Сейчас модно хвалить СССР, как рай на земле или ругать, как ад на земле. Но я этого делать не буду. Тогда и сейчас было и хорошее, и плохое.
Да, цены тогда не были такими кусачими, но и за ряженкой или сметаной или колбасой не надо сейчас ехать в другой город. А очереди из пяти человек сейчас вызывающая хор: «Позовите менеджера!», тогда за очередь не считались, а начиналась очередь за пределами магазина, и попасть в тёплое помещение, заполненное до отказа покупателями, было счастьем. Но насладиться этим не вполне получалось, начиналось самое страшное для всех детей: «Света, стой в этой очереди, а то там вторая очередь подошла». И остаёшься одна затолканная незнакомыми людьми к самой витрине, а на витрине, почти пустой, в свете прожекторов носятся юркие рыжие тараканы, они увлечённо обступают жирные пятна и, стремясь добраться до единственной уцелевшей сосиски, одиноко плавающей в эмалированном белом тазике, тонут в окружающей сосиску какой-то мутно-желтоватой жиже. Сосиска эта сморщенная и склизкая, может вызывать аппетит полько у тараканов. «Какая гадость!» — думала я и изо всех сил отпихивалась от этой витрины, но равнодушные взрослые прижимали меня обратно, почему-то я сражались молча, ни слова не говоря о своём нежелании быть придавленной к этой ужасной витрине. А продавщица работала вовсю прыть: «Мужчина, сыр только с нагрузкой! Возьмите сосиску!». Зря я думала, что моих мучений не видно — покупатель мгновенно сообразил и высказал фразу, оскорбившую меня два раза: «Зачем мне эта гадость?! Вот даже ребёнок её боится!». Я терпеть не могла, если меня называли «ребёнок», а уж «боится» — просто верх оскорбления: «Никакой я не ребёнок, а девочка Света, и сосиску я вашу не боюсь, просто она противная и тараканы в ней утонули! И тараканы у вас противные!»
А помнит кто-нибудь, что такое «товар в нагрузку»? Это когда хотите Вы пастилы, а в магазин её как раз завезли, но ещё лежат непроданные яйца с истёкшим сроком годности (да, да! Сейчас такой товар даже если и затерялся на полочках, то купить его не выйдет! В кассе что-то запищит, и продавец вежливо извинится, а просрочку кинет в специальную корзинку под прилавком — утиль.), а тогда Вам приходилось покупать не только два кило пастилы (По килограмму в одни руки, а мы с бабушкой вдвоём были.), но и сколько-то яиц тоже покупать!
Вот мы это и купили по дороге в Доможирово.
Пришли. Баба Капа сначала одна была, но скоро и Юлю привезли, все чай с пастилой попили, и взрослые болтать остались, а мы побежали яйца проверять. Делается это так: в большой дуршлаг надо положить яйца и опустить в воду, тухлые — всплывут, хорошие — утонут. Хороших яиц набралось сколько-то, их отнесли в дом, в холодильник.
А тухлые плавали в бочке как кораблики!
Взяли мы в руки палочки и превратились в отважных пираток, покорительниц морей, открывательниц дальних островов и просто специалистов пушечного боя!
— Поворот овершлаг!
— Левый борт, заряжай, фитили запалить, цельсь, ПЛИ!!!
— Убрать паруса! Сложить мачту! Разворот на вёслах! Кормовые орудия к бою!!!
Ведь не зря мы зачитывались Стивенсоном и Лондоном и в библиотеке требовали про моря да пиратов: «Ну хоть чего-нибудь!»
Мы отважно отстреливались от королевского флота и брали на абордаж испанские галионы, даже уходили сквозь льды от акул и спрутов! Как вдруг одно из яиц зашипело и страшно завоняло...
Самое время было брать противогазы и играть в ликвидаторов техногенной катастрофы, вот только противогазов в доме не было. Мы мигом перебежали через аллейку, там не косили — дорога рядом, и росли цветы одуванчика, лютика, чистотела, из них мы сплели венки, браслетики и даже бусы! Ну какие же мы пираты!? Мы барыни, и у нас бал! А что платья мокрые, так высохнут, надо только кружиться быстрее!!! А вот и дедушка Саша!
— Деда, давай с нами в догонялки!
Да! Мой дед вернулся с ночного дежурства, пришёл домой и, видя, что мы с бабушкой ушли, не лёг спать, а пошёл к нам. И да!!! Он очень часто играл с нами: был и волком, и сыщиком, и даже сторожем в зоопарке, у которого разбежались животные!!!
Но тут появилась бабушка: «Вы чего тухлые не убрали? Они полопались! Вонища — не дохнуть!!!»
Дед вычёрпывал бочку, а мы поливали огород. Для яиц дедушка вырыл большую яму и осторожно, как гранаты, отнёс туда недовзорвавшиеся яйца.
И знаете что? А смешные истории истории из моего детства, кажись, закончились! Конечно, приключений было ещё много, но не таких смешных, а часто даже грустных и страшноватых...
Не такие, видать, мы хулиганки были!