Секреты гражданской авиации: то, что обычно остаётся за кадром.
Авиаперелёты мы воспринимаем как должное: садимся в кресло, отстёгиваем ремни да дожидаемся сигнала «можно пользоваться гаджетами». Но за этим «будничным» ритуалом скрывается целый мир правил, продуманных до мелочей в пользу безопасности и комфорта. Рассказываем, почему салон по‑особому затемняют, зачем просить вас выключить телефон и о шести других тонкостях полёта.
Почему в ночном рейсе гаснут огни?
Когда самолёт набирает или теряет высоту на ночном рейсе, в кабине приглушают свет. Во‑первых, это помогает глазам пассажиров быстрее адаптироваться к темноте — на случай экстренной эвакуации. А во‑вторых, при дыме или огне в салоне вы сразу увидите очаг возгорания и сможете среагировать.
Зачем включать авиарежим?
Взлёт и посадка — самые критичные фазы полёта. В этот момент все должны быть максимально собраны. К тому же телефоны и планшеты излучают сигналы на тех же частотах, что навигационные и коммуникационные системы самолёта. Любая помеха может мешать связям экипажа с диспетчерами.
Открыть шторки перед взлётом и посадкой.
После предполётного инструктажа старший бортпроводник через громкую связь просит открыть иллюминаторы. Сделано это не для красоты: в случае пожара или аварии вы сможете увидеть происходящее вне салона и сообщить экипажу о дыме. А спасателям будет легче оценить ситуацию изнутри.
Зона отдыха для экипажа.
На дальних маршрутах пилотам и бортпроводникам тоже нужен отдых. В задней части фюзеляжа оборудованы специальные каюты с отдельными спальными местами, освещением для чтения и багажными полками. Дверь туда открывается только по лестнице, а замок защищён от непрошенных гостей.
Странные шумы во время полёта.
Двигатели, системы кондиционирования, гидравлика — каждый механизм в самолёте издаёт свой звук. Перед взлётом вы слышите мощный рёв двигателей, во время набора высоты шум снижается, а при смене режимов полёта могут раздаваться щелчки, стуки и шуршание. Это всё — нормальная работа сложного оборудования.
Разная еда для пилотов.
Чтобы свести к минимуму риск пищевого отравления у ключевых членов экипажа, командиру и второму пилоту подают разные блюда. Даже если одно блюдо окажется «не в порядке», пилот и второй пилот всегда смогут контролировать самолёт.
Как открыть замок в туалете изнутри и снаружи.
Если пассажиру стало плохо, а он заперт в уборной, дверь легко открывается снаружи без ключа. Механизм скрывается за табличкой «Не курить» или «Туалет» — достаточно поднять пластиковую планку и сдвинуть задвижку.