Найти в Дзене

Дисней глазами экономиста ч.1

Дисней глазами экономиста_ч.1 В эфире рубрика "Когда б вы знали, из какого сора..." Я тут рассказываю про изнанку больших и красивых проектов. В прошлых выпусках: / Бильбао / Хафен-сити /Центральный парк/ Галатапорт. Сегодня - про Диснейлэнд. Начнем сначала. /Грустный муниципалитет. Первый Диснейлэнд должен был появиться прямо через дорогу от студии самого Диснея - в городе Бурбанк. Но все как-то пошло не по плану - через участок проходил канал водоснабжения, дорога, и местные чиновники оказались не готовы к таким масштабам. В итоге товарищу Диснею было заявлено, что "не нужно нам тут карнавал разводить в городе и вот эти крики на каруселях целый день - это нам чуждо". На том и разошлись. /Учебные поездки. Несколько лет до открытия парка сотрудники Диснея ездили по успешным проектам того времени (а на дворе стояли послевоенные 1950-е) - Greenfield Village Генри Форда, зоопарк в Сан-Диего, парк Тиволи в Копенгагене и т.д. Посещали с понятными целями - выяснить, что как функционируе

Дисней глазами экономиста_ч.1

В эфире рубрика "Когда б вы знали, из какого сора..." Я тут рассказываю про изнанку больших и красивых проектов. В прошлых выпусках: / Бильбао / Хафен-сити /Центральный парк/ Галатапорт.

Сегодня - про Диснейлэнд.

Начнем сначала.

/Грустный муниципалитет. Первый Диснейлэнд должен был появиться прямо через дорогу от студии самого Диснея - в городе Бурбанк. Но все как-то пошло не по плану - через участок проходил канал водоснабжения, дорога, и местные чиновники оказались не готовы к таким масштабам. В итоге товарищу Диснею было заявлено, что "не нужно нам тут карнавал разводить в городе и вот эти крики на каруселях целый день - это нам чуждо". На том и разошлись.

/Учебные поездки. Несколько лет до открытия парка сотрудники Диснея ездили по успешным проектам того времени (а на дворе стояли послевоенные 1950-е) - Greenfield Village Генри Форда, зоопарк в Сан-Диего, парк Тиволи в Копенгагене и т.д. Посещали с понятными целями - выяснить, что как функционирует, как работать с толпами, как убирать территорию. В общем, нормальная кейс-аналитика.

/Экономисты решают все. Выбрать площадку в Лос-Анджелесе (а потом и во Флориде) Диснею помог экономист. Звали его Харрисон Прайс. Делал он это не один, а в составе Стэнфордского исследовательского института. Задача была комплексная: найти подходящий по всем параметрам участок, сформировать линейку продуктовых предложений, создать экономическую модель парка. Технологии не поменялись за 70 лет - анализ конкурентов, составление требований к участку, структурирование целевой аудитории, учет сезонности и т.д. Вот тут можно подробно почитать, что и как считали.

/3 года борьбы. Хотя на открытии Диснейлэнда был весь Голливуд (вплоть до Марлен Дитрих), а комментировал телетрансляцию будущий президент Рональд Рейган, скорость строительства (1 год) давала о себе знать. Что-то было не достроено, туалетов не хватало и т.д. В общем, нормальный такой запуск большого проекта) Спустя 3 года Диснейлэнд давал корпорации 21% выручки, телетрансляции давали 28%, мультфильмы - 38%.

/Возле трассы и посреди будущей застройки. Конкретный участок территории был выбран по причинам доступности (мимо проходит большое шоссе) и по причине прогнозного роста населения вокруг. Дисней предполагал, что посещать парк будут жители прилегающих территорий, однако уже в 1957 году 40% посетителей были не из Калифорнии.

/Око видит, а денег нет. Первый Диснейлэнд был настолько необычной идеей, что денег на нее удалось получить в обрез. И хотя потом все окупилось, важное было упущено - территории вокруг самого парка. Их Дисней уже не смог купить, так что все дополнительные доходы от отелей, ресторанов и всего остального уплывали мимо носа. Во-многом это определило невероятные масштабы второго Диснейлэнда. Там купили все, что могло давать доход от будущего парка.

/Койки вместо апельсинов. Диснейленд построили посреди апельсиновых рощ. Правда, за первые 11 лет работы парка с\х использование сократилось в два раза, а вот территории под отелями выросли в 6 раз, к 1990 еще в 3 раза. Сезонность была на первых порах серьезная - в низкие периоды падала до 40% от пиковых. Помог конгресс-зал, построенный городом. За аудиторию объекты не конкурировали, зато продлевался сезон туристический в целом.

/Высота и вывески. Изначально парк был против каких-либо высотных зданий вокруг своей территории - чтобы не мешать посетителям, а заодно, чтобы главный дворец было максимально видно снаружи. Максимум был 10 метров. Но через 9 лет после открытия пришлось отступить и высотность вокруг парка повысили до 22 метров - в угоду отельному бизнесу. С вывесками на дорогах тоже начали борьбу и потихоньку привели всех в чувство в плане размера и яркости.

/Конференции и дети. Неожиданную синергию дал отель в самом парке. В 1972 году к нему пристроили конференц-зал и оказалось, что это отличная история. Взрослые брали детей с собой, оставались на подольше, а пока совещались - дети катались на каруселях.

Продолжение в телеграм - https://t.me/Vnu4ka_Jjacobs/1640

#диснейлэнд