Найти в Дзене

Эта скульптурная композиция есть и в Санкт – Петербурге, и в Москве, и в Неаполе, и ..…

Скульптурный ансамбль «Укротители коней», он же ««Укрощение коня человеком», он же «Диоскуры укрощающие коней» создан Петром Карловичем Клодтом в 19 веке и украшают Аничков мост в Санкт – Петербурге, став визитной карточкой города на ряду с «Медным Всадником», «Атлантами» и другими шедеврами. Но только ли «Северная столица» может похвастаться «Конями Клодта» (как их называют в народе), оказывается, нет. Всё началось не с Аничкова моста. В 1832 году Университетскую набережную, что напротив Академии Художеств, решили украсить в греческом стиле. И поручили это скульптору из Санкт – Петербурга П. К. Клодту. В основу композиции легли братья-близнецы Диоскуры укрощающие коней. Диоскуры - это герои древнегреческой мифологии, братья-близнецы Кастор и Полидевк рождённые земной женщиной Ледой от Зевса, которые прославились своими подвигами. Один, из которых, был спасением их сестры Елене. Кастор был смертным и лучше всех управлял колесницей, а его брат Полидевк был бессмертным и славился сило

Скульптурный ансамбль «Укротители коней», он же ««Укрощение коня человеком», он же «Диоскуры укрощающие коней» создан Петром Карловичем Клодтом в 19 веке и украшают Аничков мост в Санкт – Петербурге, став визитной карточкой города на ряду с «Медным Всадником», «Атлантами» и другими шедеврами.

Аничков мост в Санкт-Петербурге.
Аничков мост в Санкт-Петербурге.

Но только ли «Северная столица» может похвастаться «Конями Клодта» (как их называют в народе), оказывается, нет.

Всё началось не с Аничкова моста.

В 1832 году Университетскую набережную, что напротив Академии Художеств, решили украсить в греческом стиле. И поручили это скульптору из Санкт – Петербурга П. К. Клодту. В основу композиции легли братья-близнецы Диоскуры укрощающие коней.

Диоскуры - это герои древнегреческой мифологии, братья-близнецы Кастор и Полидевк рождённые земной женщиной Ледой от Зевса, которые прославились своими подвигами. Один, из которых, был спасением их сестры Елене. Кастор был смертным и лучше всех управлял колесницей, а его брат Полидевк был бессмертным и славился силой. В одном из боёв Кастор погиб и Полидевк вымолил отца о той же участи для себя. Вместо этого Зевс разделил между братьями бессмертие Полидевка. Так они и стали один день проводить на земле, среди живых, а другой день в царстве Аида. И так же, в награду за искренность и преданность Зевс поместил образ Диоскуров на небо в созвездие близнецов. В древней Греции они считались покровителями путешественников и мореплавателей. Так же Диоскуры стали метафорой преданности и братства.

Но вскоре планы изменились и набережную украсили сфинксами, которых привезли из Египта.

В это же время шли работы на Дворцовой площади под руководством знаменитого скульптора Карла Росси. Он решил украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством «львами» по модели скульптора И. П. Прокофьева и «конями» П.К. Клодта. Но по распоряжению Николая Первого остались только « сторожевые флорентийские львы» и «порфировые вазы» (занявшие место «коней»).

Тогда скульптор самостоятельно нашёл место для своих «Коней» - Аничков мост. Где их установили в 1841 году, на западной стороне, а на другой стороне моста установлены такие же, только из гипса и покрашенные под бронзу. Со временем их предполагалось заменить на бронзовые. Через год вторая пара бронзовых «Коней» была готова, но император Николай Первый подарил их прусскому королю Фридриху Вильгельму Четвёртому, и они заняли почётное место в Берлине. Скульптор снова взялся за работу и через год новые копии были готовы и даже установлены, но ненадолго, вскоре они отправились в качестве императорского подарка в Неаполь, королю обеих Сицилий Фердинанду Второму Бурбону.

И так повторялось неоднократно. Пока скульптор не решил положить этому конец. Клодт сделал две совершенно другие скульптурные композиции, но объединённые одной сюжетной линией – победа человека над дикой природой в виде укрощения человеком коня. И в 1851 году Аничков мост предстал во всей красе, как сложившаяся, законченная композиция.

Так, где искать скульптуры «Коней Клодта», кроме Аничкова моста в Санкт-петербурге?

В Европе:

Германия – г. Берлин. Тот самый подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму Четвёртому. Изначально установлены у Королевского Замка, потом перемещены в Клейст-парк (район Шенеберг) и установлены около здания суда.

Берлин.
Берлин.

Италия – г. Неаполь. Конная пара установлена напротив въезда в Королевский дворец. Это те самые скульптуры, которые император подарил королю обеих Сицилий Фердинанду Второму Бурбону.

Неаполь.
Неаполь.

В России:

Петергоф - «Кони» были установлены около Бельведера. Их изготовил (скопировал) архитектор А.И. Штакеншнейдер. Во время Великой Отечественной войны они пропали.

Стрельна - Дворец графа А.Ф. Орлова. Пропали во время Великой Отечественной войны, остались одни пьедесталы.

Москва – Усадьба «Влахернское – Кузьминки». Две пары коней украшают музыкальный павильон конного двора парка «Влахернское – Кузьминки».

Парк "Кузьминки".
Парк "Кузьминки".

Сергей Михайлович Голицын став в 1821 году единоличным владельцем имения «Кузьминки» занялся перестройкой и благоустройством. Для этого был нанят Доменико Жилярди (сын Джованни Жилярди). В результате реконструкции Конного двора, во всю плоскость одного из фасадов заняла огромная оркестровая ниша - экседра с вписанной в неё двойной тосканской колоннадой . Плоскость стены послужила фоном для установленных по сторонам арки скульптурных групп. В начале, это были гипсовые копии римских статуй с холма Монте-Кавалло. А в 1846 году были заменены на отливки знаменитых статуй «Коней Клодта», копии тех самых двух первых коней. Только выполнены они не из бронзы, а из чугуна. Павильон сгорел в 1978 году, и позже был восстановлен вместе с «Конями».

Москва - Ипподром. В 1900 – годах, внук скульптора П. К. Клодт – Константин Александрович Клодт, при участии С. М. Волнухина сделали копии скульптур для украшения центрального въезда Беговой аллеи около ипподрома.

Ипподром.
Ипподром.

Интересные факты про «Коней Клодта»:

1. По замыслу фигуры расположены так, что рассмотреть их все одновременно с какой-либо точки невозможно.

2. Клодт спеша по своим делам, на коляске запряжённой арабскими скакунами, обогнал экипаж императора, что по строжайшему этикету делать нельзя. Вскоре Николай Первый приехал смотреть готовые модели «коней» и сказал: - «за этих – прощаю». Произошло это в 1836 году.

3. Натурой для коней послужил чистокровный арабский скакун Амалатбек. Сам Николай Первый сказал скульптору: «Ну, Клодт, ты делаешь коней лучше, чем жеребец».

4. Во время блокады Ленинграда (в 1941 году) – скульптуры были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца.

5. Почему часть конной группы подкована, а два коня нет? Городская легенда гласит: подковы есть у той пары коней, которые обращены к Адмиралтейству. Во времена создания скульптур на Литейном проспекте и в Кузнечном переулке находились кузнецы и литейные мастерские. Суть легенды в том, что подкованные кони идут от кузниц. Другая легенда отталкивается от сюжетной композиции, в которой отображены 4 стадии покорения диких лошадей человеком. В начале, они не подкованы, после укрощения их подковали.

6. «Коней» отреставрировали к 300-летию Санкт – Петербурга.

7. Ударение в названии моста правильно ставить на букву И – АнИчков мост. Мост был назван в честь подполковника и инженера Михаила АнИчкого, который по распоряжению Петра Первого руководил строительством этого моста. Мост был открыт в 1716 году и изначально был деревянным. В 1841 году был перестроен и стал каменным.

#кониклодта #аничковмост #клодт #санктпетербург #москва #неаполь #италия #берлин #германия #русскийследвевропе #подарокроссииевропе #кузьминки #ипподром #кониклодта