Непрофессионализм сотрудников банка привел к тому, что деньги с вклада по фальшивой доверенности снял мошенник. В результате финансистам пришлось возвращать средства клиенту из собственного кармана, плюс компенсировать ему моральный вред и платить штраф.
Потеря вклада
В далеком 2011 году житель города Благовещенск Амурской области положил на вклад в Сбербанке 400 000 рублей. Вклад был открыт на 5 лет по ставке 0,01%. При окончании срока договора его можно было автоматически продлевать неограниченное количество раз.
Через 8,5 лет, в марте 2020 года вкладчик пришел в офис банка за своими деньгами. Но ему выдали всего… остаток в 5000 рублей. Оказалось, что за несколько дней до этого (12 марта 2020 года) в банк обратился некий Борисов В.А. Он предъявил сотрудникам Сбера нотариальную доверенность, по которой вкладчик якобы доверил ему распоряжение всеми своими средствами на банковских счетах. В том числе снимать деньги вместе с начисленными процентами.
27 марта 2020 года пострадавший вкладчик направил в Сбербанк письменную претензию, в которой потребовал восстановить свои права и вернуть незаконно снятые деньги. Банк на эту претензию длительное время не отвечал. Видимо, проводил внутреннее расследование, как такое могло произойти. Или занимался какими-то другими делами.
Тогда пострадавший клиент подал на Сбер в суд. В иске человек потребовал не только полностью возместить ему финансовые потери (395 000 рублей). Но и компенсировать нанесенный моральный ущерб, который оценил в 50 000. А еще выплатить штраф за то, что банк отказался возмещать ущерб потребителю в добровольном порядке, сразу после получения претензии.
Такая статья в законе «О защите прав потребителя» действительно есть. Организация должна выплатить потребителю штраф, если она не удовлетворила его требования добровольно, но затем человек отстоял свои интересы в суде. Размер такого штрафа — 50% от той суммы, которую присудил суд в пользу потребителя. В данном случае вкладчик просил дополнительно взыскать с банка штраф в 197 500 рублей — 50% от не выданного ему вклада.
Судебный иск человек подал 12 мая. После этого Сбербанк изменил свою позицию. 27 мая он «добровольно» возместил вкладчику спорные 395 000 рублей. Таким образом, банк стал пострадавшей стороной, понесшей финансовые потери. Ведь один и тот же вклад он выдал уже 2 раза, двум разным людям. Также банк, по его словам, выплатил клиенту все начисленные проценты. Благо, за 8,5 лет по ставке 0,01% их набежало чуть больше 330 рублей.
Однако компенсировать моральный ущерб и платить пострадавшему вкладчику штраф банк не хотел. Клиент после получения 395 000 рублей свой иск против Сбера не отозвал. И в июле 2020 года спорную ситуацию между банком и вкладчиком рассмотрел Благовещенский городской суд.
Что решили судьи по поводу штрафа
Сбербанк отказался признать, что он своими действиями нарушил права клиента как потребителя. По словам представителя организации, деньги с вклада были выданы по доверенности. Она содержала все необходимые реквизиты, подпись клиента банка, а также подпись и печать нотариуса. У работника банка не было оснований, чтобы отказать предъявителю доверенности в выдаче денег. Также у рядовых работников организации нет технической возможности проверить подлинность доверенности. Поэтому здесь ошибка с выдачей денег произошла не по вине организации, в силу непреодолимых обстоятельств.
Финансовые убытки человеку причинил не банк, а неизвестные лица. Тем не менее, банк покрыл ущерб клиента, и выдал ему деньги. Тем самым банк показал свою клиентоориентированность. А выплачивать вкладчику штраф и компенсировать моральный вред было бы несправедливо.
В ходе заседания судьи изучили доверенность на предмет ее подлинности. Они сделали запрос нотариусу, выдавшему документ. Нотариус ответил, что ни доверитель (вкладчик банка), ни доверенное лицо (некий Борисов В.А) к нему не обращались. Доверенность под таким номером в природе действительно существует. Выдана она в тот же самый день, когда и фальшивка. Однако в подлинном документе фигурируют совсем другие люди. Одна женщина что-то доверила другой.
При рассмотрении фальшивки оказалось, что паспортные данные (серия, номер, дата выдачи, код подразделения) доверителя-вкладчика, указанные в документе, не совпадают с данными подлинного паспорта, который клиент предъявлял при заключении договора вклада. Видимо, мошенники не располагали паспортными данными своей жертвы, а взяли их «с потолка». При должной внимательности работники банка тоже могли бы заметить такое явное несоответствие. Однако они этого не сделали.
В итоге суд пришел к выводу: банк все-таки нарушил права вкладчика, когда выдал его деньги постороннему лицу по фальшивой доверенности. Затем пострадавший клиент направил в банк требование о восстановлении своих прав. Такие требования, согласно закону «О защите прав потребителя, организации обязаны удовлетворять в 10-дневный срок. Однако Сбербанк этого не сделал. Таким образом, у клиента возникло право на возмещение морального вреда и получение штрафа.
Правда, сумму выплат в адрес пострадавшего вкладчика судьи все-таки уменьшили. Житель Благовещенска в качестве компенсации морального вреда просил 50 000 рублей. Суд оценил его нравственные страдания в 3000.
Штраф за отказ удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке составляет 50% от той суммы, которую присудил суд в пользу пострадавшего человека. В данном случае это — 197 500 рублей. Однако судьи сочли эту сумму явно несоразмерной тому нарушению, которое допустил Сбербанк. И вынесли решение выплатить в пользу бывшего вкладчика штраф в размере 30 000 рублей.
Таким образом, пострадавший человек получил назад все свои деньги — 395 000 рублей. Плюс еще 33 000 сверху.
Минутка финансовой грамотности
Небольшой бонус для тех, кто дочитал до конца.
Жертвой мошенников и непрофессионализма работников банка может стать каждый из нас. В данном случае все закончилось хорошо. Суд защитил интересы вкладчика. Ему даже выплатили компенсацию за нанесенный ущерб — 33 000 рублей.
Однако эта компенсация даже близко не покрыла тех финансовый потерь, который человек понес из-за размещения денег на вкладе с невыгодными условиями. Давайте посчитаем.
400 000 рублей жителя Благовещенска пролежали с декабря 2011-го по март 2020 года (это 8 лет и 5 месяцев) по ставке 0,01% годовых. За это время процентами набежало около 335 рублей. А инфляция за 8,5 лет составила 68,45%. То есть покупательная способность суммы, размещенной на вкладе, за это время уменьшилась на 273 800 рублей! Другими словами: для покупки одного и того же объема товаров в 2011 году требовалось 400 000 рублей, а в 2020-м — уже 673 800 рублей.
А на 428 000 рублей образца 2020 года (вклад + компенсация) клиент Сбера сможет купить столько же товаров, сколько на 254 000 рублей образца 2011 года. 146 000 рублей за это время потеряны безвозвратно. Их съела инфляция.
Почему человек держал столько времени деньги на таком невыгодном вкладе? Я не знаю. Возможно, он не вникал в проблему обесценивания денег. И какое вознаграждение банки могут платить за размещение накоплений на их счетах.
Что в итоге получилось? В 2011 году житель Благовещенска по какой-то причине положил сбережения на вклад с самой низкой ставкой. 8,5 лет средства пролежали без движения. Затем человек решил их снять, и кому-то рассказал об этом. Сведения о вкладе дошли до мошенников. Преступникам удалось сделать фальшивую доверенность и обмануть работников банка. На счете они оставили символическую сумму 5000 рублей. Хорошо, что у пострадавшего вкладчика получилось вернуть всю сумму хотя бы по номиналу. Плюс небольшую компенсацию от банка за нарушение своих прав.
Читайте также:
Хорошего дня, любимые подписчики и дорогие посетители! ❤️
Автор материала: Александр Смазнев