Найти в Дзене
Виталий Сур

«Сомоҕо күүс»: Местное самоуправление на уровне наслегов — единственный путь спасения якутского села!

15 мая состоялось совещание активистов и сторонников Общественной организации “Сомоҕо күүс”, где обсудили федеральный закон ФЗ-33 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", который вступит в силу уже 19 июля текущего года. По традиции мероприятие открыл известный алгысчит Ачыат. Председатель общественной организации Владимир Поскачин отметил, что новый закон, который приходит взамен федеральному закону N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должен был в корне изменить существующую систему местного самоуправления. Проще говоря, в России наконец-то должно было установиться одноуровневое местное самоуправление. - Первоначальный вариант законопроекта мне больше нравился, — сказал Владимир Поскачин. — В окончательном варианте положение, допускающее в отдельных регионах двухуровневое самоуправление, к сожалению, ломает всё... Как человек, возглавлявший Верхневилюйский улус в течение 16-ти лет,

15 мая состоялось совещание активистов и сторонников Общественной организации “Сомоҕо күүс”, где обсудили федеральный закон ФЗ-33 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", который вступит в силу уже 19 июля текущего года.

По традиции мероприятие открыл известный алгысчит Ачыат.

Председатель общественной организации Владимир Поскачин отметил, что новый закон, который приходит взамен федеральному закону N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должен был в корне изменить существующую систему местного самоуправления. Проще говоря, в России наконец-то должно было установиться одноуровневое местное самоуправление.

- Первоначальный вариант законопроекта мне больше нравился, — сказал Владимир Поскачин. — В окончательном варианте положение, допускающее в отдельных регионах двухуровневое самоуправление, к сожалению, ломает всё...

Как человек, возглавлявший Верхневилюйский улус в течение 16-ти лет, он уверен в том, что муниципальные районы являются надуманной, совершенно лишней надстройкой к местному самоуправлению.

Во-первых, все муниципальные образования имеют одинаковый статус и не должно быть такого, чтобы одно муниципальное образование руководило над другим муниципальным образованием. Это неукоснительный принцип местного самоуправления, точно такой же, как равноправие людей. Нет второсортных людей, значит, нет и второсортных общностей людей, в нашем случае, муниципальных образований.

Во-вторых, местное самоуправление должно быть организовано самоорганизацией населения, а значит, априори быть самой близкой для людей властью. Муниципальный район с площадью в десятки тысяч квадратных километров как субъект местного самоуправления никак не может быть образован самоорганизацией, а администрация муниципального района, которая находится за сотню километров от какого-либо наслега, для его жителей никогда не будет органом местного самоуправления.

Когда обсуждался первый вариант закона, республиканские власти без зазрения совести врали, что в законе говорится о муниципальных округах на уровне улусов, хотя ничего подобного нет, как в первоначальном, так и принятом Федеральным собранием законопроектах. Там говорится о муниципальных округах, которые состоят из одного или нескольких населенных пунктов. То есть, все наши наслега могут стать самостоятельными муниципальными образованиями.

В-третьих, республиканские власти говорят, что при одноуровневом самоуправлении для муниципальных округов навалится столько полномочий, что наслегам никак не справится.

- Мы специально изучили данный вопрос и с полной уверенностью можем сказать, что со всеми полномочиями администрации наслегов прекрасно могут справиться, — говорит Владимир Поскачин. — Говорят, что полномочия финансово-казначейского управления будут непосильными для мелких муниципальных образований. Это не так, на сегодняшний день ФКУ в улусах по сути выполняют функции обычной бухгалтерии. Единую бюджетную, финансовую и налоговую политику по всей республике проводит Минфин. В небольших муниципальных образованиях, соответственно, и финансовые операции не будут сложными. В конце концов, два-три небольших муниципальных образований могут скооперироваться и содержать одну бухгалтерию. По-моему, главным требованием было и есть то, что начальник управления должен обладать высшим профильным образованием. А разработка социально-экономических планов — дело коллегиальное. Не только финансистов, но и администрации, депутатов, правительства республики.

Дело в том, что органов местного самоуправления по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения, федеральный закон наделяет, так сказать, неделимыми и неотделимыми полномочиями, которых восемнадцать. И в этих полномочиях нет ничего сложного, — наслежные администрации, местные депутаты легко с ними справятся. Другое дело, — полномочия, которые могут быть перераспределены с государством. Тут, как говорится, дело добровольное. Небольшие муниципалитеты вправе не брать на себя полномочия, с которыми они не могут справиться. Тут проблем нет. Будут и те, которые захотят взять на себя и побольше, конечно, если полномочия будут финансово обеспеченными. Все-таки у всех разные условия. Наслеги, которые расположены вдоль федеральных или республиканских трасс, расположившиеся на реке или ближе к улусному центру имеют гораздо больше возможностей, чем наслеги в глубинке, где нет дорог и хорошей связи.

Владимир Поскачин считает, что на уровне улусов (районов), то есть, по административно-территориальным единицам, как этого гарантирует Конституция республики, должны быть местные органы государственной власти. Например, в Основном Законе написано, что республика состоит из 34 улусов (районов) и города республиканского значения Якутска, где действуют два муниципальных образования — ГО “Город Якутск” и ГО “Жатай”. Это результат самоорганизации жатайцев.

- У нас устроено так, что люди часто путаются. Иногда людям приходится объяснять, что муниципальное образование — это субъект местного самоуправления, а улусы (районы) являются административно-территориальными единицами нашего государства, то есть, Республики Саха (Якутия). Соответственно, в улусах должна быть государственная власть. Сегодня администрации улусов, то есть муниципальных районов, выполняют роль государственной власти, — им передано 29 государственных полномочий. Поэтому их совершенно безболезненно можно переорганизовать в местные органы государственной власти. А внутри улусов может быть столько муниципальных образований, насколько самоорганизуются люди. А люди это делают почти всегда по исторически сложившейся структуре, в нашем случае, это наслеги, — говорит Владимир Поскачин.

Действительно, местное самоуправление должно быть организовано так, чтобы было удобно и комфортно людям, а не чиновникам. Конечно, чиновникам удобнее загнать всех в районы, упразднить выборы и тем самым установить пресловутую “вертикаль” власти. Но в 21 веке делать ставку на командный метод, вместо того, чтобы строить гражданское общество, это тупиковый путь. Особенно предстоящая отмена выборов глав муниципальных образований, о котором говорил Ил Дархан в своем обращении в День республики. Местное самоуправление без выборов, — это нонсенс!

В свою очередь сельчанам удобны и выгодны муниципальные образования по наслегам. Сами посудите, сегодня они не распоряжаются даже усадьбами внутри сёл, например, если кто-нибудь строит себе дом, то разрешение на земельный участок надо получать в улусной администрации. Куда это годится! Такое же положение с сенокосными угодьями, пастбищами, пашнями... Всем распоряжается администрация муниципального района.

А наслежные муниципальные образования распоряжаться своим имуществом будут сами. Понятно, что основным их богатством являются земли, — внутрипоселковые и сельскохозяйственного назначения. Не надо будет каждый раз обращаться в улусную администрацию за тридевять земель.

Или взять строительство муниципальных дорог. Если местное самоуправление действует по всей территории улуса, то строительство дорог ложится на местное самоуправление, то есть на улусный бюджет. А если муниципалитеты будут образованы на уровне наслегов, то эти дороги становятся межмуниципальными дорогами, строительством которых должна заниматься государственная власть, то есть, республика.

Вот почему сегодня дороги между наслегами не строятся. У муниципальных районов нет денег, а республике это не надо.

Кроме муниципальных бюджетов на распоряжение наслежных депутатов будут перечисляться средства, предназначенные на поддержку сельского хозяйства. Представляете, ежегодно наслеги на развитие их хозяйств будут получать по 10, 20, 30 и более миллионов, рассчитанных, как говорится, “по жиру-ранжиру”. Владимир Поскачин уверен, что сельчане не только правильно распорядятся деньгами, но очень скоро их хозяйства станут состоятельными.

Выступившие на совещании активисты не только поддержали организацию местного самоуправления на уровне наслегов, но и подчеркнули, что это является единственным путём выхода якутского села из дальнейшей деградации.

На совещании принято обращения к Ил дархану, Ил Тумэну, главам муниципальных образований всех уровней, депутатам районных и наслежных советов, общественникам и всем активным людям.

Начался сбор подписей в поддержку организации местного самоуправления на уровне наслегов и сохранения выборности глав муниципальных образований — улусов и наслегов.

15.05.2025