Да, вот так являешься внезапно на новое место службы, приносишь, как попросили, трудовую книжку, раскрываешь, а там… А там – полторы строчки, и это за несколько десятков, фактически, лет безупречной карьеры! Ну ладно, не полторы, а примерно четыре с половиной, но тоже плотность информации – не как в загранпаспорте у популярного «трэвел-блогера». И вот смотришь, и не понимаешь до конца: то ли печалиться, то ли гордиться… То ли ты такой никому совсем не нужный, то ли наоборот – столь востребованный и необходимый, и даже незаменимый, что тебя и отпускать не желали…
Нет, правда: внезапно тут всё вышло. Еще буквально неделю назад раздумывал «Кем быть?», и не мог прийти хоть к какому-то выводу – а потом раз, звонок, потом еще, потом подъехал, поговорил, пообедал… и вдруг системщик Николай молча кладет перед тобой листок с твоей новой рабочей почтой. И уходит.
В целом – эффектно. Вроде как ни Исполнительный директор, ни тем более Генеральный – до тебя и озвучивания своего решения еще не снисходили, а Николай опа – и кладет листок с твоей почтой. Но системщики они вообще такие люди, что знают гораздо больше, чем рассказывают.
Короче, приношу свою трудовую, раскрываем ее с бухгалтером по персоналу, авансу и получке, смотрим – и размышляем. Какой из всего этого следует вывод.
Ну вот во времена нашего детства, то есть в позднем СССР – все-таки культивировалось постоянство в рабочем вопросе. А для тех, кто на одном месте долго не задерживался – существовал даже термин «летуны». «Летунов» корили на профсоюзных собраниях и высмеивали в сатирических журналах «Крокодил» и «Фитиль». И даже приводили в пример практику капиталистической Японии, в том ракурсе, что есть и у косоглазых чему поучиться. Там, дескать, путь истинного самурая – если встал к токарному станку в 16 лет, то так и стоишь у токарного станка до финального конца. Или если начал толкать тачку на вершину горы Фудзи – то уже толкаешь, не сворачивая, до самой пенсии. Иначе – харакири. Таков Путь. Пенсия, правда, в Японии чуть ли не с 80 лет, до которых не все даже самураи дотягивают – но тут важен сам факт верности и преданности однажды выбранному направлению.
С наступлением Нового Времени вектор, как мы знаем, изменился. Кадровики превратились в «эйч-аров», и стали советовать менять место работы, а то и целиком профессию каждые 3-5 лет. Ну или 5-7, но менять. А иначе – «выгорание», «выкипание», «демотивация» и потеря стимулов и ориентиров. Отсутствие прогресса, безынициативность, косность мышления и шаблонность действий.
Но тут я что могу сказать. Это и до меня сказано: если вы замечаете, что все вокруг развиваются, прогрессируют, прокачивают скиллы и личностно растут, а работать решительно некому – то вот мой телефон, звоните. Возможно, я подъеду. Личностно я уже не вырасту, и так достаточно высокий – а поработать головой и руками еще могу.
Или вот читаешь в прессе – «К работе в Проекте Х приступила молодая, амбициозная команда!» Хочется спросить – а долго до того трудилась команда старая и неамбициозная? Или она тоже приходила молодой, а потом вдруг резко состарилась? И совсем уж чаще всего замалчивается тот упрямый фактик, что «молодая амбициозная команда» скорее всего со свистом вылетела с Проекта Х-1, причем ровно за то же, за что «старая и неамбициозная» освободила им свое место на Проекте Х, потому что всё относительно, и сильно зависит от выбранной системы отсчета. Но ладно.
Забавно стало, когда выяснилось, что новая запись в Трудовой получилась ровно от той же даты, 9 сентября, что и однажды ровно 25 лет назад. Лирика и Астрология, и Голос Вселенной?
Но, конечно, сразу вспомнились трудовому бойцу минувшие дни…
Да, как раз тоже 9 сентября одна «молодая амбициозная команда»… Ну ок: не прямо «команда», но несколько человек решили попробовать себя в новых экономических условиях. Забегая вперед: в целом – удачно попробовали, раз уж следующей записи в Трудовой пришлось ждать четверть века!
И, само собой, тут же всплыл в памяти эффектный эпизод, символизировавший тот исторический трансфер.
Буквально во второй день работы на новом месте – должен был прибыть к нам в гости Уважаемый Клиент. Назовем его условно Сергей Александрович. Естественно, команда же шла не с пустыми руками, а заранее подготовилась. И приезд уважаемого человека, и не налегке, а с вполне приличным бюджетом в клюве – должен был помочь нам пустить корни и укрепиться в новом статусе. В принципе – так и произошло. Но не сразу, а с маленьким приключением.
Серёга действительно приехал. И действительно привез «бюджет». Но вот надо же такому случиться: уже приехав, и даже войдя в лифт и доехав до четвертого этажа – Сергей Александрович застрял в этом самом лифте, будь он неладен. Даже двери почти открылись… но не до конца. И всё замерло…
Бывает, да. Ничего страшного. Но ситуацию многократно усложнил и даже сделал почти критической тот маленький фактик, что Серёге в этот момент просто давно и дико хотелось по малой нужде…
Тоже бывает. Уважаемый человек, с переговоров на переговоры, с презентации на конференцию – торопился к нам, вот и не справил нужду заранее. А место-то наше новое, время не рассчитал, плюс в пробке простоял более обычного – в общем, припёрло не по-детски. Ну, не на улице же в элегантном двубортном костюме отливать, как-то несолидно. Не, зная Серёгу – он бы отлил, но он же к нам торопился, спешил! Дай, думаю, сначала войду, поздороваюсь, обозначусь – а потом уже отлучусь.
И вот – коварный лифт нарушил четкий план действий. Как потом говорил сам Серёга – не, я бы и в лифте, но так ведь всё видно, створки-то почти открылись, только перекосились – да еще именно на вашем этаже!
Времени терпеть в запасе почти не оставалось. Счет шел уже буквально на секунды!
И тут, как свежий ветер, появилась наша прелестная секретарша Леночка… сейчас опишу.
«Лицо фирмы – это ноги секретарши», так говорилось в Лихие Девяностые. С этой точки зрения лицом фирмы Леночка являться никак не могла – но зато она обладала массой других человеческих и женских достоинств.
Скажем так: при всей своей некоторой не-эффектности, Леночка была невероятно обаятельна и коммуникабельна. Особенно хорош был голосок. Пионеркой Леночка в силу юного возраста уже не побывала, но вот ей бы пионерским отрядом командовать, звонко, четко, проникновенно: «Товарищ старший пионервожатый! Шестой отряд на торжественную линейку построен!» Или диктором в профильной передаче: «В эфире – пионерская зорька! Отзовитесь, горнисты!» Вот примерно так, задорно, молодежно, прогрессивно – и в самом лучшем смысле.
Плюс Леночка была «крепкий профессионал» в своих прямых обязанностях, что тоже радовало. Вот в Рекламном агентстве «З» - вот там секретарши практически ничем, кроме демонстрации своих длинных «лиц фирмы» не занимались. Факс отправить, ксерокс сделать – это не к ним, это всё сами, ну понимаете.
Вдобавок Леночка еще знала «протокол», как правильно встретить, как обратиться – в общем, настоящая хозяйка офиса.
Короче: кульминация и развязка уже близки.
Итак, в замершем лифте за перекошенными створками – находящийся на последнем издыхании уважаемый клиент Серёга. В двубортном костюме. Он уж и сжимал мышцы нижнего плечевого пояса, и наоборот расслаблял, и приплясывал, и замирал, и руками через карман зажимал, и чего только ни делал – но Природу в данном вопросе не проведешь. Как вспоминал потом сам Сергей – «Я уже начал примеряться, чтоб в щель аккуратно попасть, ну а что оставалось, уже под глазами булькало…»
И тут прибежала Леночка.
И прямо на бегу, своим невероятно звонким, как весенняя капель, голосом: «Товарищ старший пионервожатый! Шестой отряд!..»
Ну в смысле: «Здравствуйте, уважаемый Сергей Александрович! Меня зовут Елена, мне поручено Вас встретить! Я принесла вам воды, газированной и негазированной! Какую Вы хотите?! Сейчас я приготовлю для Вас кофе! К кофе у нас молоко и сливки! И сахар! Вам как приготовить?!»
Воды, Карл! Газированной и негазированной! И кофе, со сливками и молоком, прямо в лифт!
Серега сообщил потом: «Это было так смешно, что можно было бы обоссаться со смеху, даже если вообще изначально не хотелось!»
А потом добавил: «Я уж ей хотел сказать – Елена, а ведро пустое можете мне принести и просунуть сюда?»
К счастью, закончилось всё хорошо и вовремя. Почти вслед за Леночкой прибежал местный слесарь-самоделкин, быстренько распер двери монтировкой – и Сергей Александрович, как пробка из шампанского, вылетел по указанному Леночкой единственно верному направлению…
Ну вот так. «Ни о чём, просто история», классика. Даже не о превратностях Судьбы.
А, ну может только про Лирику и Астрологию. Или Нумерологию, тут я путаю. Но проходит однажды 25 лет, и в Трудовой твоей книжке внезапно снова появляется «Принят на работу 9 сентября…»