Найти в Дзене
Юридический БлогНот

День биографа 2025

На тихой улочке Расселл-стрит, прямо у овощного и фруктового рынка (пока еще вполне дикого. Современный Ковент-Гарден будет возведен лишь в XIX веке), ушедший со сцены актер Томас Дэйвис владеет своим недавно открытым книжным магазином. Весна. Хотя недавно в Северо-Американских колониях была достигнута победа над французами в Семилетней войне, эта весна была полна масштабных и трагических событий. Индейцы оттава и других племен начали нападать на форты британцев, в апреле сменился Премьер-министр, который всё двигал и двигал этот свой ненавистный закон о повышении пошлин на сидр. А в далёкой северной стране Московии или Russia в мае сгорел целый город. Из 900 дворов сгорело более 800-та... название города Tver or Tvery, or smth... Примерно в это время в Лондон возвращается молодой шотландец, начинающий писатель Джеймс Босуэлл. Уже в свои 22 молодых года он был повеса и гуляка. Его предыдущий трёхмесячный «побег» от учёбы в Лондон привел к распутной жизни Джеймса и, как следствие, практ
Оглавление

1763 год, Лондон, центр Ковент-Гардена.

На тихой улочке Расселл-стрит, прямо у овощного и фруктового рынка (пока еще вполне дикого. Современный Ковент-Гарден будет возведен лишь в XIX веке), ушедший со сцены актер Томас Дэйвис владеет своим недавно открытым книжным магазином.

Весна. Хотя недавно в Северо-Американских колониях была достигнута победа над французами в Семилетней войне, эта весна была полна масштабных и трагических событий. Индейцы оттава и других племен начали нападать на форты британцев, в апреле сменился Премьер-министр, который всё двигал и двигал этот свой ненавистный закон о повышении пошлин на сидр. А в далёкой северной стране Московии или Russia в мае сгорел целый город. Из 900 дворов сгорело более 800-та... название города Tver or Tvery, or smth...

Примерно в это время в Лондон возвращается молодой шотландец, начинающий писатель Джеймс Босуэлл. Уже в свои 22 молодых года он был повеса и гуляка. Его предыдущий трёхмесячный «побег» от учёбы в Лондон привел к распутной жизни Джеймса и, как следствие, практически лишению его наследства.

Джеймс был главным наследником, так как был старшим сыном в семье. Но его бунт против домашних нравов родителей-кальвинистов (чтобы было понятнее – доктор Кальвин был не просто против подарков на Рождество. Он был против празднования Рождества вообще... понимаете теперь какие нравы там были?), принятие католицизма, стремление уйти в монахи, а затем весьма немонашеская жизнь в Лондоне потребовали от отца молодого Джеймса (между прочим, судьи и лорда Окинлека) принятия жёстких мер к сыну.

Джеймс был лишен наследования поместья, получил пособие в 100 фунтов в год и был обязан закончить учёбу в Эдинбургском университете.

Молодой Босуэлл закачивает обучение, в июле 1762 года сдает устный экзамен по юриспруденции. В связи с этим, отец смягчается, повышает пособие до 200 фунтов и разрешает вернуться в Лондон...

Потому, Босуэлл рвётся в британскую столицу.

Тут-то он и знакомится с земляком книготорговцем Томасом Дэйвисом.

А 16-ого мая 1763 года, угощая Босуэлла чаем в своей гостиной книжного магазина, Дэйвис в знакомит его с литературным критиком, поэтом, лексикографом Сэмюэлем Джонсоном. Имя Джонсона (по оценке «Британики») в англоязычном мире является синонимом второй половины XVIII века... и это не смотря на то, что Джонсон страдал синдромом Туретта... Выдающийся человек своего времени.

С этого момента началась долгая близкая дружба Босуэлла и Джонсона, одним из результатов которой (среди прочего) стало создание Босуэллом книги «Жизнь Сэмюэля Джонсона».

Общение у них не было регулярным. Уже в августе того же года Босуэлл уезжает в Европу, где продолжает своё юридическое обучение в голландском Утрехтском университете (весьма престижном университете не только того, но и настоящего времени). Опустив подробности разъездов Босуэлла и его становление как писателя и журналиста, нужно отметить, что после возвращения зимой 1766 года, он готовится и сдаёт в Эдинбургском университете экзамены по юриспруденции, позволяющие ему практиковать как адвокату. Чем он и занимается более 10 лет в Эдинбурге.

И эпизодически, во время отпусков приезжает общаться с Джонсоном...

День биографов

В 2010 году Международная федерацией биографов и автобиографов, в честь той самой первой встречи Босуэлла и Джонсона, учредила День биографов. Узкопрофессиональный праздник для историков, биографов, писателей, музейные работники. В России традицию праздновать День биографа активно начали поддерживать с 2019 года по инициативе Российской ассоциации биографов.

В СМИ сообщают, что в этом году планируются не только традиционные встречи, но и организация поздравлений и награждений тех, кто связан с этим направлением.

Но почему же 16 мая? Почему встреча Босуэлла и Джонсона? Даже для англоязычного общества первая встреча этих людей как повод установить День биографа на первый взгляд может казаться странной. Биографии существовали как жанр еще с античности. Вспомните Плутарха, к примеру. О многих философах той эпохи мы знаем из записанных кем-то «бесед» и жизнеописаний.

По мнению многих литературоведов и историков опубликованная в 1791 году книга «Жизнь Сэмюэля Джонсона» была по своему изложению и подаче чрезвычайно новаторской. Джеймс Босуэлл не просто описывал жизнь своего друга, ограничиваюсь фактами и беседами. Он привнёс в сухие до того времени биографии литературность, яркость и человечность. Со времен Босуэлла биографии перестали быть исключительно историческими трудами, а стали произведениями, создаваемыми на стыке литературы и истории.

А дата встречи Босуэлла и Джонсона символизирует отправную точку для начала самой биографии, для начала автора этой биографии с тем, о ком он её напишет. И дата издания самой биографии тут уже менее важна... Ну, есть еще вариант объяснения, что так прикольнее, чем дата рождения или даже смерти автора.

Дом 8 по Расселл-стрит, возведенный в 1759-60 году, до сих пор на своём месте. Там нет книжного магазина. Карты гугл вам покажут вход в кафе.

А еще они покажут длинную мемориальную табличку, описывающую ту самую первую встречу Босуэлла с Джонсона майским вечером 1763 года. Чай, неловкая ситуация, а также смесь светлого ума и британского юмора положили начало череде явлений, один из результатов которой мы празднуем сегодня.

С Днём биографов!