В столице Башкортостана прошел конкурс и форум, посвященные доброй работе педагогов дополнительного образования, при поддержке Общероссийского профсоюза образования и Министерства просвещения России. Мероприятие собрало 250 участников, среди которых 111 конкурсантов из различных регионов страны.
Торжественное открытие X Всероссийского профессионального конкурса «Арктур» прошло сегодня в конгресс-холле «Торатау», где собрались педагоги, методисты и руководители образовательных учреждений со всей России.
— Для меня большая честь представлять нашу республику и приветствовать тех, кто открывает путь к сердцам наших детей и помогает раскрывать их таланты. Вы — исключительные педагоги, готовые отдать душу и сердечную теплоту детям. Дополнительное образование — это не просто дополнение к учебному процессу, а целый мир, который часто занимает у детей больше времени, чем обычная школа. Ваш труд бесценен, и я надеюсь, что этот конкурс станет катализатором для появления новых педагогических звезд, а время, проведенное в Башкирии, останется в вашей памяти, — отметил министр образования и науки РБ Ильдар Мавлетбердин.
История конкурса была представлена председателем Общероссийского профсоюза образования Ларисой Солодиловой. Она рассказала, что конкурс «Арктур» стартовал во время международного арктического форума в Салехарде в 2015 году, когда профсоюз поддержал идею проведения профессионального состязания для работников дополнительного образования.
Первый конкурс прошел в Калининграде в 2016 году, где конкурсантам предлагалась одна номинация — «Программы развития дополнительного образования». Сегодня их количество увеличилось до шести, охватывающих всех участников системы дополнительного образования: директоров, педагогов и методистов. За десять лет конкурс собрал более 2500 педагогов, 550 из которых стали лауреатами, а 95 — победителями.
— Конкурс создан для самых креативных педагогов, а «Арктур» символизирует успех в мире творчества, — пояснила Лариса Солодилова. — Он проходит в мае, когда звезды Арктура лучше всего видны, и тогда же зажигаются новые звезды творчества среди участников.
Заместитель председателя профсоюза образования Татьяна Куприянова добавила, что доброжелательная атмосфера соревнования, взаимопонимание и соучастие помогают раскрыть потенциал каждого участника. Признание со стороны коллег также имеет большое значение, поскольку внимание в обществе часто сосредоточено на учителях и воспитателях. Однако именно педагоги дополнительного образования играют важную роль в развитии детей и становлении их как граждан.
— Участие в конкурсе — это возможность для педагогов как профессионально, так и лично расти, обмениваться опытом с коллегами, — заметила Татьяна Викторовна в беседе с корреспондентом «РБ». — А победители получают приглашения на различные мероприятия, становятся наставниками для молодежи, общественными деятелями и советниками министров.
Заместитель председателя профсоюза Елена Елшина рассказала, почему юбилейный конкурс «Арктур» решили провести именно в Башкортостане.
— Ваша республика уникальна, — акцентировала она. — Она многонациональна, с интересными традициями и с трепетным уважением ко всем народам, проживающим здесь. Это очень важно сегодня. Кроме того, организации Башкирии часто побеждали в нашем конкурсе, и в этом году у нас много участников от республики. Как можно не посетить родину победителей?
Главные герои мероприятия — сами педагоги дополнительного образования, приехавшие поделиться своими находками и почерпнуть опыт коллег.
Например, Марина Лапшина, руководитель детского образцового ансамбля русской народной песни «Задоринки» из уфимского Центра детского творчества «Созвездие», не только обучает детей русскому фольклору, но и совместно с ними создает глиняные игрушки-свистульки, обучая игре на них. Сегодня у нее более 60 детей, и это число с каждым годом увеличивается.
— В 2012 году я участвовала в конкурсе «Сердце отдаю детям» и заняла первое место в городе и второе — в республике, — рассказала Марина Валерьяновна. — В этот раз я решила участвовать спонтанно и смогла выйти в финал. Главное для меня — это обмен опытом с коллегами, это моя мотивация для дальнейшей работы и развития.
Анастасия Толкачева, педагог дополнительного образования Искитимской районной станции юных туристов Новосибирской области, уже пять лет занимается туристско-краеведческой деятельностью. Она разработала необычную программу, объединяющую три направления: туризм, медиатворчество и проектную деятельность.
— Не каждый ребенок готов к походам, кто-то предпочитает писать проекты или заниматься фото- и видеосъемкой, — отмечает Анастасия. — Но все эти модули поддерживают друг друга. Моя программа предполагает наставничество: учащиеся второго года обучения могут стать наставниками для младших коллег.
Анастасия также впечатлилась красотой Уфы, ее чистыми улицами и гостеприимством местных жителей. Она была восхищена высокими достижениями воспитанников образовательных учреждений столицы Башкортостана в области прикладного творчества.
В Уфе на следующий день также прошел форум педагогов дополнительного образования и состоялось подеведение итогов конкурса. Гостям была предложена экскурсионная программа, включающая возложение цветов к памятнику Минигали Шаймуратову на Советской площади, посещение парка «Патриот» и мавзолея Тура-хана.