Найти в Дзене
RU – BY (Россия – Беларусь)

Династия авиаторов хранит память о героическом летчике и продолжает его традиции

Владимир Ярошевич стоял у истоков гражданского воздушного флота Беларуси, прошел Великую Отечественную войну от начала до победной точки. Так же самоотверженно, как и он, любят родную землю, авиацию и продолжают славные традиции сын, внуки и правнук ветерана. Модели воздушных судов, будто реальные лайнеры в полете, парят под потолком в квартире Владимира Ярошевича-сына. Он пришел в Белорусское управление гражданской авиации после окончания вуза, продолжил службу в авиакомпании «Белавиа». До сих пор с трепетом вспоминает, как пятилетним мальчишкой отец взял его в полет на воздушном трудяге Ли‑2. О его отце, прославленном летчике-асе Великой Отечественной войны, мы и говорим. Восемь боевых орденов, в том числе три Красного Знамени и один Александра Невского, — пилоту, командиру эскадрильи, всю войну летавшему на утлых фанерно‑полотняных бипланах У‑2 и Р‑5, да гражданских Ли‑2, нужно было заслужить. - Отец не кичился наградами, он остался в моем сердце как очень скромный человек, — вспоми
Оглавление
Владимир Ярошевич стоял у истоков гражданского воздушного флота Беларуси, прошел Великую Отечественную войну от начала до победной точки. Так же самоотверженно, как и он, любят родную землю, авиацию и продолжают славные традиции сын, внуки и правнук ветерана.
У летчика-героя был железный характер, но война подточила здоровье и он покинул нас в шестьдесят лет. Фото: семейный архив
У летчика-героя был железный характер, но война подточила здоровье и он покинул нас в шестьдесят лет. Фото: семейный архив

НАД ЗЕМЛЕЙ ПАРИЛИ «ЛИ»

Модели воздушных судов, будто реальные лайнеры в полете, парят под потолком в квартире Владимира Ярошевича-сына. Он пришел в Белорусское управление гражданской авиации после окончания вуза, продолжил службу в авиакомпании «Белавиа». До сих пор с трепетом вспоминает, как пятилетним мальчишкой отец взял его в полет на воздушном трудяге Ли‑2.

О его отце, прославленном летчике-асе Великой Отечественной войны, мы и говорим. Восемь боевых орденов, в том числе три Красного Знамени и один Александра Невского, — пилоту, командиру эскадрильи, всю войну летавшему на утлых фанерно‑полотняных бипланах У‑2 и Р‑5, да гражданских Ли‑2, нужно было заслужить.

- Отец не кичился наградами, он остался в моем сердце как очень скромный человек, — вспоминает Владимир Ярошевич. — После войны служил в России, оттуда на машине мы в отпуск приезжали семьей в Минск. По дороге отец останавливался у мест, где погибли его боевые товарищи, рассказывал, какие это были отважные летчики. Положив на могилу полевые цветы, скорбно молчал. У отца сердце не выдержало всего в 60 лет.

Но он оставил свои воспоминания о боевых делах в дневниках:

«В первые дни войны мы потеряли многих товарищей. Хорошо запомнился один случай. Был у нас летчик Коля Егоров — хороший парень. Ему и технику было поручено отыскать какую‑то воинскую часть. Во время полета на самолете С‑2 (санитарный вариант У‑2) они выскочили на немецкие танки, с которых их обстреляли, смертельно ранив Егорова. Техник стал кричать: «Коля, тяни!» И он, превозмогая сильную боль, дал газ, перетянул овраг и речушку и сел в поле. Но из кабины уже не вышел, видно, смерть настигла его при посадке. Он спас самолет и жизнь своему товарищу»

На волосок от гибели был и сам. В октябре 1941 года получил ответственное задание: найти и вывезти из окружения раненого командующего Брянским фронтом генерал‑лейтенанта Еременко. Не мешкая отправился в полет. Маскируясь на фоне лесов, подлетел к реке Десне.  Немцы открыли с западного берега реки огонь, подбили самолет. Выжил чудом.

В мае 1942 года Ярошевич первым проложил воздушную дорогу к брянским партизанам, организовал там настоящий полевой аэродром, куда с «большой земли» пошел поток оружия и боеприпасов.

Ни на день не отпускала Владимира Ярошевича мысль: как там, в Минске, жена, дочка, мама? Родился и вырос он в большой дружной семье: четыре сестры, три брата, Володя — младший. Потомственные минчане. Встретиться с родными удалось только в 1944 году. Войну командир эскадрильи 12‑го гвардейского авиаполка Ярошевич завершил на западе Польши полетами на бомбежку Берлина и Зееловских высот. Последний боевой вылет - 1 мая победного 1945‑го.

Интерес не угАС

Членам уникальной семьи авиаторов Ярошевичей есть что рассказать о дальних полетах. Фото: sb.by
Членам уникальной семьи авиаторов Ярошевичей есть что рассказать о дальних полетах. Фото: sb.by

Сегодня дело легендарного белоруса продолжает командир корабля «Эмбраэр» авиакомпании «Белавиа», внук Александр Ярошевич. Его супруга Наталья также предана небу: работала инструктором, стюардессой. И есть все предпосылки, что трое их детей также выберут дорогу в авиацию.

20 лет посвятил небу и второй внук легендарного летчика Великой Отечественной войны, полный тезка отца Владимир Ярошевич. А сегодня его сын, — курсант пятого курса Белорусской государственной академии авиации. Недавно он принял воинскую присягу на верность Беларуси.

- Дедушка не раз рассказывал о боевых делах прадеда, показывал его ордена, — поясняет свою мотивацию будущий авиационный инженер Евгений Ярошевич. — Это помогает сохранить память о Великой Отечественной войне, такой, какой война была на самом деле, что очень важно для понимания сегодняшних событий, нашего будущего. Не только мне, но и товарищам. Надеюсь, эту память в свое время передам по наследству.

© "Союзное Вече", май 2025

Вам по нраву материал — подпишись на наш канал ➕
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак👍

Самые популярные материалы месяца: