Государственная Дума 13 мая приняла законопроект, касающийся локализации автомобилей, используемых в такси. Закон направлен на поддержку отечественного автопрома и унификацию стандартов перевозок, требуя от таксопарков и водителей использовать машины с высокой долей российских комплектующих. Для большинства регионов требования вступят в силу через год, однако для Калининградской области, Сибири и Дальнего Востока предусмотрены отсрочки до 2028 и 2030 годов.
Локализация означает производство автомобилей или их основных компонентов на территории России, вместо импорта готовых транспортных средств или запасных частей из-за рубежа. Новый закон вводит систему балльной оценки: уровень локализации определяется количеством произведённых в России элементов, причём дополнительные баллы начисляются за наличие отечественных двигателей, коробок передач, электронных систем и других ключевых узлов.
Закон начнёт действовать с 1 марта 2026 года для большинства регионов России. Для некоторых территорий предусмотрены переходные периоды: в Калининградской области и Сибирском федеральном округе требования станут обязательными с 1 марта 2028 года, а в Дальневосточном федеральном округе — с 1 марта 2030 года. С 1 января 2033 года единственным критерием для внесения автомобиля в реестр такси станет количество баллов локализации или решение правительства для машин, произведённых по специальным инвестиционным контрактам, заключённым после марта 2025 года.
Какие автомобили будут допустимы для использования?
С 1 марта 2026 года для регистрации автомобиля в реестре такси необходимо выполнение одного из двух условий. Первое условие заключается в том, что автомобиль должен набрать не менее 3200 баллов локализации, как это предусмотрено для государственных закупок, что подразумевает значительную долю российских комплектующих и сборки. На 2025 год к таким моделям относятся Lada (Granta, Vesta, Iskra, Aura), «Москвич» (3 и 6), XCITE (X-Cross 7, X-Cross 8) и электромобили Evolute (i-PRO, i-JOY). Второе условие требует, чтобы автомобиль был произведен в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. В эту категорию входят модели Chery под брендом Tenet (производство на бывшем заводе Volkswagen), кроссоверы Exeed (бывший завод Mercedes-Benz), автомобили «Москвич», Evolute, а также Omoda, Jetour, Kaiyi и BAIC, производимые на калининградском заводе «Автотор». После 2033 года специальные инвестиционные контракты перестанут учитываться, и все автомобили должны будут соответствовать исключительно балльной системе локализации. Иностранные автомобили, не соответствующие этим критериям, не смогут быть зарегистрированы для работы в такси с указанных дат.
Статья написана при поддержке сайта по поиску работы Миллион работ.
ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШ ДЗЕН-КАНАЛ, ПОДДЕРЖИТЕ МИЛЛИОН РАБОТ! СПАСИБО!
Бальная система, что это?
С 1 марта 2026 года для регистрации автомобиля в реестре такси потребуется выполнение одного из двух условий: автомобиль должен набрать не менее 3200 баллов локализации или быть произведённым по специальному инвестиционному контракту, заключённому с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. После 2033 года СПИК перестанут учитываться, и все автомобили должны будут соответствовать только балльной системе локализации.
Балльная система локализации оценивает степень использования российских комплектующих и технологий в производстве автомобиля. Баллы начисляются за различные операции и компоненты, такие как сварка кузова или кабины, окраска кузова, штамповка кузова, использование российских лакокрасочных материалов и производство рамы, подрамника и деталей экстерьера.
Обязательно ли менять автомобиль?
Автомобили, уже внесённые в региональные реестры такси до 1 марта 2026 года, смогут продолжать работу до списания, пока они проходят ежегодный технический осмотр и остаются исправными. Однако для новых автомобилей или тех, что будут регистрироваться после 1 марта 2026 года, обязательны требования локализации или производство по СПИК.
Какие еще будут требования?
Новый закон не отменяет уже существующие требования к автомобилям и водителям, которые установлены Федеральным законом № 580-ФЗ. Машины, работающие в сфере такси, должны быть оснащены контрастными «шашечками» на бортах и оранжевым фонарём на крыше. В некоторых регионах, например в Москве, требуется соблюдение единой цветовой гаммы — например, жёлтой.
В салоне автомобиля необходимо размещать информацию о перевозчике, водителе, тарифах и номере записи в реестре. Кроме того, требуется наличие специального полиса ОСАГО для перевозчиков и договора ОСГОП, который страхует ответственность за вред пассажирам.
Закон важен?
Водители должны иметь статус индивидуального предпринимателя, самозанятого лица или быть сотрудниками таксопарка. Также они обязаны предоставить справку об отсутствии судимости и проходить ежедневные медицинские осмотры.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил, что цель закона — поддержать развитие отечественного автопрома. Закон позволяет продолжить работу заводам в Калининграде, Москве, Туле, Самарской области, Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке. Кроме того, он устанавливает единые стандарты для такси по всей стране и стимулирует использование автомобилей, произведённых в России.