Какой же это мусорный пожар.
Tesla сейчас популярна примерно как сифилис. Ненависть к Tesla распространяется с такой же заразностью: люди с обеих сторон политического спектра презирают этот бренд по миллиону разных причин. Кто бы мог подумать, что ассоциация компании, выпускающей леволиберальные продукты, с авторитарным правым правительством закончится так плохо? Но, несмотря на всё это, Tesla кажется слишком монолитной, чтобы пострадать. Кажется, что она может просто отмахнуться и продолжить двигаться вперёд. Но это не так. Tesla смотрит в лицо смерти. Позвольте объяснить.
Продажи Tesla в Европе идут примерно так же плохо, как и отношения Маска с его трансгендерной дочерью Вивиан. Это позорнейшее шоу, устроенное самим Маском.
В апреле этого года Tesla продала в Великобритании всего 512 автомобилей — на 62% меньше, чем в апреле 2024 года. Цифры настолько унизительны, что две совершенно неизвестные китайские компании, производящие электромобили — Jaeco и Omoda — обошли Tesla по продажам в два раза. Для сравнения: главный мировой конкурент Tesla, компания BYD, продала в Великобритании 2 511 автомобилей, что составляет рост на 650% по сравнению с прошлым годом.
Та же картина по всей Европе. В таких странах, как Франция, Швеция, Дания и Нидерланды, у Tesla фиксируется более 50% падения месячных продаж. А по всему ЕС у компании отрицательная динамика продаж с начала года.
Неудивительно, что континент, на котором до сих пор видны шрамы Второй мировой, так единодушно отверг Маска.
Но и по ту сторону Атлантики дела обстоят ненамного лучше. Cybertruck Маска — это как если бы Папа Лев решил отметить своё вступление в должность выпуском брендированных презервативов. Не только чудовищно безвкусно, но и обречено на провал. И это уже происходит. В прошлом месяце на складах Tesla числилось 2 400 Cybertruck’ов. Сейчас их уже 10 000 — и это после значительного снижения объёмов производства. Такое ощущение, что Tesla вообще не продала ни одного Cybertruck за месяц.
Это эквивалент примерно 800 миллионов долларов замороженного товара, который Tesla не может продать. А с учётом того, что спрос на Cybertruck вдвое ниже, чем год назад, вряд ли он когда-нибудь восстановится. Особенно теперь, когда Tesla отменила модуль расширения запаса хода, из-за чего реальный пробег большинства Cybertruck’ов составляет меньше 250 миль (примерно 400 км).
Cybertruck был безрассудной ставкой на 2 миллиарда долларов, попыткой обеспечить взрывной рост продаж в будущем. Эта ставка с треском провалилась.
Однако уже слышны аргументы фанатов Tesla: мол, продажи не важны, ведь компания заработает на технологиях автопилота. Эта мысль настолько нелепа, что я каждый раз падаю со стула, когда кто-то её произносит.
Во-первых, как я писал уже миллион раз (см. подробности по ссылке), система FSD (полное самоуправление) работает только на компьютерном зрении, без резервных систем, потому что Маск — жадина редкостная. В результате система чрезвычайно опасна и непригодна даже для полуавтоматического вождения, не говоря уже о полном автопилоте. В итоге их Cybercab (беспилотное такси) будет далеко позади существующих решений, таких как Waymo.
Но всё намного хуже. Tesla продала миллионы автомобилей, обещая, что однажды они смогут водить сами. Однако недавно Маск признал, что установленный в них компьютер недостаточно мощный, и его нужно заменить. Согласно обещаниям Маска и законодательным нормам по защите потребителей, эта замена будет за счёт компании. Один такой апгрейд стоит примерно 1 500 долларов, а обновить нужно 4 миллиона автомобилей. То есть Tesla может быть вынуждена потратить 6 миллиардов долларов на обновления!
Учитывая, что в прошлом году Tesla заработала всего 7 миллиардов долларов прибыли, а в этом году прибыли резко упали, такие затраты могут вогнать компанию в убытки на много лет вперёд. И даже после всех этих трат автомобили Tesla всё равно не будут безопасно водить сами. Проблема не в компьютере, а в самой концепции системы, которая фундаментально несовершенна.
Так что нет, автономное вождение Tesla не спасёт её от падения продаж.
Прибыль Tesla уже упала более чем на 70% в этом году. Учитывая, что более 30% прибыли в прошлом году приходилось на продажу квот на выбросы, можно сказать, что сейчас Tesla, вероятно, вообще не зарабатывает на продаже каждого автомобиля. А эти квоты скоро исчезнут. Во-первых, из-за падения продаж у Tesla будет меньше квот. А во-вторых, большинство автопроизводителей уже начали выпускать свои электромобили в массовых количествах, и спрос на квоты, скорее всего, резко упадёт в ближайшие 1–2 года.
Короче говоря, у Tesla билет в один конец — к ежегодным убыткам.
Да, конечно, Tesla долгие годы работала без прибыли, но тогда она быстро расширялась и обгоняла весь рынок, и поэтому такие убытки воспринимались нормально. Сейчас, когда продажи рушатся, а технологии Tesla выглядят устаревшими или просто неработающими, может ли компания пережить очередной цикл без прибыли?
Аппарат жизнеобеспечения уже пищит, и паузы между сигналами становятся всё длиннее. Эта некогда любимая компания лежит вялая и потная, в комнате разносится её предсмертный хрип. А Маск в это время рыщет по её пиджаку в поисках мелочи, чтобы купить ещё кетамина. Печальное зрелище. Но если подумать, удивляет ли кого-то такой финал?
Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos