В залах Музея Москвы открылась выставка «Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов» — продолжение выставки-исследования «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х», вместе с которой мы делали спецпроект в прошлом году. В этот раз проект рассказывает об одной из самых любопытных пар художников первой половины XX века — о супругах, чьи жизни были неразрывно связаны с искусством. Удивительно, что они ни разу не работали в тандеме и всю жизнь творили самостоятельно. Но при пристальном рассмотрении связь семейной пары друг с другом все же видна — в творчестве каждого!
Судьбоносная встреча
Художница Александра Бычкова родилась в Москве в 1892 году. Выросла в семье крестьян: простой, но увлеченной искусством. Александра рано покинула семью, стала жить самостоятельно, зарабатывая шитьем и рукоделием. Вскоре поступила в Строгановское училище.
Сергей Кольцов родился тоже в 1892 году, но в Санкт-Петербурге. Тянуло художника всегда в Москву, так он и оказался в столице и поступил на тот же курс, что и Александра. Вот так случайное стечение обстоятельств и свело двух будущих супругов в стенах училища на Рождественке, 11.
Кольцов и Бычкова завершили обучение в переломном 1917 году — революция тогда изменила не только страну, но и контекст их профессионального старта: первые шаги в искусстве они делали уже в новой, стремительно меняющейся реальности.
Несмотря на то, что пара физически всегда были вместе, в творчестве они выбрали кардинально разные направления. Александра оформляла театры, вышивала панно, создавала знамена и занавесы для Дворца культуры. Сергей создает скульптуры: его работы «Утро», «Угольщик», «Тюрчанка с ребенком» начинают выставляться в музеях.
Командировка в Париж
В 1928 году Сергей Кольцов с Александрой Кольцовой-Бычковой отправились в командировку в Париж. В те годы Наркомпрос активно направлял представителей творческой интеллигенции за границу для изучения европейского опыта. Интересно, что Кольцова и Бычкову направили в Париж не как семейный тандем, а как самостоятельных художников — каждому из них предстояло реализовать собственные задачи.
И если Сергей достиг признания еще в Советской России, то талант Александры раскрылся именно во Франции. За четыре года в Париже успела состояться её персональная выставка в галерее Irondel, были публикации в европейской прессе, сотрудничество с Hermes, Librairie Gallimard, афиши, иллюстрации, эскизы одежды и интерьеров. Её работы оценил даже такой мастер, как Поль Синьяк. Кольцов тоже не сидел без дела: его произведения экспонировались в «Осеннем салоне», «Обществе независимых художников», салоне «Барейро». В 1930 году в галерее «Сенат» состоялась персональная выставка художника. И снова ни одной общей работы, ни одной совместной выставки у пары.
Жизнь после смерти
Но если взглянуть на творчество Александры и Сергея, можно все-таки уследить визуальные пересечения и смысловые связи — как художники они формировались вместе и за всю совместную жизнь разлучались лишь дважды на короткое время.
Например, в интимных натюрмортах Бычковой в центре композиции часто оказываются скульптуры ее мужа. Но даже там они представлены не как фон или декоративный элемент, а как полноценный, значимый образ, что показывало их свободу действий в разных видах искусства без попытки свести их к единому стилю или концепции.
Вернувшись в Москву, Кольцова-Бычкова ушла в камерное искусство: натюрморты, портреты, городские и деревенские пейзажи. В них — простота быта, поэтика повседневности, любовь к свету, деталям и крышам Остоженки. Сергей, после возвращения в СССР, создает скульптуры для метро, Библиотеки им. Ленина, ВСХВ. Одним из значимых эпизодов его биографии стало участие в восстановлении Большого театра после Великой Отечественной войны. Он не только творил, но и учил: был председателем скульптурных секций, преподавал в родном Строгановском училище. Вот так шла тихая и размеренная жизнь двух художников: любовь и искусство рука об руку изо дня в день.
Племянница Александры вспоминает, что большая жизнь ее тети — «это любовь и верность своему искусству и своему мужу — скульптору С. В. Кольцову».
Но идиллия была недолгой. 6 октября 1951 года Сергей Кольцов неожиданно скончался в возрасте 59 лет. Ранняя смерть мужа была глубоким потрясением для Кольцовой-Бычковой. Она долго болела, но затем постепенно снова твёрдо встала на ноги и продолжала работать на своём поприще, стойко переносила одиночество. И до конца своей жизни, а она прожила почти до 93 лет, она сохранила верность и любовь к своему мужу. А еще сделала все возможное, чтобы и другие не забыли творчество Сергея: благодаря ее целеустремленности и настойчивости в 1962 году была издана монография А. В. Парамонова «С. В. Кольцов», а спустя двенадцать лет, в 1974-м, в залах Союза художников РСФСР прошла персональная выставка работ скульптора.
С началом нового века о художниках Александре и Сергее несправедливо забыли. Их работы были разбросаны по всей стране, а некоторые и вовсе утрачены. Благодаря кураторам выставки «Между Парижем и Москвой» удалось собрать воедино экспозиции из более чем 20 столичных и региональных музеев, впервые в одном пространстве. Выставка дополнена частными коллекциями, в том числе собранием произведений семьи художников. Проект строится как диалог между двумя индивидуальностями. Это не только художественная экспозиция, но и попытка воссоздать целую эпоху — от московских мастерских до парижских ателье пары. Выставка включает живопись, скульптуру, графику, текстиль, объекты дизайна и архивные документы: письма, фотографии, предметы быта, что позволяет полностью окунуться в жизнь Александры и Сергея и увидеть внутреннюю связь пары, которая сохранилась в их творчестве даже после их смерти.