Найти в Дзене

Шепчущие истории. Скульптор и художник Ханс Оп де Бек

Ханс Оп де Бек — художник, скульптор, театральный режиссёр, драматург, композитор. Его обширное творческое наследие включает крупномасштабные иммерсивные инсталляции, а также скульптуры, видеоработы, анимационные фильмы, картины, рисунки, фотографии, пьесы, театральные постановки.

Его работы — это размышления о взлетах и падениях, неоднозначности человеческого существования, противоречивости взаимодействия со временем, пространством, о красоте и быстротечности жизни.

Инсталляция "Моя кровать — это плот, комната — это море, и тогда я рассмеялась, несмотря на грусть" изображает девушку, спящую в кровати, которая парит над плотом, который, в свою очередь, плывёт по пруду с лилиями. Рядом с кроватью — книги, конфеты, фонарик, стакан с водой и снотворное. Порхают бабочки, символизирующие смертность и быстротечность:
"Моя кровать — это плот, комната — это море, и тогда я рассмеялась, несмотря на грусть". Фрагмент инсталляции "Тихий парад". (Полиэстер, полиуретан, сталь, полиамид, эпоксидная смола, дерево, покрытие)
"Моя кровать — это плот, комната — это море, и тогда я рассмеялась, несмотря на грусть". Фрагмент инсталляции "Тихий парад". (Полиэстер, полиуретан, сталь, полиамид, эпоксидная смола, дерево, покрытие)
-2

Прежде всего, Оп де Бек стремится пробудить чувства зрителей и предложить им по-настоящему прочувствовать изображение.

Все его скульптурные фигуры показаны в момент покоя или уединения, в состоянии мечтательности.

Фрагмент инсталляции "Безмолвная комната"
Фрагмент инсталляции "Безмолвная комната"

На панно "Скала" мы видим двух подростков, застывших на камне. Момент удивительной тишины. Окружающий пейзаж остаётся на усмотрение зрителя. Взгляд девочки отрешен, устремлён вдаль, в то время как внимание мальчика полностью сосредоточено на ней.

"Это горько-сладкий образ капризов юной любви, импульсивное восприятия ещё не прожитого мира, в который мы приглашаем вас вернуться", — объясняет Оп де Бек.
Скала
Скала

Или фигура задумчивой девочки, рассматривающей бабочку, севшую на ее палец:

Фрагмент инсталляции "Кунсткамера"
Фрагмент инсталляции "Кунсткамера"

Инсталляция "Кунсткамера" находится на территории музея Дхондт-Дхаененс. Здание, выбранное для проекта бывшая вилла Меандр на реке Лейе. Оп де Бек создал "Кунсткамеру" в соавторстве с архитектором Мо Ванденберге из гентской студии MOTO.

Сон — повторяющаяся тема в работах художника. Его интригует сон как зона отрешённости и освобождения, непостижимый, загадочный мир:

Спящая девочка. Фрагмент инсталляции "Кунсткамера"
Спящая девочка. Фрагмент инсталляции "Кунсткамера"

Или мыльный пузырь, который может лопнуть в любой момент. "Татьяна" Оп де Бека — гимн мимолетности, она подобна натюрмортам Старых мастеров:

Татьяна (Мыльный пузырь). Фрагмент инсталляции "Кунсткамера"
Татьяна (Мыльный пузырь). Фрагмент инсталляции "Кунсткамера"
"Мне очень нравится смешивать высокую и низкую культуру", — смеётся Оп де Бек. "Мои "визуальные выдумки" сами по себе, без текстовых пояснений, говорят о жизни, действительности и истории как простым, так и сложным, многослойным способом.

Коллекции "редкостей" в каждом шкафу балансируют на тонкой грани между ценностью и бесполезностью, уникальностью и банальностью:

Скульптуры Оп де Бека, из какого бы материала они ни были сделаны (из смеси полиэстера, стали, стекловолокна, полиамида), всегда окрашены в идеально однородный светло-серый цвет. Нет никаких цветовых переходов, кроме чётких, резких оттенков, создаваемых источником света в помещении.

Инсталляция "Безмолвная комната"
Инсталляция "Безмолвная комната"
"Наиболее известная часть моих скульптурных работ, акварелей и фотографий выполнена в ахроматических тонах: в серых, чёрно-белых.
Я люблю полностью сосредоточиться на игре света и тени и на том, как это придаёт объёмной форме более непосредственную жизнь. Использование цвета в таких случаях отвлекало бы от этой сути. Я люблю вызывать ощущения, а не имитировать реальность.
Особый серый цвет, благодаря которому фигуры кажутся застывшими во времени или окаменевшими. Серый цвет, который я разработал, приглушает звучание скульптур, создавая ощущение спокойствия. Я надеюсь, что мне удастся передать это ощущение зрителю". /Ханс Оп де Бек/

Чжай-Лиза (Мамины туфли)
Чжай-Лиза (Мамины туфли)

Инсталляция "Тихий парад" - загадочный ночной парк, наполненный мистическими фигурами. Здесь нет единого правильного пути или единственно верного объяснения.

Тихий парад, фрагмент
Тихий парад, фрагмент
Тихий парад. Фрагмент
Тихий парад. Фрагмент

Лодочник, который с трудом и на скорую руку погрузил в маленькую лодку всё своё имущество: собаку, курицу, личные вещи, которые затем можно будет продать или обменять:

Лодочник
Лодочник

Всадник — одинокий кочевник со своей спутницей — маленькой обезьянкой, сидящей у него на плече. Она держит в лапке зонтик, чтобы защитить своего хозяина от солнца.

Всадник. (полиэстер, сталь, дерево, МДФ, эпоксидная смола, стекловолокно, полиамид, синтетический гипс, покрытие, тростник, стекло, ПА, резина, бамбук)
Всадник. (полиэстер, сталь, дерево, МДФ, эпоксидная смола, стекловолокно, полиамид, синтетический гипс, покрытие, тростник, стекло, ПА, резина, бамбук)

На боках лошади закреплены загадочные предметы, которые, предположительно, имеют большое значение для путешественника:

-15

Эти сцены — отправные точки для историй, которые зрители могут продолжить в своём воображении. Все цвета мира слились в серый. События имеют узнаваемую форму, но с другой стороны, это и время и вневременность.

"То, что я пытаюсь предложить в своём искусстве, — это начало возможных историй. Иногда я отталкиваюсь от собственного жизненного опыта, иногда полностью выдумываю что-то. Это не вымысел в жанре "фэнтези", а форма "правдоподобного" вымысла, который можно визуально прочитать и понять как нечто близкое к жизни, какой мы её знаем".
Из серии "Жесты"
Из серии "Жесты"
Из серии "Жесты"
Из серии "Жесты"

Двухмерные работы Оп де Бека в основном состоят из масштабных акварельных картин.

"Большинство моих акварелей почти три метра в ширину, и приходится работать над ними слой за слоем, делая перерывы, чтобы бумага высохла. По какой-то причине ночь помогает задать правильный тон каждой акварели. Возможно, это романтическая чепуха, но мне кажется, что ночь — идеальное время для создания этих работ, которые по своему содержанию имеют ночное настроение".
Из серии "Ночные странники"
Из серии "Ночные странники"
Из серии "Ночные странники"
Из серии "Ночные странники"
Из серии "Ночные странники"
Из серии "Ночные странники"
Из серии "Ночные странники"
Из серии "Ночные странники"
Из серии "Ночные странники"
Из серии "Ночные странники"
"Мои работы пытаются постичь вневременную сущность этого вымышленного мира. Место, где каждый может свободно мечтать". /Ханс Оп де Бек/

Родился в 1969 году в Турнхауте, Бельгия. Живёт и работает в Брюсселе.

Сайт и работы здесь