Семик — один из наиболее ярких праздников славянской культуры, отмечаемый ежегодно в конце мая или начале июня.
Высчитать дату Семика несложно: после окончания Пасхи необходимо отмерить седьмой четверг, он наступает за три дня до Троицы, когда провожают весну и встречают лето. Это будет сорок седьмой день после Пасхи. Этот праздник имеет глубокие корни и отражает важные аспекты языческой мифологии древних славян, включая почитание природы, плодородия и загробного мира.
История праздника Семика.
Происхождение Семика связано с древними обрядовыми традициями инициализации, поклонения природе и духам предков. Согласно поверьям, в этот период природа пробуждается от зимней спячки, деревья покрываются зеленью, а поля расцветают яркими цветами. Именно поэтому это период получил название "Зелёные Святки".
Девушка - берёзка
В день Семика, девушки шли в лес и завивали венки из веток берёз.
Березка — центр и символ зеленых святок. Березка считалась священным деревом, обладающим магическими свойствами. Люди верили, что украшения березы защитят дом от несчастий и принесут им удачу в будущем. Завивали венки по-разному. Сплетали между собой вершины молодых березок. Это называлось запирать ворота. Скручивали ветки вроде венка, сплетали косички, перевязывая иногда ветки цветными лентами, пригибали ветки к земле и приплетали к траве. И при этом загадывали о своей судьбе, о своих знакомых и любимых. Водили хороводы, устраивали совместные пиршества постелив на траве, ели семичную обрядовую пищу: блины, крашеные яйца, яичницу. Через венки целовались, кумились. Это значит, становились подруженьками.
Это чисто девичий обряд. Возможно и легенды о русалках на ветвях поддерживались для того что бы девушкам никто не мешал. Мужчины старались избегать мест, где могли находиться русалки. Существует легенда, согласно которой молодой парень однажды услышал песню русалки, очарованный её голосом пошёл следом и исчез навсегда. Подобные истории передавались из поколения в поколение, укрепляя веру в опасность встреч с русалками. Парни к девичьим обрядам не допускались.
Эти традиции рассматриваются этнологами как пережитки древних инициализационных обрядов. То есть обрядов, знаменующих готовность девушек к браку. Расцветшая природа, ассоциировалась с девушками, достигшими брачного возраста.
В некоторых местах, одну берёзку срубали, приносили в село и наряжали в лучшую девичью одежду. Либо украшали платками, лентами, бусами, которые каждая девушка снимала с себя. Тогда березка сама становилась похожей на юную девушку.
Иногда ветками березы цветами украшали одну из девушек. И тогда девушка будто становилась березкой. Березку ласково называли гостейкой, комушкой, венком, цветком. Около березы водили хороводы, пели песни.
Когда берёзку полностью одевали, девочка пошустрее подлезала под неё, бралась за ствол и шла впереди хоровода. Получалось, будто берёзка идёт и пляшет сама. Так обходили всё село, а потом берёзка начинала ходить в гости к девушкам, каждой по очереди. Перед домом её приглашали. Так обходили всех девушек,
У последней березку оставляли до вечера. А еще в семик наряжали Семяка и Семячиху. На них надевали всякое старое тряпье, Семяку делали горб, а в руки давали худое ведро, палку, помело. Кто такие Семик и Семячиха?
А, какие-то родственные друг другу существа, пришедшие из глубокой древности. Они такие же знаки праздника, как и березка.
Семик и Семичиха, возглавляя ватагу ребятишек, шли по селу, били палкой в ведро, разгоняли помелом любопытных, останавливались под окнами домов и выпрашивали муку, крупу, масло, яйца, сметану для приготовления праздничных троицких кушаний.
Из всего собранного под предводительством Семяка и Семечихи девушки приготавливали яичницу. С яичницей и другими кушаньями шли в лес, расстилали скатерти под выбранными для этого берёзами, расставляли еду. И перед тем, как вместе съесть яичницу, пели обрядовые песни.
Русалки
Однако, помимо природного аспекта, Семик тесно связан с верованиями в существование сверхъестественных существ, называемых русалками. Изначально в славянском фольклоре русалками называли покойниц, умерших нечистой смертью (колдуний, самоубийц или умерших до брака) и не имеющих упокоения на том свете. Также русалками могли становиться некрещёные дети, утонувшие девушки. По народному преданию, именно в это время русалки выходят из воды и начинают бродить по земле, заманивая молодых парней в леса и водоемы. Поэтому Семик часто ассоциируется с опасностью и необходимостью соблюдать осторожность во избежание встречи с этими существами.
Русалии (а именно так назывался в древности Семик) — это особый праздник, посвященный памяти усопших. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи 1068 года, где говорится о языческом обычае вызывать демонов для предотвращения засух «Дьявол льстить, превабляя ни от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи». Во время праздника русалки выходили из водоемов и приближались к людям, стирая невидимую границу между миром живых и мертвых.
Вообще, Семик не поощрялся церковью, которая называла его «бесовскими играми». Русальная неделя сопровождалась народными гуляниями и песнопениями, продолжавшимися порой до глубокой ночи. Такое поведение вызвало резкое неприятие православной церкви, видящей в нём нарушение канонических норм поведения христианского общества. Стоглавый собор 1551 года открыто выразил своё неодобрение такого рода торжествам. Многие из обрядов размывались по дням, и переносились с четверга на субботу или на воскресенье - Троицу.
Суббота перед троицей называлась Вселенской родительской субботой и была днем поминовения предков, всех ушедших родных и близких.
На троицкой родительской субботе красили яйца в желтый цвет, готовили постную кутью, блины, кисель, дрочены, медовые пряники, печенье. С этими ритуальными кушаньями было принято приходить на кладбище и совершать поминки о душах умерших предков. Так и назывались они — задушные поминки. Отличительной чертой Семика было поминовение "заложных" покойников. То есть, умерших неестественной смертью людей, не получивших после смерти успокоения. Отсюда и русалки, как символ таких покойников, которые по поверьям, бродят по земле вплоть до Петрова дня.
Похороны кукушки
Жизнь, смерть - всё переплеталось в этот период. «Крещение и похороны кукушки» — удивительный женский обряд, связанный с наступлением весны и завершавшийся на Троицкую неделю. Суть церемонии заключалась в создании ритуальной куклы-кукушки, её символическом крещении и последующем символическом захоронении. Девушки начинали подготовку к обряду на Семик, создавая специальную фигурку из трав («кукушкины слёзки») и проводя церемонию кумления рядом с ней.
Затем, спустя некоторое время, наступала следующая фаза: женщины приходили на заранее выбранное место, имитировали похоронный процесс с грустью и печальными песнями, будто провожая близкого родственника в последний путь. Этот цикл завершился специальным действием: молодые девушки позднее снова посещали место погребения, «откапывали» кукушку и завершали обряд «раскумлением», символизируя освобождение от прежнего статуса и готовность вступить в новый жизненный этап. Символично, что кукушка олицетворяла девушку-вдову или одинокую женщину, нуждающуюся в замужестве, подчёркивая социальную роль женщин в традиционной культуре. История и смысл обряда частично утеряны. Этнографы полагают, что таким образом пытались упокоить русалок, замириться с ними.
Пройдёт Семик да Троица — все забавы скроются
С принятием христианства Троица заменила Семик. В течение столетий древние обряды Семицкой недели постепенно переносились на Троицу. В одних местах этот процесс к XIX веку полностью завершился, и Троица впитала в себя всю обрядность Семика. В других — обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу
В воскресенье, на Троицу осматривали венки, те, что завивали на березах, в Семик. Гадали по ним. И обязательно развивали. Если не разовьёшь, дерево обидится. Девушки водили хороводы, а под конец две из них вставали под берёзой, поднимали руки вверх и торжественно пели. Такая поза часто встречается на русских вышивках, тканых узорах.
Несмотря на то, что многие древние обряды утратили свое первоначальное значение, Семик продолжает оставаться популярным праздником среди жителей России. Сегодня он воспринимается скорее как культурная традиция, связанная с весной и началом лета.
Многие города и сёла проводят фестивали и мероприятия, посвященные Зелёным Святкам, привлекая туристов и местных жителей.
Интересно? Подписывайтесь! И Вы не пропустите ничего нового.
#семик #русалии #зелёные_святки