Избыток выбора вызывает стресс даже у взрослых, что уж говорить о малышах! Когда игрушек слишком много, ребенок перепрыгивает с одной на другую, не успевая по-настоящему заинтересоваться ни одной из них.
Пора устроить ревизию! Давайте разберемся, какие игрушки совершенно спокойно можно отправить в отставку.
5 типов игрушек, которые можно и нужно убрать
1. Игрушки, которые «играют сами»
Яркие пластиковые центры активности, которые при нажатии кнопки начинают мигать, пищать и петь песенки. Такие игрушки сначала привлекают внимание, но быстро становятся скучными, потому что ребенок в них — пассивный наблюдатель.
Почему стоит убрать: Эти игрушки подавляют творческое мышление. Ребенок нажимает кнопку — и получает всегда один и тот же результат. Никакого простора для фантазии и решения задач. Кроме того, такие игрушки часто переутомляют нервную систему ребенка избытком шума и мельтешения.
2. Одноразовые впечатления из киндер-сюрпризов и «сюрпризбоксов»
Маленькие фигурки и игрушки из киндер-сюрпризов, коллекционные «сюрпризбоксы» — всех этих крошечных персонажей, машинок и прочих мелочей обычно накапливаются целые коробки. Их достают, разглядывают две минуты и забывают.
Почему стоит убрать: Их ценность — только в моменте открытия и кратком «вау-эффекте». После этого они редко используются в игре, но занимают много места и создают визуальный шум. К тому же эти мелкие детали постоянно теряются и мешают уборке.
3. Игрушки, не соответствующие возрасту
Конструкторы со слишком маленькими деталями для трехлетки. Или наоборот — погремушки и простые сортеры, которые давно освоены и больше не интересны.
Почему стоит убрать: Слишком сложные игрушки вызывают фрустрацию, а слишком простые — скуку. И то и другое отбивает желание играть. Возрастные рекомендации на упаковках указаны не просто так — они отражают когнитивные и моторные возможности ребенка.
4. Сломанные и некомплектные игрушки
Куклы без руки, машинки без колес, конструкторы с потерянными важными деталями, головоломки с исчезнувшими элементами... Все это обычно хранится «на всякий случай» или потому что «жалко выбросить».
Почему стоит убрать: Ребенок привыкает к тому, что окружен нефункциональными предметами, и перестает ценить целостность игрушек. Кроме того, они занимают физическое пространство, не принося никакой пользы.
5. Игрушки, вызывающие негативные эмоции
Подарки, которые не нравятся ребенку, но которые «надо любить, потому что это подарок от бабушки». Или игрушки, вызывающие страх (некоторые дети боятся определенных кукол или фигурок). Или те, что стали причиной конфликта.
Почему стоит убрать: Эмоциональный комфорт ребенка важнее, чем желание не обидеть дарителя или стремление приучить к благодарности. Если игрушка вызывает устойчивый дискомфорт — значит, у ребенка есть на то причины, и их стоит уважать.
Что точно стоит оставить?
1. Открытые игрушки
Это игрушки с неопределенным способом использования: кубики, конструкторы, пластилин, краски, фигурки животных и людей, ткани разных цветов и фактур. Их можно использовать множеством способов, что стимулирует творческое мышление.
2. Любимые игрушки
У каждого ребенка есть 3-5 по-настоящему любимых игрушек, с которыми он играет постоянно. Это могут быть даже очень простые вещи — например, потрепанный плюшевый заяц или обычная деревянная ложка. Эти игрушки ни в коем случае не стоит убирать, как бы странно они ни выглядели.
3. Игрушки, подходящие для совместной игры
Настольные игры, мячи, наборы для ролевых игр — все, что способствует взаимодействию между детьми или между ребенком и взрослым. Такие игрушки развивают социальные навыки и укрепляют эмоциональную связь.
Как провести «чистку» мягко, без травм и скандалов
1. Не делайте это тайком
Объясните ребенку, что вы хотите навести порядок в игрушках, чтобы ему было удобнее играть. Не выбрасывайте вещи за его спиной — это подрывает доверие.
2. Используйте ротацию
Не обязательно выбрасывать все сразу. Часть игрушек можно просто убрать на хранение, а через несколько месяцев достать снова, заменив ими другие. Игрушки, которые долго не были в поле зрения, воспринимаются как новые.
3. Придумайте доброе объяснение
Например, сломанные игрушки можно «отправить в больницу». А устаревшие — «передать малышам, которые только учатся играть». Это формирует в ребенке понимание, что вещи имеют свой цикл жизни.
4. Договоритесь о правилах
Например, перед каждым днем рождения или Новым годом вы вместе выбираете игрушки, которым можно «найти новый дом». Так ребенок учится осознанно относиться к вещам и понимает, что новое приходит, когда есть место.
5. Хвалите за решения
Когда ребенок соглашается расстаться с игрушкой, обязательно отметьте, какой он молодец и как вы гордитесь его решением. Это поможет формированию здоровой привычки не привязываться к вещам сверх меры.
Помните: цель уменьшения количества игрушек — не в том, чтобы добиться идеального порядка в квартире (хотя это приятный бонус), а в том, чтобы помочь ребенку научиться глубоко и вдумчиво играть. Когда вокруг меньше отвлекающих факторов, малыш может сосредоточиться на одном занятии дольше, развивать фантазию и обнаруживать новые способы использования знакомых предметов.
И да, когда вы в следующий раз услышите фразу «Мне скучно!», вы уже будете знать: проблема не в недостатке развлечений, а скорее в их избытке. Меньше игрушек — больше игры!
Рекомендуем почитать: