Найти в Дзене

2025 год обещает убытки непродовольственным ретейлерам: что делать поставщикам с долгами торговых сетей?

Оглавление
Убытки ретейлеров могут обернуться просрочками платежей поставщикам и арендодателям.
Убытки ретейлеров могут обернуться просрочками платежей поставщикам и арендодателям.

Как пишет КоммерсантЪ, в 2025 году примерно половина крупнейших непродовольственных ретейлеров может зафиксировать убыток. Среди таких компаний издание называет ООО "Кари", "Спортмастер", "Твое", "Подружки" и другие. Как последствие убыточности торговых сетей указано снижение уровня заполнения площадей в торговых центрах.

Однако поставщикам и арендодателям сетей стоит взглянуть на эту проблему под другим углом. Часто именно с убыточности ретейлеров начинается их путь к долгам перед контрагентами, а иногда и к финансовому краху.

Убытки ретейлеров могут повлечь просрочки оплаты поставщикам.

Наша компания "Юридическая сила" на рынке взыскания корпоративных долгов c 2012 года. Все эти годы мы постоянно взыскивали долги ретейлеров перед поставщиками или арендодателями.

Например, в 2015 году мы взыскивали долги "Центробуви". В 2017 г. - задолженности ООО "Бьюти Маркет" (было приобретено "Улыбкой радуги"), ООО "Викимарт" (кто сегодня помнит этого онлайн-ретейлера?). В 2018 г. - долги "Правильных игрушек". В 2019 г. - долги компаний группы "Дочки-сыночки". Также мы работали по долгам ООО «ТОЙ.РУ», KupiVIP.ru, ООО "Маркет-ТВ" (Shop&Show) и многих других непродовольственных ретейлеров.

Когда-то эти компании объединяло то, что они были для своих контрагентов крупными и надежными партнерами.

Сейчас же их объединяет то, что история всех этих ретейлеров закончилась банкротством.

Итории торговых сетей - должников показывают: именно в ретейле от первых просрочек оплаты до банкротства проходит очень мало времени.

Именно ретейлеры часто лопаются как мыльный пузырь. Имеем в виду короткий промежуток времени, который есть между появлением первых неплатежей и подачей первых исков контрагентов о взыскании долгов ретейлера и введением процедуры банкротства.

Например, первые иски о взыскании долгов с "Центробуви" были поданы в начале 2015 г., а уже в апреле 2015 г. в картотеке дел было зарегистрировано первое заявление о банкротстве ретейлера. Уже в октябре 2015 г. заявления о банкротстве посыпались как из ведра, а в марте 2016 г. в отношении торговой сети была введена процедура банкротства.

Таким образом, от первых признаков неплатежеспособности "Центробуви" до банкротства прошел всего лишь год.

Почему поставщики не спешат взыскивать долги торговых сетей?

В разговорах со своими клиентами - поставщиками сетей мы часто слышим: "Да, у этой торговой сети есть долг передо мной, и он на самом деле является для меня проблемой, но как я могу отправить претензию / подать в суд на такого значимого партнера?" или "Как я подам в суд, ведь они же нас кормят?".

То есть, поставщики опасаются взыскивать долги торговых сетей, боясь потерять место для своих товаров на полках магазинов.

Здесь, однако, нужно оценивать реальность таких рисков.

На самом деле далеко не всегда претензия или иск к ретейлеру вызывает негативные последствия для его контрагентов.

Приведем один пример. К крупнейшему российскому маркетплейсу "Вайлдберриз" за первые 5 месяцев 2025 года его контрагентами (в основном, селлерами) подано уже почти 800 исков. Примерно такая же картина (по количеству дел) наблюдалась и в 2024 г. Большая часть дел - о взыскании денежных средств. Как видно, поставщики маркетплейса не стесняются отстаивать свои права.

При этом, никаких неблагоприятных последствий для селлеров, которые подали на "Вайлдберриз" в суд, не наступает. Многие из подавших в суд продавцов продолжают успешно торговать на площадке, но только, получив через суд свои деньги. Хотя, конечно, у продавцов на "Вайлдберриз" также очень много сомнений по поводу того, стоит ли подавать на маркетплейс в суд, "ведь он нас кормит". Но опыт показывает, что такие сомнения беспочвенны.

Таким образом, в каждом случае продавцу стоит оценить: действительно ли из-за подачи иска в суд ретейлер будет вставлять палки в колеса или это просто беспочвенный страх. Не стоит забывать и про риск потери денег из-за несвоевременного обращения в суд. Часто суды для крупных ретейлеров - это рутина, и они никак не влияют на дальнейшую торговлю поставщика с торговой сетью. То есть, в основном боязнь поставщика взыскать долг ретейлера через суд напрасна.

Как поставщику обезопасить себя от невозвратных долгов ретейлера?

Полностью обезопасить себя от появления плохого долга, наверное, нельзя. Но можно существенно снизить риски появления невозвратных долгов, мониторя своего контрагента - ретейлера.

Если ретейлер задерживает платежи перед Вами, изучите его финансовое положение:

  1. посмотрите информацию о Вашем контрагенте в картотеке арбитражных дел; указав в поиске ИНН должника, посмотрите, сколько исков уже подано к Вашему должнику другими компаниями; изучите, на какие суммы поданы эти иски, что это за компании - истцы. Если, с ретейлера взыскивают много долгов, а делают это многочисленные компании - поставщики, арендодатели, имеет смысл также обратиться в суд. Во взыскании долга преимущество зачастую имеют самые быстрые кредиторы, а иногда и вовсе - только один кредитор, первый получивший вступившее в силу решение суда о взыскании долга.
  2. изучите, так ли, как и раньше Ваш контрагент ведет свой бизнес, не опустели ли полки его магазинов; возможно, какие-то контрагенты уже не отгружают ему свои товары; не переводит ли ретейлер свой бизнес на другое юридическое лицо и т.д. - такие маркеры также могут настораживать и говорить о том, что нужно запускать активную процедуру взыскания долга.
  3. соберите информацию у Ваших коллег-поставщиков, возможно, ретейлер им также не платит, и они также не спешат обращаться в суд; если так, то подав в суд первым, Вы скорее всего получите преимущество в случае финансового краха Вашего контрагента.

Если изучив все эти данные, Вы видете, что положение Вашего контрагента - ретейлера неустойчиво, лучше оперативно запустить процедуру взыскания долга.

Лайфхак: Как ускорить процедуру взыскания задолженности, если в договоре условие о длительной отсрочке платежа.

В договорах поставки, которые ретейлеры заключают с поставщиками, часто предусмотрена большая отсрочка платежа (иногда она доходит до 60 или даже 120 дней).

Если Вы видите, что контрагент совсем плох (или Вам просто быстрее нужны деньги) и Вы знаете, что в срок контрагент все равно не заплатит, не обязательно дожидаться наступления срока оплаты для старта работы по взысканию долга.

Вы можете направить претензию с требованием об оплате задолженности до наступления срока платежа. Вы даже можете подать в суд до наступления этого срока. Главное, чтобы срок оплаты наступил на момент принятия судом решения о взыскании.

Такой прием может существенно ускорить процедуру взыскания. Еще раз повторим, что применять его стоит в ситуации, когда Вы уверены, что оплата не будет произведена в срок, а потребуется взыскание долга через суд.

Наша компания на рынке взыскания долгов юридических лиц с 2012 года.

Сомневаетесь, предоставить ли должнику дополнительную отсрочку или активизировать процедуру взыскания долга? Вы можете посоветоваться с нами!

Проведем бесплатный анализ должника и обоснованности долга.

Напишите нам в WhatsApp

Напишите нам в Телеграм

или позвоните по телефону +7 495 646 11 67.

наш сайт: https://usila.ru/

Подписывайтесь на наш Дзен-канал, чтобы узнавать больше о решении проблем бизнеса в арбитражных и третейских судах и взыскании корпоративных долгов!