Найти в Дзене
Кубаньпресс

Частый рост стоимости проезда в транспорте Краснодара: почему так происходит

Оглавление

В Краснодаре опять повысят стоимость проезда в городском муниципальном транспорте.

    Автор: KubanPress
Автор: KubanPress

Совсем недавно стало известно, что стоимость проезда в муниципальном транспорте опять будет повышена. Ещё на 5 рублей (мы сообщали ранее). Эта мера, естественно, вызвала массовое недовольство горожан, которые пользуются общественным транспортом. Ценник на проезд может вырасти на разные суммы, в зависимости от маршрута. На многих не муниципальных маршрутках проезд уже давно подняли до 55 рублей. Теперь такое повышение ждёт и транспорт КТТУ. Об этом гласит документ на сайте мэрии.

Почему повышается стоимость проезда

Последнее повышение ценника на проезд было совсем недавно: в декабре прошлого 2024 года. Тогда ценник вырос до 50 рублей. Вместе с коммерческими перевозчиками, подняло стоимость на проезд тогда и КТТУ. Повышение объясняли общим ростом цен на топливо и запчасти.

В настоящее время стоимость проезда в общественном транспорте (пока что) составляет 50 рублей.

То есть, желание поднять проезд, казалось бы, логично. Союз транспортников Кубани именно так это и объясняет. Растет цена на запчасти и топливо — растет цена на проезд. Плюс ко всему, пассажиропоток снизился по утверждениям перевозчиков (что сильно сомнительно при постоянном и стремительном росте численности населения города). Как бы то ни было, в любой ситуации с поднятием тарифов перевозчики аргументируют свои решения, прикрываясь законом 220 ФЗ. Согласно этому закону, у нас тариф не регулируется. Каждый перевозчик регулирует ценник сам, во что горазд.

Что делать?

Вариантов, на самом деле, несколько. Более того, можно использовать комплексный подход к проблеме. В первую очередь — это система бесплатных пересадок. То есть, человек ездит на работу постоянно с пересадкой в одном направлении. Он оплачивает по единому тарифу проезд в первом транспорте, и пользуется тем же билетом в том, куда пересаживается.

    Автор: KubanPress
Автор: KubanPress

Такие системы в России есть, и они прекрасно работают. Это привлекает людей пересаживаться на общественный транспорт, так как стоимость проезда становится резко меньше, чем на личном автомобиле.

Иной подход к перевозкам

Тут же стоит отметить примеры некоторых городов в другом направлении. Краснодар присоединился к городам, где работает система так называемых транспортных брутто-контрактов. Примерно такая система работала в советское время. Она заключается в том, если говорить проще, что администрация города заключает договор с перевозчиком на основе закупки авточасов работы перевозчика на маршрутах. Люди платят за проезд, деньги возвращаются в бюджет. Схема достаточно простая. Да, тут же будет необходимо вводить жесткий контроль самих перевозчиков на линии и контроль оплаты проезда (со сборами у нас проблема). Наверное, стоит уже сделать интерактивную карту перемещения транспорта по примеру той же Москвы, чтобы избавиться от маршруток-призраков, когда по факту на линии работает меньше машин, чем числится.

    Автор: KubanPress
Автор: KubanPress

Главные причины роста стоимости перевозок

Главная причина выше уже была указана. К сожалению, бешеный рост цен на запчасти и комплектующие для транспорта делают своё дело. К сожалению, локализация производства транспорта в России оставляет желать лучшего. Закупать за границей (как правило, в Поднебесной) запчасти сейчас — дорогое удовольствие.

«Да, обольщаться не стоит. Производим мы своего совсем мало. Точнее, доля наших именно важных комплектующих в транспорте сравнительно мала. Чипы, электроника, датчики и другие механизмы, это, как правило — Китай», — отмечает обозреватель «За рулем Кубань» Юрий Крамаренко.

Но автоэксперт добавил и ещё момент. Основной наш производитель трамваев и троллейбусов («Транспортные системы») отмечает локализацию трамваев на 95%, а троллейбусов на 80%. Отсюда вопрос: почему транспорт стоит так дорого? Тут тоже есть несколько подводных камней. 95 и 80 процентов — это локализация по узлам или стоимости? Если по узлам, то 20% иностранных комплектующих могут стоить в два раза дороже 80% наших. И картина становится уже совсем печальной. Это нужно иметь в виду. «Цифрами в этом плане не владею, но пару чипов могут стоить, как 90% всего трамвая. Утрирую, конечно, но сам смысл понятен. Тут же не стоит забывать, сколько на линии старых трамваев, для которых запчасти стоят очень недешево, а ломаются они чаще», — отметил Крамаренко.

    Автор: KubanPress
Автор: KubanPress

Также нужно понимать, что в Краснодаре немалое количество и старой техники КТТУ, которая заменяется на новую, но процесс этот не такой быстрый и очень дорогой для бюджета. Есть понятная история с конфессиями, но это не значит, что транспорт город получит даром. За всё это нужно платить. В случае с городским транспортом делать это будут пассажиры, больше некому. И тут мы ещё не затронули тему индексации зарплат работников КТТУ (а это вопрос больной и важный).

Мечта о бесплатном проезде

Пока эта идея, действительно, остается только мечтой. Но её даже когда-то обсуждали в Минтрансе РФ. Возможной датой введения бесплатного проезда назывался 2035 год. Но для этого нужно было выполнить несколько условий. Главные из них — платный проезд для личного транспорта по большинству дорог, платные въезды в центр города, а также платные парковки в центре городов. То есть, стоит понимать, что это в настоящее время просто нереально в наших городах, и остается только мечтой.

Новая улица в Краснодаре: что было и будет на Почтовом тракте

Кто-то может назвать примером прибалтийский Таллин, где местное население передвигается в общественном транспорте бесплатно. Но сравнивать этот город с большинством наших городов совсем не корректно. Достаточно популярный у туристов город, где проживает всего 440 тысяч человек. С полуторамиллионным Краснодаром, куда продолжает набиваться всё больше народу, ничего общего. Хотя, например, для Сочи с миллионными туристическими потоками эта модель могла быть вполне применима. По крайней мере, стоило попробовать.

Читайте также:

Советы переехавшим жить на Кубань и причины непонимания местных и нездешних

Мнение работодателей: брать на работу сотрудника с ошибками в резюме или нет

Рецепт настоящих советских столовских котлет «назад в СССР»