Ханс Оп де Бек — художник, скульптор, театральный режиссёр, драматург, композитор. Его обширное творческое наследие включает крупномасштабные иммерсивные инсталляции, а также скульптуры, видеоработы, анимационные фильмы, картины, рисунки, фотографии, пьесы, театральные постановки.
Его работы — это размышления о взлетах и падениях, неоднозначности человеческого существования, противоречивости взаимодействия со временем, пространством, о красоте и быстротечности жизни.
Инсталляция "Моя кровать — это плот, комната — это море, и тогда я рассмеялась, несмотря на грусть" изображает девушку, спящую в кровати, которая парит над плотом, который, в свою очередь, плывёт по пруду с лилиями. Рядом с кроватью — книги, конфеты, фонарик, стакан с водой и снотворное. Порхают бабочки, символизирующие смертность и быстротечность:
Прежде всего, Оп де Бек стремится пробудить чувства зрителей и предложить им по-настоящему прочувствовать изображение.
Все его скульптурные фигуры показаны в момент покоя или уединения, в состоянии мечтательности.
На панно "Скала" мы видим двух подростков, застывших на камне. Момент удивительной тишины. Окружающий пейзаж остаётся на усмотрение зрителя. Взгляд девочки отрешен, устремлён вдаль, в то время как внимание мальчика полностью сосредоточено на ней.
"Это горько-сладкий образ капризов юной любви, импульсивное восприятия ещё не прожитого мира, в который мы приглашаем вас вернуться", — объясняет Оп де Бек.
Или фигура задумчивой девочки, рассматривающей бабочку, севшую на ее палец:
Инсталляция "Кунсткамера" находится на территории музея Дхондт-Дхаененс. Здание, выбранное для проекта — бывшая вилла Меандр на реке Лейе. Оп де Бек создал "Кунсткамеру" в соавторстве с архитектором Мо Ванденберге из гентской студии MOTO.
Сон — повторяющаяся тема в работах художника. Его интригует сон как зона отрешённости и освобождения, непостижимый, загадочный мир:
Или мыльный пузырь, который может лопнуть в любой момент. "Татьяна" Оп де Бека — гимн мимолетности, она подобна натюрмортам Старых мастеров:
"Мне очень нравится смешивать высокую и низкую культуру", — смеётся Оп де Бек. "Мои "визуальные выдумки" сами по себе, без текстовых пояснений, говорят о жизни, действительности и истории как простым, так и сложным, многослойным способом.
Коллекции "редкостей" в каждом шкафу балансируют на тонкой грани между ценностью и бесполезностью, уникальностью и банальностью:
Скульптуры Оп де Бека, из какого бы материала они ни были сделаны (из смеси полиэстера, стали, стекловолокна, полиамида), всегда окрашены в идеально однородный светло-серый цвет. Нет никаких цветовых переходов, кроме чётких, резких оттенков, создаваемых источником света в помещении.
"Наиболее известная часть моих скульптурных работ, акварелей и фотографий выполнена в ахроматических тонах: в серых, чёрно-белых.
Я люблю полностью сосредоточиться на игре света и тени и на том, как это придаёт объёмной форме более непосредственную жизнь. Использование цвета в таких случаях отвлекало бы от этой сути. Я люблю вызывать ощущения, а не имитировать реальность.
Особый серый цвет, благодаря которому фигуры кажутся застывшими во времени или окаменевшими. Серый цвет, который я разработал, приглушает звучание скульптур, создавая ощущение спокойствия. Я надеюсь, что мне удастся передать это ощущение зрителю". /Ханс Оп де Бек/
Инсталляция "Тихий парад" - загадочный ночной парк, наполненный мистическими фигурами. Здесь нет единого правильного пути или единственно верного объяснения.
Лодочник, который с трудом и на скорую руку погрузил в маленькую лодку всё своё имущество: собаку, курицу, личные вещи, которые затем можно будет продать или обменять:
Всадник — одинокий кочевник со своей спутницей — маленькой обезьянкой, сидящей у него на плече. Она держит в лапке зонтик, чтобы защитить своего хозяина от солнца.
На боках лошади закреплены загадочные предметы, которые, предположительно, имеют большое значение для путешественника:
Эти сцены — отправные точки для историй, которые зрители могут продолжить в своём воображении. Все цвета мира слились в серый. События имеют узнаваемую форму, но с другой стороны, это и время и вневременность.
"То, что я пытаюсь предложить в своём искусстве, — это начало возможных историй. Иногда я отталкиваюсь от собственного жизненного опыта, иногда полностью выдумываю что-то. Это не вымысел в жанре "фэнтези", а форма "правдоподобного" вымысла, который можно визуально прочитать и понять как нечто близкое к жизни, какой мы её знаем".
Двухмерные работы Оп де Бека в основном состоят из масштабных акварельных картин.
"Большинство моих акварелей почти три метра в ширину, и приходится работать над ними слой за слоем, делая перерывы, чтобы бумага высохла. По какой-то причине ночь помогает задать правильный тон каждой акварели. Возможно, это романтическая чепуха, но мне кажется, что ночь — идеальное время для создания этих работ, которые по своему содержанию имеют ночное настроение".
"Мои работы пытаются постичь вневременную сущность этого вымышленного мира. Место, где каждый может свободно мечтать". /Ханс Оп де Бек/
Родился в 1969 году в Турнхауте, Бельгия. Живёт и работает в Брюсселе.
Сайт и работы здесь