, которые не хочется вспоминать. Вот и легендарный Volkswagen Beetle, или просто «Жук», именно такой. Вспоминаем мрачную биографию самого популярного автомобиля мира. Авторство легендарной модели принадлежит Фердинанду Порше, которого официально признали лучшим автомобильным конструктором 20 века. При этом, заказ на разработку массовой недорогой легковушки, которая будет доступна каждому немцу, профессор Порше получил от руководства нацистской Германии. Называя вещи своими именами, крестным отцом проекта стал Адольф Гитлер. И этот факт в Volkswagen не любят вспоминать. Разработка новой модели началась потому, что немецкие автомобильные компании не могли, а вернее не хотели выпускать действительно доступную машину. Для нового проекта Фердинанд Порше и решил создать новый бренд, и даже построить абсолютно новый завод. Деньги на строительство должны были дать будущие покупатели. Ф
Оглавление

Volkswagen Beetle (Volkswagen Käfer). Фото: Volkswagen AG
Volkswagen Beetle (Volkswagen Käfer). Фото: Volkswagen AG

Такое бывает: у порядочного, уважаемого и любимого многими человека за плечами темное прошлое. И есть истории, которые не хочется вспоминать. Вот и легендарный Volkswagen Beetle, или просто «Жук», именно такой. Вспоминаем мрачную биографию самого популярного автомобиля мира.

Его придумал главный гений и главный злодей прошлого века

Авторство легендарной модели принадлежит Фердинанду Порше, которого официально признали лучшим автомобильным конструктором 20 века.

При этом, заказ на разработку массовой недорогой легковушки, которая будет доступна каждому немцу, профессор Порше получил от руководства нацистской Германии. Называя вещи своими именами, крестным отцом проекта стал Адольф Гитлер. И этот факт в Volkswagen не любят вспоминать.

Volkswagen Beetle (Volkswagen Käfer), 1938. Фото: Volkswagen AG
Volkswagen Beetle (Volkswagen Käfer), 1938. Фото: Volkswagen AG

Для модели придумали новый бренд

Разработка новой модели началась потому, что немецкие автомобильные компании не могли, а вернее не хотели выпускать действительно доступную машину. Для нового проекта Фердинанд Порше и решил создать новый бренд, и даже построить абсолютно новый завод. Деньги на строительство должны были дать будущие покупатели.

Торговля марками

Финансирование разработки новой модели и строительства нового завода переложили на будущих покупателей.

Прототип VW Typ 30, 1937. Фото: Volkswagen AG
Прототип VW Typ 30, 1937. Фото: Volkswagen AG

Чтобы получить новенький «Фольксваген», потенциальные владельцы для начала приобретали специальную книжечку. Каждую неделю нужно было вклеивать на ее страницы марки-наклейки. Номинал каждой — 5 рейхсмарок. Когда сумма купленных наклеек добиралась до отметки 990 рейхсмарок — базовой цены Volkswagen — будущему владельцу выдавали сертификат на получение машины. Оставалось только дождаться, пока достроят завод и запустят производство.

Причем, стоило пропустить хотя бы один еженедельный платеж, как вся сумма накоплений сгорала, и нужно было начинать сначала.

Volkswagen Beetle (Volkswagen Käfer). Фото: Volkswagen AG
Volkswagen Beetle (Volkswagen Käfer). Фото: Volkswagen AG

Никто так и не получил автомобили

Условия покупки нового Volkswagen выглядят кабальными. Но это еще что. Никто из более чем 336 тыс. человек, которые к 1939 г. накупили наклеек на 110 млн рейхсмарок, не получил своей машины. Ни один человек.

Началась Вторая Мировая, и на заводе, где должны были собирать легковушки, стали делать военные вездеходы Volkswagen Type 82, более известные по прозвищу «Кюбельваген». Кстати, эту машину тоже разработал доктор Порше.

Volkswagen Type 82. Фото: commons.wikimedia.com/Darkone
Volkswagen Type 82. Фото: commons.wikimedia.com/Darkone

Владельцы сертификатов смогли использовать их только после войны

Когда война закончилась, а на заводе в Вольфсбурге возобновился выпуск легковых автомобилей, многие владельцы сертификатов стали требовать сатисфакции.

С конвейера сошел миллионный Volkswagen Beetle. Фото: Volkswagen AG
С конвейера сошел миллионный Volkswagen Beetle. Фото: Volkswagen AG

Получалось не очень. Новое руководство Volkswagen пожимало плечами: что было до войны, то осталось в прошлом, и нас не касается. Только спустя несколько лет, и после долгого судебного разбирательства, Volkswagen пошел навстречу обманутым вкладчикам. Машину целиком за свой сертификат они так и не получили, но, по крайней мере, им дали скидку на новый «Жук».

Volkswagen Beetle (Volkswagen Käfer), 1938-1975. Фото: Volkswagen AG
Volkswagen Beetle (Volkswagen Käfer), 1938-1975. Фото: Volkswagen AG

Лучше, чем ничего.

Текст: Михаил Медведев