Кандидату исторических наук и директору Центра русских исследований 16 мая исполняется 74 года. Оттого и удивительно называть его не только учёным, но и полноценным блогером с сотнями тысячами подписчиков в соцсетях. Как и почему рассказы о секретном завещании Сталина и анализ происходящего обеспечили Фурсову популярность у россиян.
Корни в Хреновом, будущее в РАН: биография и личная жизнь Андрея Фурсова
Родился Андрей Ильич в Подмосковном Щёлково 16 мая 1951 года. Фурсов достаточно часто рассказывал о своём отце-фронтовике, который дошёл до Берлина – мужчина родом из села Хреновое в Воронежской области.
Личную жизнь историк не слишком афиширует. Информации о его супруге почти нет – по данным из открытых источников, поженились они ещё в 80-е, женщина учитель музыки. Про сына Андрея Фурсова Кирилла известно чуть больше, ведь он пошёл по стопам отца – даже закончил тот же Институт стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова. Стал кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Центра методологических и историко-экономических исследований Института экономики РАН.
Фурсов старший тоже кандидат исторических наук и, опираясь на продуктивность, можно пошутить, что его сын пошёл в историки, только чтобы с отцом почаще встречаться. Карьеру Андрей Ильич начал ещё 50 лет назад: вуз он закончил в 1973, защитился в 1986-м. В 1990-м Андрей Ильич стал заведующим Институт научной информации по общественным наукам РАН (занимал пост до 2017-го). Фурсов организовал несколько объединений: в частности, Центра исторической глобалистики и компаративистики РГГУ, а в 2007-м – Центра русских исследований МосГУ.
Можно отметить, что карьера Андрея Ильича как блогера на самом деле очень органична – он автор сотен научных публикаций, среди которых и 12 монографий, член Союза писателей РФ. Можно только по названиям статей и книг сделать вывод, Фурсов «хайпить» научился до того, как слово выдумали. Из избранных публикаций: «Мировая борьба: англосаксы против планеты» (2017-й), «О Ротшильдах бедных замолвите слово» (2014-й), Оргазм богомола (2021-й).
Сталин, заговоры и ЕГЭ: как Андрей Фурсов стал популярным
В итоге образование, опыт и слог Фурсова прекрасно прижились и в формате соцсетей, не только книжном. Только на YouTube у Андрея Ильича более 800 тысяч подписчиков, а суммарно его видео посмотрели более 64 млн раз. Всё же не каждый исторический автор столь успешен в Интернете, даже со внушительной библиографией за плечами. Объяснить это, помимо, конечно, профессиональных навыков публичных выступлений историка, можно прямым попаданием его взглядов в «чаяния народные».
Во-первых, русский народ очень любит теории заговора и в целом конспирологию. Фурсова, учитывая научную карьеру, адептом «шапочки из фольги» назвать сложно, но «нагнетанием» он пользуется мастерски: даром, что он редактор-составитель научных сборников трудов «De Conspiratione / О Заговоре», «De Aenigmate / O Тайне» и «De Secreto / О Секрете». Например, неоднократно озвучивал идеи «страшных планов» верхушки «золотого миллиарда» (в качестве их представителя и даже «архитектора нового мира» Андреи Ильич называет президента Всемирного экономического форума в Давосе, экономиста Клауса Шваба):
Частью реализации этого плана Фурсов называл, например, пандемию COVID-19 : историк, по сути, обвинял ВОЗ в раздутии проблемы в рамках заговора.
- Так называемая «пандемия» – это средство, с помощью которого ультраглобалисты, наследники одновременно Лео Троцкого и Лео Штрауса, пытаются сварганить свой «дивный новый мир». Кстати, десяток лет назад Жак Аттали откровенно высказался в том смысле, что именно пандемия необходима для того, чтобы построить новый мировой порядок.
Вторая явно попадающая в людей нотка в выступлениях Фурсова - ностальгия, хоть у Андрея Ильича она не лиричная, а описывающая общественные процессы. Например, многие узнали о нём из-за позиции по ЕГЭ (историк – яростный противник): о деградации образования по сравнению с советским учёный говорит открыто.
- Если говорить о последствиях «реформы», то первое – это значительное падение уровня образования и подготовки учащихся в средней и высшей школе как результат введения ЕГЭ и БС. Как человек, почти 40 лет преподающий в высшей школе, свидетельствую: егэизированные студенты – это демонстрация культурно-образовательной варваризации и информационной бедности. Если в последние 25–30 лет культурнообразовательный уровень выпускников школ снижался постепенно, то несколько егэшных лет не просто резко, а катастрофически ускорили этот процесс, - писал о ситуации в образовании Фурсов в 2022-м году.
Биоэкотехно-фашизм и пустота: будущее по Андрею Фурсову
Впрочем, по версии историка, ЕГЭ и описанная деградация – это также следствие общего тренда «глобалистов». Сильно обобщая, Фурсов формулирует не столько «мировое правительство», сколько группу интересантов, которые могут действовать независимо друг от друга, но в рамках одной корневой идеи – биоэкотехнофашизма.
Сюда как раз отправляются и принудительная вакцинация, и «обязаловка» имени Греты Тунберг и идеи «трансгуманизма».
- Я называю тот строй, который они пытаются создать, биоэкотехнофашизмом. Био - это все, что связано с медициной, с вакцинацией, контролем над человеком. Эко - это зеленая повестка. И техно - это цифровизация. Слово фашизм я употребляю как метафору. В европейской традиции хуже него ничего не было. Но то, что задумали швабоиды, - это значительно хуже, чем фашизм, потому что тот же Гитлер в «Майн кампф» говорил о создании нового политического порядка.<…> Эти ребята замахнулись на биологическую природу человека, они хотят человека изменить, и не случайно они все время говорят, что эра людей закончилась. Об этом говорят и Шваб, и Харари. Всем будет управлять ИИ, - цитирует слова Фурсова портал «Союзное вече».
Ужас нынешнего мира, по версии Фурсова, в том, что активно бьются лишь два таких глобальных проекта – противостоят «БЭТ-фашистам» идеи не сильно лучше, которые историк характеризует как «технофашизм». Последние более традиционные – «глобалисты старого типа», которых, вероятно, можно назвать империалистами.
- Метафора французского историка Броделя о «пересдаче карт истории» мне очень нравится. Нынешняя «пересдача» - это редкое событие, но нынешняя совершенно уникальная. Столкнулись два проекта мировой верхушки по созданию нового посткапиталистического общества, - рассказывал Фурсов в интервью «БелТА».
«Советский» же проект, который мог бы быть альтернативой по понятным причинам опцией не является. Однако нужно отметить – Сталина Фурсов часто вспоминает именно из-за его борьбы с планами глобалистов, которые тот нарушал. Ещё до начала СВО, в 2020-м Фурсов писал:
- К сожалению, времени остаётся мало. В 1931 году Сталин сказал: «Если мы не пробежим за 10 лет то, что Запад пробежал за 100, нас сомнут». Я не уверен, что у нас есть и 10 лет. К счастью, есть наследие Сталина и Берия - это атомная бомба, но «часики Истории» тикают. Правда, они тикают и под нашими, как говорят сейчас, партнёрами. Вопрос в том, кто упадёт первым.
Кстати, в другом прогнозе он отмечал, что 20-е годы могут стать моментом для разорения именно европейских держав. Фурсов в публикациях отмечал, что у России, в силу отсутствия массового «среднего класса» (в контексте хочется написать «буржуйского большинства») появляются определённые преимущества – «глобалистам» наши рынки не столь интересны и они с куда большим рвением будут разрывать наследство богатых государств.
- Сейчас мы вступаем в новую эпоху и, по-видимому, все 20-е годы XXI века станут такими же определяющими, как те 6 лет — с 67-го по 73-й годы. Когда-то французский историк Бродель сказал, «в истории карты пересдают не так часто, но всё же сдают». Но я добавлю: «Выигрывают те, кто ухватили козыри». Вот 67-73 годы — это раздача карт истории. И, по-видимому, такая же раздача предстоит сейчас. Нужно сказать, что советская верхушка с 67-го по 73-й годы эту раздачу карт прошляпила. Она не просто не смогла ухватить козыри. Но она сдала и те козыри, которые у неё были… Она обменяла, грубо говоря, золото на стеклянные бусы, которые ей дал Запад, - писал Фурсов в прошлом месяце.