Найти в Дзене

Реплика сталинского горельефа в метро вызвала споры и стала фотозоной

Реплика сталинского горельефа в метро вызвала споры и стала фотозоной Мы
уже писали о возвращении горельефа Иосифа Сталина в московское метро в день его установки. Сейчас, по прошествии нескольких дней, появились
первые реакции общественности и мнение экспертов, что позволяет по-новому взглянуть на символику и восприятие этого жеста.
В день 90-летия Московского метрополитена в переходе между станциями «
Таганская» Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий появилась воссозданная версия сталинского горельефа «Благодарность
народа вождю-полководцу
». Центральной фигурой композиции стала полноростовая фигура Иосифа Сталина, что вызвало немедленные обсуждения в соцсетях. Однако первые наблюдения показывают:
вместо места для поклонения или протеста получилась очередная фотозона.


Горельеф в этом переходе уже существовал ранее, но был демонтирован после развенчания культа личности. Воссозданная композиция — реплика, оформленная в
стилистике архитектуры метро 1940-х годов. По официальной версии, установка связана с исторической реконструкцией облика станции, однако общественная реакция оказалась полярной.


Часть пользователей и комментаторов усмотрела в этом решении политический подтекст — особенно с учётом возвращения образа Сталина в публичное пространство
в ряде регионов. Другие указывают на декоративный, почти музейный характер горельефа. В первые дни работы он стал популярным местом для
фотографий, включая и ироничные ракурсы, в духе «ностальгии по империи».


Культуролог Алексей Юрьев, специалист по визуальной идентичности городов, считает:«
Подобные реконструкции — это не просто архитектурные решения. Они отражают то, как
общество соотносится с прошлым. Когда фигура Сталина возвращается в пространство повседневности, пусть даже в форме музейной реплики, это становится символом
— намеренным или нет. Парадокс в том, что такие образы могут восприниматься и как идеологический жест, и как фон для
ироничных селфи. Это говорит о глубоком культурном разрыве в трактовке истории


Обратная сторона

Вопрос о возвращении советской символики в общественные пространства остаётся остро обсуждаемым. И хотя реплика в метро не сопровождается официальными идеологическими
объяснениями, её установка может быть прочитана как часть культурного тренда на «
переосмысление» советского прошлого — не всегда критически.

При этом сам переход становится своеобразным парком советского периода: оформление, стилистика, символика. Что в одном случае — аттракцион для старшего
поколения, в другом — непрояснённый сигнал для молодёжи.


Горельеф с фигурой Сталина в переходе метро стал поводом для дискуссий: где проходит грань между реконструкцией и символическим жестом? Пока
одни видят в нём ретро-декорацию, другие — тревожный знак идеологической реабилитации. Ирония в том, что в результате получилась не агитплощадка,
а стилизованная фотозона — зеркало того, как прошлое используется в новых культурных форматах.

Фото: Соцсети.

ИЗНАНКА — другая сторона событий.

Ставьте лайки, следите за обновлениями в наших соцсетях и присылайте свои материалы в редакцию.