Соседи бывают разные, но самое страшное, когда они оказываются преступниками. Такая история произошла с моей семьёй много лет назад.
Я выросла в городе под названием Батайск, располагающемся в Ростовской области. Этот город я безгранично люблю. Мне нравится здесь жить, мечтать, любить - одним словом, всё. Плюс детство и лучшие моменты жизни: радость, улыбки, боль, слёзы прошли именно в этом городке. Да, тут не очень хорошие дороги (даже просто ужасные, но, поверьте, во всех городах так), плохая погода, грязь, но оно такое родное и незабываемое, что хочется кричать от переизбытка чувств.
Наш городок маленький и тихий. Находится в 12-ти километрах от Ростова-на-Дону, куда более крупного города. Там, в Ростове, постоянные пробки, суета, а здесь просто комфортно.
Преступность? А где её нет?
Она была, есть и будет всегда. В каждом городе происходят убийства, ограбления, драки и другие виды злодеяний. Наш город не исключение. Самые популярные виды преступлений: грабежи, самоубийства и наркотики.
Примерно в 14-15 лет я стала свидетелем того, как полицейские проводили следственный эксперимент с закладчиком. Прямо на нашей улице возле дома напротив. Был прекрасный солнечный день, мы с бабушками посидели, выпили чай, поболтали, а потом стали расходиться. В тот момент мы ожидали такси. Тут ко мне подошёл следователь, предъявил удостоверение и спросил, не видела ли я или мои бабушки, как данный молодой человек совершал преступные действия. Я ответила, что нет, и мои бабушки тоже не видели. Пока возле калитки мы ждали машину, то наблюдали, как проходил эксперимент. Знаете, а мне даже понравилось. Однако вы помните, что следователем стать я не могла. Ну а того мужчину правда никто никогда не видел. Случаи закладки наркотиков были и не один раз, мои родители частенько прогоняли таких людей. Да и я сама стала свидетелем этого.
После инцидента со следователем, случайно подключившись к камере домофона, невольно увидела очередного распространителя дури. Некий мужчина подозрительно крутился возле старой шины около участка напротив. В принципе, это не ново. Камера домофона записала видео, но дальше моего телефона оно никуда не ушло. В полицию заявлять мы не стали, потому что нас затаскали бы по отделениям и судам. В моей семье и без этого хватало проблем. Спустя примерно два года соседние угловые дома выкупили под застройку магазина. Теперь на их месте расположилась «Пятёрочка». Не могу сказать, что это плохо, но при постройке без скандалов не обошлось. Однако с появлением магазина на нашей улице наркоманов стало намного меньше, ведь теперь появились камеры видеонаблюдения. А закладчикам они не нужны, им нужно тихое укромное место. Думаю, они давно подыскали себе другое.
В общем, да, у нас есть грабители, наркоманы, самоубийцы, но как таковых реальных убийц мало. Если убийства и происходят, то на почве ревности, каких-то семейных разборок, бытовых проблем. В Ростове есть куда более криминальные районы. Например, Суворовский и Чкаловский. Там постоянно кого-то убивают, проявляют агрессию, дерутся, ругаются. Бывают даже сходки авторитетов. Вот такой у нас разносторонний город.
Однажды мне довелось съездить в поликлинику на Чкаловском. Касаемо самой больницы, то там полная антисанитария. Но это уже ладно. Самое главное, что, приехав туда, мы с мамой проходили один перекрёсток и говорили, что это очень опасный участок дороги и там, скорее всего, происходит много аварий. На следующий день в Telegram я увидела новость о страшном ДТП, произошедшем на том самом месте.
В любом случае, несмотря на все эти ужасные истории, я безумно люблю наш город.
Теперь вернёмся в моё детство, когда жизнь была беззаботной и более-менее спокойной. Я жила в переулке, который назывался Литейный. Когда-то давно там находились многие военные, ну а позже поселилась моя семья. Именно в этом небольшом переулке и случилась та самая некрасивая история, которая во многом изменила и мою жизнь тоже. Да, конечно, сериалы с бабушкой определённо сыграли свою роль, плюс потом я влюбилась в мужчину, раньше работавшего в органах. А когда поступила в институт и поняла, что каждый проведённый там день для меня ад, то написание книги и мечта работать журналистом стали просто спасением. Я каждый день просыпалась, во-первых, для того, чтобы увидеться с тем самым мужчиной, а во-вторых, чтобы работать над книгой и потихоньку приближаться к мечте.
Ох, что-то я опять заговорилась о себе, просто мне есть, что Вам рассказать. Хочется говорить, говорить, говорить. Но, давайте перейдём к нашему преступнику.
Итак, его зовут Анатолий Александрович Крикунов. И да, он мой сосед. Я жила в первом подъезде, а Толя во втором. Мужчина родился 2 апреля 1985 года в семье Эльвиры и Александра Крикуновых. На первый взгляд, семья самая обычная, хоть и не особо благополучная. Отец любил приложиться к алкоголю, а мать, так сказать, поддерживала. У них был ещё один сын, Владимир Александрович Крикунов, который родился 17 июня 1983 года. Оба мальчика обучались в школе №12, там училась моя бабушка, мама, а потом и я. В этой же школе работал и мой дедушка, папа мамы.
Анатолий трудился в милиции водителем вневедомственной охраны в отделе №8 города Ростова-на-Дону. В материалах, которые мне довелось изучить перед написанием данной статьи, говорится, что у него была жена и ребёнок. Сама лично я этого не помню, поэтому сказать наверняка не могу.
Ноябрь 2010 года. Из автомобилей пропадали забытые или оставленные сумки, навигаторы, телефоны и другие ценные вещи. По неведомой причине воришку поймать не получилось.
Но потом в участок обратилась девушка с заявлением об изнасиловании. В ходе допроса пострадавшей выяснилось, что мужчина приставил к её горлу нож и затащил на пустырь, где надругался. Преступление произошло ранним утром в районе Восточного кладбища. Лица нападавшего девушка не видела, так как он надел чёрную вязаную шапку и натянул её до бровей. Также на нём были трико и чёрная куртка. На месте, где, по показаниям девушки, произошло изнасилование, нашли сигаретные окурки.
Касаемо Восточного кладбища, оно является закрытым более 20 лет. Охраны, естественно, нет, освещения и камер тоже. Идеальное место, не так ли? Ещё один факт: на этом кладбище похоронено большинство моих родственников, в том числе и дедушки. Когда в газете появились новости об изнасилованиях, моя семья и другие жители города были просто в панике.
Позже стали поступать ещё заявления от девушек. Принцип действия тот же. Анатолий поджидал жертв ранним утром в Авиагородке недалеко от Восточного кладбища, приставлял к горлу нож и тащил беззащитных женщин в кусты, где насиловал, а потом просто бросал, ведь цели убить у него не было.
Толя понимал, что за его «любимым» местечком могут начать следить, и решил его сменить, но это не помогло. Милиция была настроена крайне серьёзно. К слову, Крикунов, конечно, сменил место своих злодеяний, но совсем позабыл, что курить вредно. На всех последующих местах преступлений также обнаружили сигаретные окурки. После этого следователи целенаправленно искали мужчину, курившего сигареты определённой фирмы.
Случилось кое-что ещё. Одной девушке удалось отбиться и сбежать. К несчастью Анатолия, она разглядела его лицо и смогла составить фоторобот. Ориентировки с портретом маньяка развесили по всему городу. Милиция постоянно патрулировала улицы, устраивала засады, и все эти действия принесли свои плоды.
«За кладбищем и другими пустырями шло негласное наблюдение», - заявляли в милиции.
И вот, наконец, в сентябре 2011 года патрульным на глаза попался подозрительный мужчина. Несмотря на слегка прохладную погоду, он был в тёплой шапке и зимней куртке. Парень странно себя вёл, как будто что-то вынюхивал или кого-то искал. Милиционеры решили подойти к нему и поговорить. Стражи правопорядка поинтересовались у мужчины, что он делает в такое раннее время на этом месте. Тот пытался юлить и выдумывать какую-то ерунду. Говорил бессвязно, толком не мог объяснить причину своего поведения и местонахождения. Анатолия задержали, а когда везли в участок, он на ходу выбросил чёрную вязаную шапку и нож-бабочку. Милиционеры вовремя заметили и забрали улики. Позже Крикунов «косил под дурачка», якобы это не его вещи и их подбросили. Следствие было непреклонно.
Уже в участке удалось установить личность подозреваемого. Каково было удивление сотрудников милиции, когда они узнали: перед ними коллега. Выяснилось также, что незадолго до ареста (примерно за два месяца) Анатолий уволился с должности водителя вневедомственной охраны. Сначала маньяк молчал, не хотел вообще ничего говорить.
Был проведён ряд экспертиз, которые полностью доказали вину Крикунова. Установили, что окурки, найденные на местах преступлений, принадлежат именно ему. А на ноже и шапке его отпечатки пальцев и следы. К тому же девушка, составившая фоторобот, уверенно указала на обидчика.
Тогда Толя понял: дела плохи. Надо признаваться, иначе срок будет полный. Мы ведь все помним, что чистосердечное признание смягчает наказание. Крикунов признался: кладбище выбирал, так как там всегда мало людей. Он назвал это подстраховкой от случайных свидетелей. На кладбище шанс встретить человека ранним утром очень невелик. Ещё мужчина сознался в кражах из шести автомобилей. Заметив в машине дорогой телефон, навигатор или забытую сумочку, Толя тут же разбивал окно и забирал вещи, чтобы потом продать, подарить или оставить себе. Общий ущерб от ограблений составил 116 тысяч рублей. На тот момент это были очень большие деньги. Точной информации, сколько всего было жертв, нет. Разные источники говорят по-разному. Одни три, другие четыре, а третьи вообще шесть. Но я склонна доверять официальным источникам, поэтому дальше вы увидите, что говорила пресс-служба МВД.
«По данным следствия, с ноября 2010 года по сентябрь 2011 года обвиняемый совершил шесть нападений на молодых женщин в городе Батайске, - сообщил официальный представитель донского следствия Валерий Чекрышев. - Во всех случаях он действовал в утреннее время суток, угрожая своим жертвам убийством и используя нож, подавлял волю женщин к сопротивлению, после чего отводил их в безлюдные места, в том числе на территорию кладбища, где совершал в отношении них преступления. Четыре женщины подверглись сексуальному насилию, а двум удалось вырваться».
Обвинения выдвинули по статьям: 131 Уголовного кодекса Российской Федерации «Изнасилование, соединённое с угрозой убийством», 132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера, соединённые с угрозой убийством».
Также по статьям: 131 часть 2 УК РФ «Покушение на изнасилование, соединённое с угрозой убийством», 158 часть 2 Уголовного кодекса Российской Федерации «Кража с причинением значительного ущерба гражданину».
Суд состоялся в августе 2012 года. Приговор: виновен. Что касаемо срока заключения, то Анатолий получил 9,5 лет колонии общего режима. Не знаю, как кому, но мне кажется, что срок отбывания наказания должен был быть намного больше. Даже с точки зрения человечности, он безжалостно нападал на женщин и насиловал их.
Некоторое время спустя ходили слухи, что Крикунова убили его же сокамерники. Есть такое поверье, что в тюрьме очень не любят насильников. Подтверждения информации об убийстве батайского насильника не было. Моя семья, естественно, не верила в версию со скорой кончиной. Как оказалось, правильно. Потому что буквально год или два назад мои родители видели этого человека на заправке. Слава богу, он их не узнал.
Родственники и близкие друзья до последнего не верили в виновность Толика, но, к сожалению, суровая реальность победила. Они описывали Крикунова, как тихого, спокойного, любящего технику мужчину. Однако все мы помним: «В тихом омуте черти водятся». Прямо-таки золотые слова.
На момент этих событий мне было 7 лет. 2011 год. Я только пошла в первый класс, и тут такое. Мама просто боялась меня куда-то отпускать. Ко всему прочему, мать Анатолия, Эля, считала: мои родные виноваты в том, что её сына посадили. Я не знаю почему, наверно, уже тогда она потихоньку сходила с ума. Другого объяснения нет, ведь мои родители никаким образом не причастны к аресту Крикунова и уж тем более они не заставляли его насиловать женщин. Интересно, как она себе это представляет, мои мама или папа с пистолетом говорят, что, Толя, давай насилуй. Звучит даже смешно.
Отмечу, что я единственный ребёнок в семье, и меня всегда любили и оберегали. Садик прошёл мимо, у меня была няня, с которой мы по сей день лучшие друзья. Ей я могу рассказать все тайны и события, произошедшие со мной.
Так вот. Начался первый класс. Мама взяла отпуск, чтобы первое время водить меня в школу и забирать из неё. Несмотря на то, что моя бабушка - учитель начальных классов, мы находились на разных этажах, и я почему-то боялась, что она не придёт. Вот так первые две недели со мной была только мамочка.
Одним прекрасным осенним днём мы возвращались из школы домой. Как сейчас помню, был тёплый, солнечный день. Мы весело о чём-то болтали. В первом классе уроков было мало, поэтому шли домой без бабушки. Мама пообещала купить мне игрушку в магазине. Зайдя в него, мы увидели большую очередь и стали ждать. Тут вдруг кто-то подходит сзади и бьёт маму сумкой по голове. Обернувшись, она увидела Элю, мать Анатолия. Та что-то бессвязно кричала и обвиняла мою мать в аресте её сына. Другие посетители магазина оттащили безумную женщину на улицу и прогнали. Когда бабушка вернулась домой и узнала, что произошло, то было принято совместное решение вызвать полицию. Приехал участковый, принял заявление. Через несколько дней Эльвиру забрали в психиатрическую лечебницу. Спустя три месяца врачи признали её здоровой и отпустили. Лечения хватало ненадолго, всё начиналось сначала. Моя семья просто опасалась выходить на улицу. После нескольких госпитализаций, можно сказать, настала ремиссия. Три-четыре месяца было затишье.
А знаете, у меня всё-таки остаётся вопрос: «Почему её постоянно отпускали?» Ведь она реально опасна для общества. Этот вопрос не раз задавался сотрудникам полиции, но они лишь отмахивались и говорили: «А что мы можем сделать?» Ну да, действительно, что?
В общем, затем наступило лето. Родителей позвали в гости друзья, и они взяли меня с собой. У них мы пробыли примерно до 12 часов ночи. На машине вернулись домой. Я и мама пошли в квартиру, а папа поехал загонять машину в гараж.
Мы стояли на кухне, рассказывали бабушке впечатления от проведённого вечера. Как вдруг раздался звонок от папы. Он говорил, что Эля кидалась на него и на машину, не давала заехать в гараж. Муж Александр пытался её сдержать, но тщетно. Папа поспешно уехал в соседний двор. Мама вызвала полицию и сказала оставаться в другом дворе до их приезда.
Снова мигалки, скорая, протокол. Как будто замкнутый круг. Элю в очередной раз забрали в психушку. Сказать, что в тот вечер мы испугались, это ничего не сказать. Думаю, в ту ночь наша семья окончательно решила искать дом для покупки и переезжать. Всё оставшееся лето мы занимались поисками жилья. Долгие просмотры участков принесли свои плоды. Мы приобрели домик, начали делать там ремонт и уже через примерно полгода переехали. Так началась наша новая жизнь.
Прошло уже очень много лет. Анатолий Крикунов вышел из тюрьмы. Несколько раз на базаре в Авиагородке мы видели Элю, но никогда более с ней не разговаривали. Всегда делали вид, что просто не знакомы, старались как можно скорее уйти, чтобы она нас не заметила. Потом и вовсе перестали посещать тот базар, потому что продукты испортились, да и жизнь поменялась. Что сейчас с семьей Анатолия Крикунова, я не знаю, но в моих дальнейших планах узнать как можно больше информации.
В заключение этой главы хочу сказать: насилие терпеть нельзя, боль тоже. Каждый из нас вправе бороться за свою жизнь и мечты. Не бойтесь отстаивать свои границы. Все обязательно будет хорошо!
P.S. Я пишу по-разному про полицию и милицию, так как именно в это время их переименовали.