«Он прибирал к рукам любые капиталы и состояния. Постепенно он обложил налогом церковную казну и земли, обобрал евреев, нанес удар по объединению ломбардских банкиров. Чтобы удовлетворять нужды казны, он прибегал к выпуску фальшивых денег. День ото дня золотые монеты становились все легче весом и стоили все дороже. Ужасающе тяжелым было бремя налогов; королевские соглядатаи буквально наводнили страну. Экономические кризисы вели к разорению и голоду, что, в свою очередь, вело к возмущениям, которые король топил в крови. Бунты кончались длинной вереницей виселиц. Все и вся должны были покоряться, гнуть спину или разбивать себе лоб о твердыню королевской власти.
Этот невозмутимый и жестокий владыка вынашивал мысль о национальном величии Франции. При его правлении Франция была великой державой, а французы – несчастнейшими из людей».
Так описывает Филиппа IV из рода Капетингов, прозванного Красивым, Морис Дрюон в своем романе «Железный король». Несмотря на то, что писатель был поклонником французского монарха, но и он отмечал двойственность характера Филиппа.
И, действительно, при Филиппе IV Франция стала самым сильным государством Европы, при нем были созваны первые Генеральные штаты (прообраз Парламента), куда даже были приглашены простолюдины. Однако именно этот король обобрал всех своих подданных до нитки, выгнал из Франции евреев и ломбардцев, а также уничтожил Орден Тамплиеров.
Дедом Филиппа Красивого был Людовик Святой, который организовал два Крестовых похода. Правда, ни один из них не увенчался успехом, и в ходе второго король отправился к праотцам, заболев дизентерией.
Отец нашего героя – Филипп III - был прозван Смелым за то, что по первому требованию Папы Римского начинал войну. Вот только побед у Филиппа III было примерно столько же, сколько и поражений. И как папаша – Людовик Святой – в своем последнем походе заболел дизентерий и тоже покинул сей бренный мир.
Так, в семнадцать лет Филипп IV стал королем Франции. В наследство от отца он получил почти разоренное и разобщенное феодальной раздробленностью государство. Осознавая все это во время вступления на престол, Филипп решил, что никто и никогда не будет ему указывать, что делать. И до конца своих дней следовал этому правилу. Даже если его решения вели к трагедии, Филипп шел до конца.
Своей главной задачей Филипп считал расширение территории Франции. И для этого были хороши все средства: от войны до любви. Ради присоединения Наварры и Шампани король женился на Жанне Наваррской. Многие историки считают, что политический брак перерос в настоящий. Скорее всего Филипп на самом деле полюбил Жанну и после ее смерти так и не женился, хотя варианты были.
Ради присоединения других территорий монарх затевал войны, как например, с английским королем Эдуардом I.
Папа Римский Бонифаций VIII пытался усмирить своенравного француза: ну не может светский монарх творить, что ему вздумается, без одобрения католической церкви. Но как только Папа Бонифаций стал слишком настойчивым в отношении Филиппа, его обвинили в ереси, а потом он неожиданно умер.
И тогда французский монарх решил, а почему бы не сделать Папой более сговорчивого священника. В итоге на конклаве кардиналов был выбран Климент V – француз по своей национальности. Вот только в Ватикане не шибко хотели видеть нового Папу. Тогда Филипп благосклонно предложил Клименту обосноваться в Авиньоне. Это событие вошло в историю как «авиньонское пленение Папы».
Но была у Филиппа одна проблемка – денег на все его «хотелки» не хватало в стране. Самое верное решение, чтобы пополнить казну, - поднять налоги, что Филипп и делал на протяжении всего своего правления.
Второй способ – занять деньги у кого-нибудь, например, у ростовщиков, которые по своему происхождению были в основном евреями и ломбардцами. Но так как Филипп Красивый не очень любил отдавать долги, поэтому он решил, что проще избавиться от кредиторов, чем им платить. И начались еврейские погромы, которые закончились полным изгнанием из страны этого народа. А все имущество, которое осталось от них, Филипп, естественно, прикарманил. Ломбардцы также были вынуждены покинуть Францию.
И при чем тут Орден тамплиеров? Так король Франции и им задолжал кругленькую сумму. А это значит, что и от них надо как-то избавиться. Было тут же сфабриковано, называя современным языком, дело, в котором тамплиеры были обвинены во всех смертных грехах. В итоге самый могущественный Орден был уничтожен, но память о нем люди хранят до сих пор.
Считается, что Жан де Моле – Великий Магистр, последний глава тамплиеров - проклял Филиппа IV, весь его род и «карманного» Папу Римского Климента V. Якобы де Моле выкрикнул, что папа Климент V не проживет и сорока дней, а сам король не протянет и больше года после того, как его, Великого Магистра, сожгут.
Говорил ли это де Моле или нет, неизвестно точно до сих пор. Но если говорил, то его пророчество сбылось с пугающей точностью. Климент умер примерно через месяц после казни, а сам Филипп через двенадцать месяцев неожиданно заболел и тоже покинул мир живых.
После смерти Филиппа IV у власти поочередно оказались все трое его сыновей –Людовик Сварливый, Филипп V и Карл Красивый. Но все они оказались бездетными, что привело к пресечению династии Капетингов и началу Столетней войны.
Благие намерения Филиппа IV Красивого привели Францию к годам войны и разорения.
Подписывайтесь на мой канал и пишите комментарии.