Найти в Дзене

Эпатирующий академическую публику австрийский пианист и композитор Фридрих Гульда

Почти всю жизнь одного из интереснейших музыкантов прошлого века австрийского пианиста и композитора Фридриха Гульду (Friedrich Gulda) считали талантливым, но эксцентричным и эпатирующим публику. Гульда не просто существовал в параллельных музыкальных пространствах, выступая в академическом амплуа и в качестве джазового пианиста. Он создавал эстетически оправданный замес из этих компонентов к ужасу многих критиков от классики, не понимающих сущность джаза. Фридрих Гульда родился 95 лет назад 16 мая 1930 года в Вене. В 1946 году (в возрасте 16 лет) он завоевал первый приз на Международном конкурсе в Женеве, после чего сразу же стал концертировать по всему миру. Хотя в наибольшей степени Гульда прославился своим исполнением Бетховена и Моцарта, в его репертуаре обильно представлены произведения И.-С. Баха, Шуберта, Шопена, Шумана, Дебюсси и Равеля. С другой стороны, Гульда активно занимался джазом и музыкой третьего течения. Уже в 1955 г. он открыл в Вене джаз-клуб «Fatty´s Saloon». В 19

Почти всю жизнь одного из интереснейших музыкантов прошлого века австрийского пианиста и композитора Фридриха Гульду (Friedrich Gulda) считали талантливым, но эксцентричным и эпатирующим публику. Гульда не просто существовал в параллельных музыкальных пространствах, выступая в академическом амплуа и в качестве джазового пианиста. Он создавал эстетически оправданный замес из этих компонентов к ужасу многих критиков от классики, не понимающих сущность джаза. Фридрих Гульда родился 95 лет назад 16 мая 1930 года в Вене. В 1946 году (в возрасте 16 лет) он завоевал первый приз на Международном конкурсе в Женеве, после чего сразу же стал концертировать по всему миру. Хотя в наибольшей степени Гульда прославился своим исполнением Бетховена и Моцарта, в его репертуаре обильно представлены произведения И.-С. Баха, Шуберта, Шопена, Шумана, Дебюсси и Равеля. С другой стороны, Гульда активно занимался джазом и музыкой третьего течения. Уже в 1955 г. он открыл в Вене джаз-клуб «Fatty´s Saloon». В 1956 он выступал с ансамблем Фила Вудса в нью-йоркском клубе Birdland. В 1966 организовал в Вене конкурс, в котором участвовали 116 молодых джазовых музыкантов из 24 стран, а также создал "Евроджаз-оркестр". Хорошо известны его фортепианные диалоги с джазовыми пианистами Чиком Кориа и Джо Завинулом. Гульда мечтал умереть в день рождения обожаемого им Моцарта — и действительно сердце его остановилось 27 января 2000 года.

Мое знакомство с музыкой Гульды произошло в советское время, в 1983 году, когда я купил пластинку, где Фридрих Гульда играл Баха, Моцарта, Шуберта и Шопена. Это была лицензионная пластинка Dischi Ricordi (Италия, 1977). Невероятное впечатление, особенно от Сонаты до мажор, KV.545 Моцарта. Именно после этого я потихоньку начал понимать природу свинга, как универсального свойство музыки, которое в XX веке ярко проявилось в джазе. Особый шок был от второй части сонаты, а вот на Володю Чекасина тогда произвела впечатление первая, танцевальная часть. Позже, на специальном концерте в Джазовой студии мы обсуждали этот эффект с Алексеем Любимовым, который по моей просьбе представил свою версию сонаты. И все это происходило в удивительной импровизационной обстановке на сцене ДК "Москворечье".

Это ежедневный выпуск "Музыкального повода". Подписывайтесь и вы не пропустите информации о музыкальных датах и событиях. Попса голимая в их число не входит, это в другом месте. Да, и ваши лайки тоже не помешают проекту. Спасибо.