В марте 2014 года Пермский край потрясла ужасная трагедия. Супруги Екатерина и Сергей Пищальниковы, направляясь в гости к друзьям, решили пренебречь безопасностью и сократить путь, выехав на хрупкий лед реки Камы. Несмотря на то, что с 2012 года существовала официальная переправа между Юго-Камским и Оханском, многие жители продолжали рисковать, двигаясь по привычным маршрутам через замерзшую реку, игнорируя промоины и опасные участки. К сожалению, Екатерина и Сергей последовали этому примеру, и их легковой автомобиль провалился под лед. Машина моментально ушла на дно, унося жизни родителей двоих маленьких детей.
Очевидцами трагедии стали несколько рыбаков и люди, находившиеся неподалеку от переправы. Один из рыбаков, находившийся ближе всех к месту происшествия, услышал звук мотора и, обернувшись, успел увидеть лишь проблеск фар, прежде чем автомобиль исчез под водой. Об этой истории вспоминала редакция «КП-Пермь».
Мать погибшей своими силами старалась организовать поиски
По словам жителя Оханска, на следующий день на место трагедии прибыли сотрудники полиции и МЧС. Однако из-за неточных указаний рыбака, который не мог определить местонахождение автомобиля в русле реки, и отсутствия необходимой техники, поиски были отложены.
Мать погибшей Екатерины, Галина, отчаявшись дождаться помощи от государственных служб, самостоятельно пыталась организовать поисковую операцию. Она обращалась в частные компании, но запрошенная сумма – около миллиона рублей – оказалась для нее неподъемной. Тогда Галина обратилась к знакомому, у которого был катер с гидролокатором. Вместе они тщательно обследовали участок реки и обнаружили на глубине 11 метров подозрительный объект. Мужчина заверил, что это не могла быть лодка, так как ее бы унесло течением, да и он точно знал, что в этом месте лодки не тонули. Передав Галине координаты, мужчина прекратил поиски, так как дальнейшая работа требовала участия водолазов и специальной техники. После безуспешных поисков Галина сильно простудилась и заболела.
Тетя погибшей Екатерины, Любовь, вспоминала, что смерть дочери стала для Галины страшным ударом. Женщина редко делилась своими переживаниями, но при встречах выглядела подавленной. Однажды она обмолвилась, что Екатерина была беременна, предположительно на четвертом месяце, хотя эта информация не была подтверждена. Любовь считала, что поиски дочери подорвали здоровье Галины, и вскоре она скончалась в больнице, так и не дождавшись возможности похоронить дочь.
После кончины матери за дело взялись братья. Обнаружить авто удалось лишь спустя 6 лет после происшествия
После смерти Галины ее сыновья, братья Екатерины, Александр и Павел, пытались продолжить поиски, но и им везде отказывали в помощи. Лишь спустя шесть лет местный рыбак Владимир Вольский согласился помочь. Он получил координаты предполагаемого местонахождения автомобиля и, отправившись на место, обнаружил затонувший автомобиль, даже смог сфотографировать регистрационные номера – А 632, которые, как подтвердили родственники, принадлежали ВАЗу, на котором ехали супруги.
По словам Владимира, автомобиль находился примерно в 300 метрах от берега на глубине 11 метров. На фотографиях, сделанных с помощью эхолота, было видно, что двери автомобиля закрыты, что давало основания полагать, что тела погибших до сих пор находятся внутри.
Брат погибшей Екатерины, Александр, был уверен, что тела находятся в машине. Он рассказал, что ему и его бабушке приснился одинаковый сон, в котором они видели, как Екатерина и Сергей едут по переправе, лед трескается, и они тонут. Александр признался, что не помнит, когда именно ему приснился этот сон – до или после трагедии. Он был поражен тем, что за шесть лет водолазы так и не смогли найти автомобиль, а простой рыбак смог это сделать. Александр выразил надежду, что автомобиль будет поднят, и они смогут похоронить родственников по-человечески.
Почему водолазы так долго не могли обнаружить затонувший автомобиль?
В краевой службе спасения сообщили, что водолазы несколько раз выезжали на поиски автомобиля, но точное количество погружений можно будет узнать только после изучения архивов. Поиски осложнялись отсутствием точных координат и неблагоприятными погодными условиями. После того как появились конкретные координаты, водолазы выехали на место и обозначили его буями, передав информацию в правоохранительные органы.
По информации, полученной от источника, водолазы не только обозначили место происшествия, но и погрузились на дно реки, где произвели фото- и видеосъемку автомобиля. Из-за мутной воды и большого количества ила видимость была плохой, но в салоне удалось различить очертания останков, похожих на человеческие. Источник также сообщил, что ни служба спасения, ни МЧС не располагают специальной техникой, необходимой для подъема автомобиля.
— Машину можно поднять судовым краном, но тут две проблемы, во-первых, он находится в частной собственности, а во-вторых, с 1 ноября на водохранилищах закрыта навигация, — комментировал собеседник издания. — Лебедкой машину также не достать, слишком большая удаленность от берега. Единственный вариант — судовые понтоны, которые используют для поднятия затонувших кораблей.
Работы по подъёму ВАЗа проводились буквально на ощупь
После публикации статьи журналистов «КП», дело о затонувшей машине получило новый импульс. Пермские дайверы, при поддержке Русского географического общества, решили поднять автомобиль, пролежавший на дне реки много лет. РГО предоставило уникальное оборудование – специальные подводные подъемные парашюты, предназначенные для поднятия со дна тяжелых объектов.
Дайверы объяснили, что принцип работы этих парашютов заключается в следующем: к объекту крепится мешок, способный выдержать груз в несколько тонн, затем мешок наполняется воздухом, что позволяет приподнять машину в воде и транспортировать её к берегу.
9 июня 2021 года в Оханском районе началась спецоперация по подъему легкового автомобиля. На берегу собрались сотрудники полиции, местные жители и братья погибшей. Было решено не сообщать отцу о проведении операции, чтобы не усугублять его и без того тяжелое эмоциональное состояние. Многие из присутствующих знали о цели операции, а те, кто не знал, с удивлением спрашивали, действительно ли машина пролежала на дне семь лет и почему её так долго не доставали. Мимо проходили семьи с детьми, и родители спешили увести любопытных малышей подальше от места проведения работ. Стоит отметить, что общая протяженность переправы Юго-Камский – Оханск составляет 2 километра 700 метров.
Дайверы, занимавшиеся креплением тросов к автомобилю, рассказали, что машина находилась на глубине 11 метров. Из-за практически нулевой видимости работы проводились на ощупь. Автомобиль был сильно заилен, что не позволяло рассмотреть что-либо сквозь стекла. Машина лежала колесами вверх, её двери и капот были покрыты коррозией и расслоились, а лобовое стекло отсутствовало.
Специалисты отметили, что подводные воздушные парашюты ещё никогда не применялись в Пермском крае для подобных операций. Дайв-мастер Максим Пивоваров пояснил, что если за шесть лет никто не смог поднять машину, то подобные технологии не применялись. Операция проводилась в два этапа: сначала машину перевернули, затем зацепили за колеса и начали подъем на поверхность. Чтобы не потерять предполагаемые останки супругов, находившиеся в салоне, использовали специальную сетку.
После того, как машину максимально отбуксировали к берегу, к воде подогнали УАЗ и попытались вытащить автомобиль на сушу с помощью тросов. Однако тросы лопнули, и попытку пришлось повторить. Тогда привлекли внедорожник Toyota, но и с его помощью вытащить машину не удалось. В итоге, с помощью третьего автомобиля легковушку максимально подтянули к суше, а окончательно вытащил её на берег трактор. Активное участие в операции принимали братья погибшей Екатерины, Павел и Александр, которые, несмотря на моральную тяжесть происходящего, цепляли тросы и вскрывали машину ломом.
Когда подтвердилось наличие тел в салоне затонувшего автомобиля – одно на переднем водительском сиденье, другое между задним и передним, на место вызвали следователей из Пермского района. Салон был заполнен илом и песком, поэтому перед извлечением тел для дальнейшей экспертизы следователи и сотрудники полиции лопатами выгребали содержимое автомобиля. Извлечение тел производилось по частям, так как целиком достать их было невозможно из-за сильной степени разложения.
Спустя несколько месяцев брат погибшей, Павел, сообщил, что вместе с родственниками они похоронили Екатерину на её родине, в Юго-Камске, а её супруга похоронили отдельно, но место захоронения Павел не уточнил.
— Принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку каких-либо сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение преступления в отношении погибших, не установлено, — пояснил «КП» заместитель руководителя Пермского межрайонного следственного отдела СУ СКР Федор Лимпинский. — По результатам судебно-медицинской экспертизы, проведенной в отношении останков погибшей, данных о том, что она находилось в состоянии беременности, не получено.