Найти в Дзене
турист 61

В собственной тени, двадцатая часть

Немецкий «новый порядок» ввёл в Новодеревне комендантский час: после наступления темноты запрещалось передвигаться по станице, находиться в степи и собираться группами. Жители станицы, у которых были коровы, должны были ежедневно сдавать два литра молока на сырзавод, а раз в неделю — определённое количество яиц, зависящее от количества птицы. У Полины были только куры, которые сохранила соседка тётя Таня, пока их не было в станице. Корм для птицы у них был, заготовленный ещё Николаем. Зима выдалась холодной, и курочки неслись плохо. Но яйца всё равно были. Полина радовалась, когда давала детям варёные яйца. Они ели их с удовольствием и были счастливы. Мука тоже была заготовлена. Полина прятала продукты в трёх местах: в подвале, сарае и под полом в спальне, где устроила тайник. Но за всю зиму полицаи не обыскивали их дом. Лишь при встрече они пугали, что зайдут в гости. 4 февраля 1943 года станица обрела свободу от гитлеровской оккупации. Многие были рады приходу Красной Армии, а

Немецкий «новый порядок» ввёл в Новодеревне комендантский час: после наступления темноты запрещалось передвигаться по станице, находиться в степи и собираться группами.

Жители станицы, у которых были коровы, должны были ежедневно сдавать два литра молока на сырзавод, а раз в неделю — определённое количество яиц, зависящее от количества птицы.

У Полины были только куры, которые сохранила соседка тётя Таня, пока их не было в станице.

Корм для птицы у них был, заготовленный ещё Николаем.

Зима выдалась холодной, и курочки неслись плохо. Но яйца всё равно были. Полина радовалась, когда давала детям варёные яйца. Они ели их с удовольствием и были счастливы. Мука тоже была заготовлена. Полина прятала продукты в трёх местах: в подвале, сарае и под полом в спальне, где устроила тайник. Но за всю зиму полицаи не обыскивали их дом. Лишь при встрече они пугали, что зайдут в гости.

4 февраля 1943 года станица обрела свободу от гитлеровской оккупации. Многие были рады приходу Красной Армии, а некоторые испугались и бежали с немецкими войсками. Так как в это время и грабили, и расстреливали. Надеялись, что новая власть на долгие годы пришла. Колхозники станицы, как и весь освобождённый район, активно включились в помощь фронту. На общих собраниях колхозов приняли решения о восстановлении разрушенного хозяйства, сборе скота, имущества и зерна на сохранение, уборке и обмолоте оставшихся культур, а также о сборе средств для победы над врагом. Были избраны новые члены правлений, председатели, ревизионные и инвентаризационные комиссии.

Все стремились помочь Красной Армии. Организовывали сбор продуктов (молоко, яйца, мёд), перевязочного материала, тёплой одежды и фуража. Лучших лошадей отправили на фронт, остались одни слабые, поэтому на пахоту и уборку привлекли волов. В марте начали обучать коров для сева. Заставить корову работать в поле оказалось непросто, но она стала частью основной тягловой силы в колхозе.

И получилось, что технология сева и уборки урожая 1943 года вернулась к временам крепостного права.

Полина
Полина

Весной Полина пошла работать в бригаде на поле, но не забывала и о своём огороде. Дома ей всегда помогали дети. Особенно старалась Алёнка, которая уже в свои семь лет была для мамы настоящей помощницей .

Однажды вечером, когда Полина с детьми полили огород и собирались домой, Алёнка не удержалась и забралась в лодку на воде. Осторожно пройдя по ней, она раздвинула камыши и заметила движение. Её глазам предстала куча сухого камыша, словно принесённая сюда кем-то. Алёнка удивилась и позвала маму:

— Мама, откуда здесь такая куча?

Присмотревшись, она заметила в центре тёмное пятно. Вдруг из него показалась шея с ярко-белым клювом — это была утка. Небольшая и очень тёмная, с оперением от тёмно-серого до чёрного.

— Это не кряква, а лысуха, — догадалась девочка.

— Мама, здесь уточка сидит, — прошептала Алёнка.

— Не пугай её, пусть сидит, — ответила Полина.

Девочка не стала рассматривать утку дольше: та беспокойно вертела головой. Алёнка тихо вылезла из лодки и ушла, решив не мешать утке-матери. Она решила называть её Утя.

Всё шло спокойно: утка высиживала яйца, дети её не беспокоили. Но однажды погода изменилась. Вечером поднялся сильный ветер, река волновалась, волны с силой бились о берег, трескаясь и заминая камышовые заросли.

Всю ночь бушевала стихия: гремел гром, небо сверкало молниями. Когда начался оглушительный ливень, всё стихло так же внезапно, как и началось.

Утром Алёнка пошла в огород и услышала шум возле лодки. Прибежав посмотреть, что происходит, она увидела утиную битву. Одна из серых уток сидела на гнезде лысухи, которое выглядело как куча мусора, принесённая волнами. В этой куче было второе гнездо, прибитое вчера во время грозы.

Утя вела себя агрессивно: шипела, кричала и бросалась на соседку. Гнездо, зацепившееся за корягу по другую сторону, не давало серой утке улететь.

Лысуха справилась с нападением, очистила лунку и заново выстелила её. Но Утя всё равно не могла успокоиться: она периодически вылетала и угрожала соседке. Алёнка понимала, что та хотела бы быть подальше, но как ей помочь?

Когда стало ясно, что в гнезде новая кладка, Алёнка пошла к маме и попросила о помощи. Полина согласилась, отвязала лодку, подцепила гнездо и отвезла кучу камыша немного в сторону.

Лысуха и серые утки
Лысуха и серые утки

Так маленькая девочка Алёнка помогла двум утиным семьям успешно вывести потомство. И они дружно плавали своими маленькими стаями среди зарослей камыша. Когда Полина с Алёнкой выходили на лодке проверять свою маленькую рыболовную сеть, то часто около них плавала лысуха со своими малышами.

Продолжение следует...

НАЧАЛО

Двадцать первая часть