Сентябрь 1941 года, Ленинград взят в блокаду. Артиллерийские подразделения, стоящие на обороне города, испытывают проблемы с поставкой пороха для снарядов. Ближайшие запасы находятся на острове Котлин, в Кронштадте. Все фарватеры находятся под неусыпным контролем немецкой артиллерии и авиации, которые каждый день осаждают город. Но выбора нет...
Виктора Аристова наверняка все видели в эпизодической роли в «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись» (получивший колотую рану Стэнджерсон). А между тем, он работал ассистентом у таких мастеров как Герман, Микаэлян, Авербах и Хейфиц, прежде чем самому сесть в режиссёрское кресло. Он умер довольно рано, в 50 лет, и теперь о нём вспоминают в основном на 9 мая, когда в списках фильмов о Второй мировой войне находится его вторая работа - «Порох».
«Порох» вышел в 1985 году, в тот же год, когда состоялась премьера такой знаковой картины как «Иди и смотри» Элема Климова. К сожалению, он не дошёл до нового века с такой же популярностью. А между тем, у этих картин было много общего в плане используемых средств выразительности.
Герои этих фильмов не произносили пафосных монологов в камеру как это было в классической традиции советского кино. Их образ подавался через незначительные на первый взгляд эпизоды, своего рода, второплановые, которые к финалу если и не формировали о них невероятно большую картину, то уж точно сопереживаешь за них всем сердцем.
«Порох» вообще относится к той редкой категории фильмов, где война показана без драматургических клишированных прикрас. В ней нет прибалтов, изображающих отвратительных до карикатурности фашистов. Противник невидим, как сама смерть, стреляет издалека, бомбит. А здесь - не картонные солдатики, бросающиеся на амбразуру, а живые люди, падающие в грязь под пулями, но продолжающие исполнять свой долг.
«Порох» таким обезличенным подходом к противнику близок к «Летят журавли», что моментально выводит его из ранга «кино о Второй мировой» и превращает в кино о человеческой бойне в целом, бессмысленной и абсурдной. Законы военного времени вынуждают людей идти против совести, выставляя врагом народа того, за кого ещё вчера впрягся бы весь коллектив.
Аристов вообще проделал довольно интересный трюк, выбрав в качестве героев не идеализированных советских солдат. Главный герой в замечательном исполнении Юрия Беляева - функционер, приспосабливающийся к войне согласно букве закона. В какой-нибудь голливудщине такой персонаж непременно к финалу должен был бы осознать свой неправильный подход к жизни и каким-то душевным поступком искупить свою вину.
«Порох» старательно обошёл подобную чушь. Уполномоченный Никонов, всё больше ощущая собственное бессилие пред сложившимися вокруг обстоятельствами, становится всё более фанатичным, то пуская под пули людей для отвлекающего манёвра, то пытаясь в кульминации собственными руками удержать разорвавшуюся верёвку, соединяющую буксир и баржу с жизненно необходимым порохом.
Финал сыгран вообще по самым тонким нотам. Главный герой, «можно сказать совершивший подвиг», не становится неким индивидуализированным воплощением героизма. А наоборот словно сливается с общей массой тех людей, что вместе с ним гибли под пулями, корчились от ран, сходили с ума. Возвращаясь в свою разрушенную семью, Никонов уже абсолютно дистанцирован от прежней жизни. От приспособления по букве закона до приспособления по обстоятельствам. Которые определяет дыхание смерти где-то рядом.
В финале испытываешь особо щемящее чувство от того, что понимаешь - дело закончено, люди героически выполнили свой долг, но худшее впереди. Это лишь начало, и сегодняшняя трагедия отзовётся где-то лишь как бой местного значения. Через два месяца в Ленинграде начнётся массовый голод. И многие из тех, кто в этом фильме надеялся на лучшее, окажутся бессильны пред лицом смерти. С другой стороны ведь с исторической дистанции знаешь, каков был исход – и оттого разделяешь некоторый оптимизм главного героя. Сильное кино.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.