Знаете это чувство, когда просыпаешься утром, смотришь в окно, а там — серость, лужи и какая-то вселенская тоска, которую даже кофе не берет? Или когда стоишь в очереди в ЖЭК, и единственное желание — чтобы у этой реальности появилась кнопка «Перемотать». В такие моменты спасают не заумные книжки и не мотивационные цитаты успешных людей. Спасает простой, понятный, немного хулиганский смех. Такой, знаете, от души, простой, народный.
Герой сегодняшнего выпуска уже появлялся на страницах нашего блога, но его карикатуры так хороши, что не возможно пройти мимо. Человек-антидепрессант, художник, который взял серые будни и раскрасил их в самые яркие цвета. Знакомьтесь: Игорь Борисович Елистратов.
Мастер, доказавший, что юмор — это не злое высмеивание недостатков, а способ обнять этот несовершенный мир. Представьте, что вы зашли в гости к старому другу, который травит байки на кухне, пока вы пьете чай с баранками. Вот такое ощущение оставляют его работы.
Елистратов создает на листе бумаги пространство, где физика работает по законам комедии. Здесь гравитация бессильна перед харизмой персонажей, а объемы фигур намекают на широту русской души.
Геометрия уюта: почему в его мире нет острых углов
Первое, что бросается в глаза, когда открываешь галерею Елистратова, — это тотальное отсутствие агрессии, даже на уровне линий. Вы заметили? В его вселенной практически нет острых углов. Его стиль часто называют «мягким рисунком», и это определение подходит как нельзя лучше.
Это мир победившей округлости. Здесь всё сглажено, уютно и невероятно осязаемо. Если Елистратов рисует женщину, то это Женщина с большой буквы — и во всех остальных смыслах тоже. Его героини — это словно ожившие персонажи с полотен Фернандо Ботеро, которые вдруг оказались на нашей кухне в бигуди и с половником.
Они, кажется, просто не помещаются в тесные рамки кадра. Художник не стесняется крупных объемов, он их воспевает. И согласитесь, в эпоху глянцевых стандартов и бесконечного «фотошопного» улучшения себя, смотреть на этих пышущих здоровьем и жизнью красавиц — отдельное, почти терапевтическое удовольствие
Немного об авторе
Часто мы представляем художника как страдающего творца в берете, который в муках рождает шедевр в холодной мастерской. Игорь Борисович Елистратов ломает этот стереотип об колено. Он живет в Новосибирске — крае, где суровый климат диктует свои правила, но, видимо, именно поэтому его юмор такой теплый.
Самое интересное — это его творческий метод. Как вы думаете, где рождаются лучшие шутки? За рабочим столом? В библиотеке? Нет. По признанию самого автора, чтобы придумать сюжет, ему нужно принять горизонтальное положение. Диван — вот его «место силы». И в этом есть глубокая житейская мудрость: суета убивает мысль, а спокойствие и мягкая подушка дают идеям созреть.
У него есть и свой «худсовет», самый строгий и неподкупный в мире — жена и дочь. Елистратов тестирует свои работы на них, как на фокус-группе. Если женская половина семьи улыбнулась — значит, рисунок пойдет в народ. Если же на лицах скепсис — работа отправляется в корзину или на переделку. Может быть, поэтому в его работах нет пошлости и «чернухи», хотя темы он затрагивает порой весьма пикантные и взрослые.
Хроники матриархата и бытовой абсурд
Давайте посмотрим правде в глаза: одна из любимых тем Елистратова — это отношения полов. Но делает он это без модной нынче «войны полов». В его нарисованном мире царит уютный, почти сказочный матриархат.
Мужчины у Елистратова часто изображены маленькими, щуплыми, иногда слегка растерянными, но неизменно обожающими своих монументальных спутниц. Это классический сюжет о подкаблучнике, но поданный не как трагедия, а как милая особенность семейной жизни. Глядя на его карикатуры, где жена уверенно рулит (иногда в прямом смысле слова, сидя в крошечной машинке), а муж выступает в роли тягловой силы или безмолвного наблюдателя, невозможно не улыбнуться.
Ну разве вы не видели такие пары в реальной жизни? В очереди в супермаркете, на курорте, в соседнем подъезде? Елистратов подмечает эти типажи с точностью снайпера, но стреляет не пулями, а конфетти. Он предлагает нам взглянуть на бытовые неурядицы — будь то ремонт, поездка на дачу или выяснение отношений — не как на проблему, а как на повод для смеха.
Цвет как витамин
Нельзя не сказать о колористике. Елистратов — враг серости. Его работы буквально взрываются цветом. Яркие, сочные, насыщенные тона — это тоже часть его авторского почерка. Даже если сюжет касается чего-то тривиального, вроде сантехников, выглядывающих из люка, картинка будет такой живой, что захочется зажмуриться.
Это осознанный выбор. В мире, где и так хватает мрачных тонов, художник намеренно выкручивает ручку насыщенности на максимум. Это как витамин С, только для глаз. Он не рисует «черно-белые полосы» жизни, он раскрашивает их в радугу, даже если персонажи на рисунке попали в переплет.
Игорь Елистратов — редкий пример карикатуриста, который умудряется быть острым, но не злым. Он категорически не рисует то, за что потом может быть стыдно. В его работах вы не найдете грязи, безнадеги или токсичности. Это юмор здорового человека, который любит жизнь во всех ее проявлениях.
Вместо того чтобы обличать недостатки, он меняет масштаб трагедии. Ситуация, от которой в жизни хочется лезть на стену (будь то скандал или нелепая покупка), в его исполнении становится просто забавным эпизодом. Он берет нашу нервную реальность и заворачивает её в мягкую упаковку иронии. И глядя на эти рисунки, понимаешь: да, мы не идеальны, а быт порой заедает, но это отличный повод не для грусти, а для хорошей шутки.
И даже если вы считаете, что карикатура — это несерьезно, попробуйте просто полистать его работы после тяжелого рабочего дня. Елистратов — это тот самый случай, когда искусство не требует жертв, а требует только одного: расслабиться на диване (по методу самого автора) и позволить себе посмеяться от души. А это, согласитесь, уже немало.