Найти в Дзене
Иван Терентьев

Формула любви

Давайте поговорим о Любви - о том светлом чувстве, которое иногда возникает между людьми, бывает долгим-долгим, на всю жизнь, а бывает и кратким, как мгновение, но всё равно оставляющим свой след в душе на всю оставшуюся жизнь. Любовь – это чувство, которое, бесспорно, можно назвать самым сильным и ярким чувством и которое, однако, является самым редким и потому самым драгоценным в жизни человека. Любовь подобна свету, который мы воспринимаем как белый свет, хотя на самом деле он представляет собой сочетание световых волн бесконечного числа цветов и оттенков, для которых люди даже не смогли придумать собственные наименования, а потому просто разделили их на семь основных: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Любовь, на мой взгляд, содержит свой спектр, в котором можно выделить три основных составляющих, без которых настоящая Любовь существовать не может: понимание, восторг и чувство притяжения. Понимание – это главная составляющая Любви. Обязательно нужно п
Оглавление

Давайте поговорим о Любви - о том светлом чувстве, которое иногда возникает между людьми, бывает долгим-долгим, на всю жизнь, а бывает и кратким, как мгновение, но всё равно оставляющим свой след в душе на всю оставшуюся жизнь.

Любовь – это чувство, которое, бесспорно, можно назвать самым сильным и ярким чувством и которое, однако, является самым редким и потому самым драгоценным в жизни человека.

Любовь подобна свету, который мы воспринимаем как белый свет, хотя на самом деле он представляет собой сочетание световых волн бесконечного числа цветов и оттенков, для которых люди даже не смогли придумать собственные наименования, а потому просто разделили их на семь основных: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Любовь, на мой взгляд, содержит свой спектр, в котором можно выделить три основных составляющих, без которых настоящая Любовь существовать не может: понимание, восторг и чувство притяжения.

Понимание

Понимание – это главная составляющая Любви. Обязательно нужно понимать любимого человека: его мысли, причину его поступков, более того, самому думать и поступать точно так же, как и он, потому что ваше представление о мире и о жизни, о том, что правильно и неправильно, хорошо-плохо, справедливо-несправедливо и т.д., точно такое же, как у него, т.е. нужно иметь те же духовные ценности, что и он. Это - то, что имеют в виду, когда говорят: «родственные души».

«Родственность души» зависит от знака зодиака, под которым родился любимый человек, от его характера, воспитания, образования, от его жизненного опыта, мировоззрения, его интересов и целей в жизни.

Раньше говорили «жалею» вместо «люблю». «Жалею» - означает «со-чувствую», «со-переживаю», «ощущаю и понимаю всё так же, как и ты».

Восторг

Восторг – это чувство, возникающее при осознании того, что любимый человек – не такой, как все, он выделяется из общей массы чем-то таким, чего нет больше ни у кого на свете.

Чувство притяжения

Чувство притяжения – это странное чувство притяжения к любимому человеку, которое возникает само по себе, независимо от нашего сознания, сила этого притяжения дается сразу, определенной фиксированной порцией, подобно энергии кванта. При наличии этого чувства хочется постоянно видеть любимого человека, думать о нем, общаться с ним, быть все время рядом.

Это чувство может исчезнуть так же неожиданно, как и появилось.

Таким образом, формула Любви выглядит так:

Любовь = Понимание + Восторг + Притяжение

Настоящая Любовь обязательно должна иметь все перечисленные составляющие, в противном случае - это просто влюбленность, симпатия, половое влечение, но не Любовь.

Теперь рассмотрим эти три пункта подробнее, а потом разберем, как всё это работает.

Начнем со второго пункта («Восторг»), потому что это то, что проявляет себя в первую очередь.

Второй пункт («Восторг»)

Представьте себе, что вы встретили нового человека, с которым не были знакомы, ничего о нем не знаете и видите его в первый раз. Мы все так устроены, что у нас в голове сразу же срабатывает моментальный механизм сравнения этого нового человека с неким идеалом (идеальным образом, моделью, шаблоном, трафаретом), запрятанным где-то в глубинах подсознания.

Если самые первые впечатления об этом человеке (внешнем облике, манере говорить, двигаться и т.д.) совпадают с идеалом, то возникает чувство симпатии к этому человеку, которое в будущем может перерасти в Любовь. Если совпадений с идеалом нет, то и симпатии нет, хотя это совсем не означает, что в дальнейшем, при более близком знакомстве, такой симпатии не появится (как говорится: «Стерпится-слюбится»).

Ну, а если вы сразу видите, что человек – просто 100-процентное совпадение с идеалом да еще и в придачу наделен чем-то таким, что делает его в ваших глазах совершенно уникальным (каким бы странным это ни было!), то смело начисляйте себе один балл (из трех возможных) – вас охватывает Восторг! :)

Вот вам примеры такого безоговорочного «Восторга»:

- Вы видите перед собой девушку, как две капли воды, похожую на вашу любимую мамочку;

- «А я люблю военных, усатых, здоровенных»;

- «Не женитесь на курсистках – они толсты, как сосиски, все женитесь на медичках!»;

- «А я люблю блондинок, красивых и не очень…А я люблю брюнеток…»;

- «Я люблю только миниатюрных женщин»;

- «А мне нравится, как он стряхивает пепел с папиросы»;

- «Черный бумер под окном катается – девкам очень нравится»;

-«Чубчик, чубчик, чубчик кучерявый,
Развевайся, чубчик, по ветру.
Раньше, чубчик, я тебя любила,
А теперь забыть я не могу.
Бывало, шапку наденешь на затылок,
Пойдёшь гулять ты днём аль вечерком.
А из-под шапки чубчик так и вьётся,
Эх, так и вьётся, вьётся по ветру»;

- Душечка, героиня Мэрилин Монро в фильме «В джазе только девушки» (он же «Некоторые любят погорячее», 1959): «Я не доверяю себе. От саксофонистов я просто теряю голову. Особенно от теноровых. Ты влюбляешься, и думаешь, что происходит самое грандиозное событие со времен графа Цепеллина. Потом они начинают брать у тебя деньги, тратить их на других женщин, и на скачки. Однажды ты просыпаешься и обнаруживаешь, что нет ни парня, ни саксофона. Осталась лишь пара старых носков и выдавленный тюбик зубной пасты. Ты берешь себя в руки, находишь другую работу... и другого саксофониста. И все начинается сначала»;

-2

- слова Отелло о Дездемоне в трагедии Шекспира "Отелло, венецианский мавр" (1604), перевод П.И. Венберга (1864):

«Она меня за муки полюбила, А я её - за состраданье к ним»

(То есть, получается, что если бы он не мучился или если бы его замучили-таки до смерти, она бы его не полюбила, а он бы потом, в ответ, не полюбил бы её?)

Вот уж, действительно, странная и необъяснимая для окружающих любовь Дездемоны, дочери богатого венецианского сенатора Брабанцио, к Отелло, мавру («негру» или, более толерантно, «афровенецианцу»), чужаку, нанятому правительством Венеции для защиты своих территорий от турок, т.е. попросту - наемнику, охраннику, вышибале!

А вот как звучит более поздний перевод М. Лозинского:

«Брабанцио

Ты, гнусный вор! Где дочь мою ты спрятал?
Проклятый, ты околдовал ее!

Я вопрошаю здравый смысл: возможно ль, -
Когда здесь нет магических цепей, -
Чтоб нежная, красивая девица,
Что, из вражды к замужеству, чуждалась
Богатых баловней своей отчизны,
Покинув дом, на посмеянье людям,
Бежала в черномазые объятья
Страшилища, в котором мерзко все?

Отелло

Отец ее любил меня, звал часто,
Расспрашивал меня про жизнь мою,
За годом год, про битвы, про осады,
Про все, что я изведал.
Я вел рассказ от детских лет моих
Вплоть до начала нашей с ним беседы:
Я говорил о бедственных событьях,
О страшных случаях в морях и в поле,
О штурмах брешей под нависшей смертью,
О том, как я был дерзко в плен захвачен

И продан в рабство, выкуплен оттуда,
И что я видел в странствиях моих.
Здесь о больших пещерах, о пустынях,
О диких скалах, кручах, вросших в небо,
Речь заводил я, - так всегда бывало;
О каннибалах, что едят друг друга,
Антропофагах, людях с головою,
Растущей ниже плеч. И Дездемона
Усердно слушала…
… Я стал ей дорог тем, что жил в тревогах,
А мне она - сочувствием своим.»;

- вспомним здесь и об Александре Сергеевиче Пушкине, уникальном поэте и обладателе необыкновенной внешности (ум, острый язык, всеобщая известность, слава);

- принадлежность человека к определенной социальной группе или субкультуре (байкер, рок-музыкант, рэпер, гот, любер и т.д.).

Первый пункт («Понимание»)

Понимание внутренней сущности близкого человека может растянуться на долгие годы. Если жизнь уютна и комфортна, можно и не подозревать, каков человек на самом деле (да он и сам может не знать, какие черти водятся в его тихом омуте). Суть человека проявляется в критических ситуациях, когда он оказывается перед сложным выбором.

Вот несколько примеров, в которых человек, сделав для себя выбор, обнажает свою внутреннюю суть и навсегда становится предателем или героем:

- Иисус Христос был предан (передан в руки первосвященников) Иудой, одним из 12-ти своих учеников (апостолов). За свое предательство Иуда получил денежную награду в 30 сребренников. Через некоторое время после распятия Иисуса на кресте Иуда был найден повешенным;

- Всем известна легендарная фраза Юлия Цезаря: "И ты, Брут?". Марк Юний Брут являлся лучшим другом Юлия Цезаря, согласно некоторым данным, он вообще мог быть внебрачным сыном Цезаря. Однако, именно он и возглавил заговор против популярного политика, приняв непосредственное участие в его убийстве. А ведь Цезарь осыпал своего любимца почестями и титулами, наделил его властью. Брут оказался в числе заговорщиков-сенаторов, которые мечами пронзили Цезаря. Увидев в рядах предателей и Брута, тот с горечью и воскликнул свою знаменитую фразу, ставшую для него последней;

- Советский генерал-лейтенант Андрей Власов зимой 41-42 года командовал 20-й армией, внеся весомый вклад в разгром фашистов под Москвой. В народе именно этого генерала называли главным спасителем столицы. Летом 1942 года Власов занял пост заместителя командующего Волховским фронтом. Однако, вскоре его войска попали в окружение, а сам генерал попал в плен к немцам. Власов был направлен в Винницкий военный лагерь для плененных высших военных чинов. Там генерал согласился служить немцам, став предателем, и возглавил "Русскую освободительную армию" (РОА), воевавшую на стороне фашистов. РОА была разгромлена частями Красной армии, а Власов – повешен по приговору трибунала;

- В начале августа 1941 года генерал-лейтенант Дмитрий Карбышев, военный инженер, крупный ученый в области фортификации, в результате тяжелой контузии попал в плен к немцам. Они были прекрасно осведомлены о том, какого ранга специалист им достался, и предложили ему сотрудничество. Однако, почти четыре года, которые Карбышев провел в тюрьмах и концлагерях, на все свои предложения фашисты получали твердый отказ. В начале 1945 года, когда до победы оставались считанные недели, Карбышев был узником концентрационного лагеря Маутхаузен. 18 февраля гестаповцы вывели заключенных во двор и стали поливать их ледяной водой из шлангов. Стоял лютый мороз – обессиленные, голодные люди умирали один за другим: у кого-то не выдерживало сердце, кто-то просто замерзал. За попытку увернуться награждали ударом по голове. Среди самых стойких оказался генерал Карбышев: даже превратившись в ледяной столб, он находил в себе силы поддерживать товарищей. История эта известна благодаря солагернику генерала, канадскому офицеру Седдону де Сент-Клеру. В 1946 году он, находясь в лондонском госпитале, внезапно потребовал встречи с представителем советской миссии по вопросам репатриации. Это было первое известие о Дмитрии Михайловиче: с 1941 года он числился среди пропавших без вести. После подтверждения полученных сведений подвиг генерала Карбышева во вражеском плену был высоко оценен советским руководством. Почти ровно через пять лет после того, как он оказался в плену, ему было присвоено звание Героя Советского Союза;

- Александр Матросов, стрелок-автоматчик 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И.В. Сталина, погиб в 19 лет, закрыв своей грудью амбразуру немецкого дзота, дав возможность бойцам своего взвода совершить атаку опорного пункта. Его подвиг широко освещался в газетах, журналах, литературе, кино и стал в русском языке устойчивым выражением («грудью на амбразуру»);

- В 2016 г. в Дагестане при ликвидации группы боевиков был найден мобильный телефонный аппарат, на который велась видеосъёмка. Просмотр оригинала видеозаписи позволил установить, что боевики загрузили на видеохостинг смонтированный ролик, из которого предварительно вырезали эпизод, демонстрирующий геройский поступок полицейского Магомеда Нурбагандова, попавшего в руки бандитов. Стало известно, что перед убийством Магомеда принуждали призвать своих коллег-полицейских уйти с работы, но он, наоборот, сказал о том, чтобы они продолжали свою работу: «Работайте, братья!». Указом Президента Российской Федерации лейтенант полиции Магомед Нурбагандов посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга.

Поступить так или иначе в каждой конкретной ситуации человека заставляют его жизненные принципы, кредо (основа мировоззрения), тот главный стержень, который и делает его именно таким человеком и никаким другим. Чтобы поступить так, как Карбышев, Матросов и Нурбагандов, нужно иметь представление о долге и чести и быть внутренне готовым к такому подвигу с самого своего рождения.

Если такого главного стержня в человеке нет, если человек не имеет внутренней опоры, значит, он имеет «гнилое нутро», он в критической ситуации проявит себя как предатель и трус, и совсем необязательно на войне: и в обычной повседневной жизни такое – сплошь и рядом.

Роберт Рождественский: «Мгновенья раздают кому – позор, кому – бесславье, а кому - бессмертие».

Как узнать человека, если мы не на войне и нет возможности «пойти с ним в разведку»?

А вот такой простой способ узнать, что за человек рядом с тобой, предложил Владимир Высоцкий в «Песне о друге» из кинофильма «Вертикаль» (1967):

Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а – так.
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош -
Парня в горы тяни – рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке с тобой в одной -
Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис – и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и в крик,
Значит, рядом с тобой чужой,
Ты его не брани – гони:
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шёл,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шёл за тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной,
Значит – как на себя самого,
Положись на него.

В интернете есть история о молодом человеке, его невесте и его собаке, старой больной овчарке. Молодой человек встретил девушку, они понравились друг другу и стали жить вместе, затем решили пожениться. Собаки, к сожалению, живут меньше, чем люди. Овчарка молодого человека, с которой он прожил половину своей жизни, тяжело заболела и, поскольку молодой человек занимался «зарабатыванием денег», ухаживать за больной собакой пришлось девушке. Через какое-то время она поставила молодого человека перед выбором: либо он отвозит свою собаку на усыпление, либо она от него уходит. Молодой человек выбрал второе, правильно рассудив, что человек, бездушно относящийся к животным, не проявит сочувствия и к людям.

Как там было у Есенина? «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове».

Повторюсь: без знания внутренней сути человека (и возникшего вследствие этого Понимания и уважения к нему) нет и Любви.

О фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (1968) в Википедии написано так:

«Три дня из жизни 9-го класса обычной советской средней школы — четверг, пятница, суббота в середине осени.

Гена Шестопал (Валерий Зубарев) влюблён в одноклассницу Риту Черкасову (дебютная роль Ольги Остроумовой), но она не воспринимает его всерьёз, ей нравится циничный неформальный лидер класса красавчик Костя Батищев (Игорь Старыгин).

-3

Девятиклассники пишут сочинение с темами на выбор: «Образ Катерины» («Гроза»), «Базаров и Рахметов» («Отцы и дети») и «Моё представление о счастье». Большинство выбирает последнюю, «вольную» тему. Откровенное и искреннее сочинение о счастье, написанное Надей Огарышевой, вызывает негодование учителя литературы Светланы Михайловны. Сочинение читают вслух и класс вовсе не разделяет возмущение учительницы.

Шестопал весь сдвоенный урок украдкой смотрит на Черкасову. В результате его сочинение так и остаётся состоящим из одной фразы: «Счастье, по-моему, это когда тебя понимают!». Причём это «по-моему» Гена в итоге зачёркивает, придав своему тезису универсальный характер.»

Люди часто говорят одно, а имеют в виду совсем другое. Не нарочно. Это получается неосознанно, само собой. Было бы ближе к истине, если бы Гена Шестопал написал в своем сочинении: «Счастье – это когда ты любишь и любят тебя, потому что понимают!». А если быть абсолютно точным, то «… любят тебя, потому что понимают, восторгаются тобой и чувствуют по отношению к тебе непреодолимое притяжение!».

(Хотя справедливости ради надо сказать, что об этом же самом за пять веков до нашей эры говорил еще Конфуций: «Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты.» Однако, в советское время вряд ли ученик 9-го класса мог читать труды Конфуция, а интернета тогда не было :))

Третий пункт («Притяжение») определяет характер физических отношений.

Я называю чувство притяжения «странным», потому что неизвестно, кто отмеряет меру этого физического притяжения, и почему по отношению к одному человеку отмеряется одна мера, а по отношению к другому – совсем другая. И ни «понимание», ни «восторг» здесь совершенно ни при чем. Необъяснимо!

У Высоцкого есть песня «Наводчица»:

— Сегодня я с большой охотою
Распоряжусь своей субботою,
И если Нинка не капризная,
Распоряжусь своею жизнью я!

— Постой, чудак, она ж наводчица!
Зачем? — Да так, уж очень хочется!
— Постой, чудак, у нас — компания,
Пойдём в кабак, зальём желание!

— Сегодня вы меня не пачкайте,
Сегодня пьянка мне — до лампочки:
Сегодня Нинка соглашается,
Сегодня жисть моя решается!

— Закрой дела ты с этой Нинкою:
Она ж жила со всей Ордынкою!
И с нею спать ну кто захочет сам?!..
— А мне плевать — мне очень хочется!

Сказала: любит! Всё, замётано!
— Отвечу: рупь за то, что врёт она!
Она ж - того… Ко всем ведь просится…
— А мне чего — мне очень хочется!

— Она ж хрипит, она же грязная,
И глаз подбит, и ноги разные,
Всегда одета, как уборщица…
— Плевать на это — очень хочется!

Все говорят, что не красавица.
А мне такие больше нравятся.
Ну что ж такого, что наводчица?
А мне ещё сильнее хочется!

Ну почему же, скажите на милость, с Нинкой хочется, а, скажем, с Нинкиной подружкой Люськой, у которой и ноги одинаковые, и оба глаза целые – не хочется совсем?!

Так не бывает?

Однако, напомню, что Высоцкий написал, несколько шутливо преувеличив, конечно, эту песню на основе реальных событий, произошедших с тогдашним его близким другом Владимиром Трещаловым, тоже актером, ставшим знаменитым после роли Сидора Лютого в фильме «Неуловимые мстители» (1966).

Это странное чувство притяжения к определенному человеку само представляет собой целый спектр, который условно можно разделить на диапазоны, как на шкале радиоприемника, и неизвестно, кто или что крутит ручку настройки этого «радиоприемника».

Порция Притяжения, полученного из неведомого источника, определяет «вид» (или «тип») любовных отношений: от самой маленькой, почти незаметной, порции - до огромной, колоссальной, подчиняющей себе разум человека.

Вот этот диапазон – от минимума к максимуму:

- белый – платоническая Любовь;

- зеленый: от светло-салатового до темно-зеленого цвета сосновой хвои – дружба, родственная (братская, материнская) Любовь;

- красный: от розового до кроваво-красного – физическая Любовь, страсть;

- фиолетовый: от фиолетового до черного – фанатическая Любовь (сюда же «фанатская»).

Белый

Википедия: Платоническая любовь — в современном значении выражения, возвышенные отношения, основанные на духовном влечении и романтической чувственности (о чувстве любви), без низменно чувственного физического влечения.

Пример платонической Любви мы найдем в известном стихотворении Марины Цветаевой, положенном на музыку Микаэлом Таривердиевым в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975):

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной —
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе…
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем, и рукой
За то, что вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами,
За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!

Но это, конечно, поэзия, однако, и в реальной жизни такое бывает.

Любовь Менделеева, дочь Дмитрия Менделеева, открывателя периодической системы химических элементов, была для Александра Блока женщиной, которую он назовет потом Таинственной Девой, Вечной Женой, Прекрасной Дамой…

-4

Идеальный на первый взгляд союз поэта и его музы, заключенный в августе 1903 года, был, тем не менее, далеко не таким счастливым. С ранней юности в сознании Блока, верного последователя идей философа Владимира Соловьева, образовался разрыв между любовью плотской, телесной и любовью духовной, неземной. Победить его он не смог до конца жизни. После женитьбы Блок сразу же стал объяснять своей молодой жене, что им не надо физической близости, которая лишь помешает их духовному родству. Он считал, что плотские отношения не могут быть длительными, и что если это произойдет – они неизбежно расстанутся. Только осенью 1904 года они, тем не менее, стали по-настоящему мужем и женой, но их физические отношения носили эпизодический характер и к весне 1906 года прекратились вовсе. Несмотря на это, их брак продолжался до самой смерти поэта летом 1921 года.

Зеленый

Отношения с физическим контактом без сексуального содержания (рукопожатия, дружеские объятия, поцелуи – вспомним знаменитый впечатляющий поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера!).

Дружба, когда «один за всех – и все за одного», «сам погибай, а товарища выручай» - это, на самом деле, настоящая Любовь, светлого, зеленого цвета.

-5

А материнская (отцовская) Любовь? Разве не всё на свете готовы отдать родители ради здоровья и счастья своего ребенка?

Красный

Отношения с физическим сексуальным контактом от тихих, спокойных, внешне холодных «скандинавских» до горячих «испанских» страстей с поножовщиной (как в опере Жоржа Бизе «Кармен»).

Вот стихотворение Жака Превера о Любви «Я такая, какая есть» от лица молодой красивой женщины, привлекательной для многих:

Я такая, какая есть,
Такой уродилась я.
Когда мне бывает смешно -
То смех мой полон огня.
Я люблю того, кто мне мил,
Того, кто любит меня.
Ну, а если потом разлюблю,
Разве в этом виновна я?
Я нравлюсь. Я так создана,
Ничего не поделаешь тут.
Строен и гибок мой стан,
И движенья мои поют,
И грудь моя высока,
И ярок блеск моих глаз.
Ну... И что же с того?
Разве это касается Вас?
Я такая, какая есть,
И многим нравлюсь такой,
Ну разве касается Вас,
Все то, что было со мной?
Да! Я любила кого-то.
Да! Кто-то меня любил.
Как любят дети, любила
Того, кто был сердцу мил.
Я просто любила, любила,
любила, любила…
Так о чем же еще говорить?
Я нравлюсь. И тут уж, поверьте,
Ничего нельзя изменить!

-6

Фиолетовый

Отношения, возникающие, когда человек создает себе кумира, идола, которому начинает слепо подчиняться. Удивительно – если человек и сам понимает, что попал в ловушку, сила притяжения к кумиру настолько велика, что человек не в силах самостоятельно прекратить такие отношения.

В качестве примера см., например, роман Анатолия Мариенгофа «Бритый человек» (1930).

Часто кумиром становится известная личность, вознесенная на пьедестал средствами массовой информации и превращенная ими в готовый шаблон-идеал, секс-символ (Мэрилин Монро, Элвис Пресли, группа «Битлз»…)

Такая «фанатская» Любовь может приобрести болезненный извращенный характер: после смерти в 1994 г. Курта Кобейна, вокалиста и гитариста рок-группы «Nirvana», среди его фанатов по всему миру прокатилась целая волна суицидов - «Зачем жить, если кумира уже нет с нами?»

Обратная сторона фанатичной Любви – убить самого кумира: убийство Джона Леннона, который был застрелен фанатом-битломаном.

-7

Поэтому цвет такой Любви может сгущаться до кромешно-черного.

Теперь посмотрим, как всё это работает.

Как возникает Любовь?

Если мы встречаем нового человека, возникает Восторг (симпатия) и Притяжение (физическое влечение, «искра пробежала») – это может проявиться сразу и только потом приходит Понимание и уважение (узнавание, «Пуд соли надо с ним съесть»): читает те же книги, что и я, слушает ту же музыку... Тут, в отличие от магнитных полюсов, подобное притягивается к подобному.

Вот, пожалуйста, стихотворение Льва Ошанина «Если любишь - найди» о такой встрече:

В этот вечер в танце карнавала
Я руки твоей коснулся вдруг.
И внезапно искра пробежала
В пальцах наших встретившихся рук.
Где потом мы были, я не знаю,
Только губы помню в тишине,
Только те слова, что, убегая,
На прощанье ты шепнула мне:
Если любишь - найди,
Если хочешь - приди,
Этот день не пройдет без следа.
Если ж нету любви,
Ты меня не зови,
Все равно не найдешь никогда…

А если мы знакомы уже давно?

В 40-50-х годах прошлого века была очень популярна песенка «Кружевница и кузнец»:

Жил кузнец весёлый за рекою,
Никого собой не беспокоя,
Но во всей округе
Девушки-подруги
То бледнели, то краснели,
Встретив кузнеца.

А за лесом, где закат дымится,
Расцвела певунья-кружевница,
И во всём районе
Славили гармони
Молодую кружевницу,
Синие глаза.

Если двое краше всех в округе,
Как же им не думать друг о друге?
Робко кружевница
Вскинула ресницы
И навеки приковала
Сердце кузнеца.

За рекою зори догорали,
Мы на свадьбе день и ночь гуляли.
Заходи, прохожий,
Выпей с нами тоже,
Пей за счастье кружевницы
С добрым кузнецом!

Давайте проанализируем, что же произошло.

Пункт 1 (Понимание, уважение) – кузнец и кружевница – люди равного социального статуса, живут в одной местности, давно знают друг друга (или слышали отзывы своих знакомых), имеют одинаковые представления о мире, одинаковое понимание добра и зла, одинаковые цели в жизни.

Пункт 2 (Восторг) – он: весёлый и добрый, красавец, кузнец, а, значит, физически развит, ловок и изобретателен, уникальный специалист во всей округе, мастер в своем деле (одного-двух кузнецов вполне хватало на весь район);

- она: певунья, кружевница - мастерица, которая обладает воображением, художественным талантом и тонким вкусом, красавица с синими глазами в обрамлении длинных ресниц, которые приходится «вскидывать».

Пункт 3 (Притяжение) – несомненно, что неведомая сила отмерила им столько взаимного притяжения, чтобы с избытком хватило на всю жизнь, чтоб в их семье было самое настоящее человеческое счастье, где - «семеро по лавкам», один за другим, помощники и наследники их мастерства.

А действительно, «Как же им не думать друг о друге?» :)

Или вот хороший пример - давайте разберемся, что произошло между Надей Шевелевой и Женей Лукашиным в фильме «Ирония судьбы», который мы из года в год непременно смотрим в новогодние праздники и будем смотреть еще сто лет, потому что этот фильм – о Любви.

Итак, Надя возвращается к себе домой и обнаруживает совершенно незнакомого, неизвестно откуда взявшегося, пьяного, вонючего мужика без штанов, храпящего на её диване за десять минут до прихода Ипполита.

Женя, вернувшись к себе домой из бани, решает немного поспать до прихода Гали и просыпается у себя на диване в луже холодной воды.

Очевидно – никакого Понимания, Восторга и Притяжения нет и быть не может!

Вот как они говорят о своем первом впечатлении друг о друге. Надя: «Как вы мне были омерзительны!», Женя: «Вы мне поначалу ужасно не понравились. Просто мегерой показались».

-8

Затем, после появления Надиных подруг и исполнения песен Надей и Женей, появляется взаимный интерес (Восторг, симпатия). Притяжение возникает не сразу: «И даже после этого я не Ипполит!», зато потом, в конце фильма: «Перестаньте обниматься! Мы не можем перестать. Мы слишком давно не виделись».

А самое интересное случилось на кухне, когда пришло Понимание общности жизненных позиций, возникла душевная близость, когда люди открывают друг другу самое сокровенное: «А всё-таки у нас с вами самые замечательные профессии, самые нужные! Судя по зарплате - нет», «Ошибки врачей дорого обходятся людям. Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счёте они обходятся людям не менее дорого», «Вы никогда не были замужем? Была. Наполовину… С той поры я не люблю ни суббот, ни воскресений», «…А вы, оказывается, можете быть жестоким. Да, я хирург. Мне часто приходится делать людям больно, чтобы потом им жилось хорошо».

А с каким Восторгом Надя наблюдала за тем, как Женя моет за собой посуду!

Женя: «Знаете, Надя, вот когда подруги вас хвалили, черт знает почему, мне это было приятно!»

Женя и Ипполит:

И: Может, между вами уже что-то было?
Ж: Как вам не стыдно!
И: Вас никто не спрашивает!
Ж: Если вы любите женщину, вы должны доверять ей.
И: Надя, уйми этого типа.
Ж: Это замечательная женщина! Как человек. Она умна, готовит прекрасно. Я ел!
И: Уйми этого типа, иначе это всё плохо кончится!
Ж: Она тактична, она красива, наконец!

Все три составляющие сложились в одно целое, к героям фильма пришла Любовь, и они почувствовали это.

Надя и Женя:

Ж: Вообще, меня всю жизнь все считали стеснительным. На мне ездят все, а друзья тюфяком прозвали.
Н: По-моему, они вам льстили.
Ж: А теперь я чувствую... Что я становлюсь каким-то другим человеком.
Н: Более наглым?
Ж: Нет, смелым.
Н: Более бесцеремонным?
Ж: Решительным.
Н: Более развязным?
Ж: Не угадываете. Я чувствую, что... На всё способен. Просто какая-то сила, может быть, дремала, а теперь пробуждается?
Н: Может, это от того, что мы с вами встретились?
Ж: Благодаря вам.
Н: Вы соображаете, что говорите? Что я из вас сделала хама. Это просто неслыханно!
Ж: Меня еще никогда не называли хамом. Надя, я счастлив.

Когда приходит Любовь, идеалом становится любимый человек и именно с ним мы потом сравниваем каждого нового знакомого.

Помните балладу Анджелы из фильма «Король-олень» (1969)?

Уехал славный рыцарь мой
Пятнадцать лет назад,
Но на прощанье я ему
Заворожила взгляд.

За сотни рек, за сотни гор
Направив бег коня,
Во всех красавицах с тех пор
Он узнаёт меня.

А с башни время сыплет звон,
Дин-дон, дин-дон, дин-дон...

Увы, не только за окном
Прошли с тех пор года.
Я жду и только об одном
Тревожусь иногда -

Когда из дальних стран домой
Он повернёт коня,
Во мне самой, во мне самой
Узнает ли меня?..

-9

А теперь посмотрим, существует ли так называемая «Любовь с первого взгляда»?

Ну да, бывает и так: при первой же встрече мгновенно возникают Восторг и Притяжение – а Понимание «додумывается», «домысливается», то есть заранее предполагается, что человек - такой, как нам хочется, «самый лучший человек на свете».

Роберт Рождественский — «Стань таким»:

В этом мире, в этом городе,
Там, где улицы грустят о лете,
Ходит где-то самый сильный, самый гордый,
Самый лучший человек на свете...

Ходит мимо в этом городе
И слова пока не слышит эти
Самый сильный, самый честный, самый гордый,
Самый лучший человек на свете.

Знаю, скоро в этом городе
Непременно встречу день желанный
С самым сильным, самым честным, самым гордым,
Самым ласковым и самым славным.

Вновь зима в лицо мне вьюгой дунула,
И навстречу вьюге я кричу:
Если я тебя придумала,
Стань таким, как я хочу!

А если потом этот человек, при ближайшем рассмотрении, окажется не таким, как нам хотелось, то кто же тогда вспомнит о «Любви с первого взгляда»? Но вот если выяснится, что это – да, тот самый человек с родственной душой, наша половинка, которую мы так долго искали, то тогда мы и скажем: «Вот она, настоящая Любовь с первого взгляда! Всё-таки есть! Есть она на свете!»

Пример удивительных причуд «Любви с первого взгляда» можно найти в рассказе Эдгара По «Очки» (1844).

А вот стихотворение Евгения Евтушенко «Неразделенная любовь» - о высоте, которую не каждый способен взять и заранее отказывается даже от попытки, предаёт мечту о высокой настоящей Любви, трусливо сознавая собственную приземлённость:

Любовь неразделённая страшна,
но тем, кому весь мир лишь биржа, драка,
любовь неразделённая смешна,
как профиль Сирано де Бержерака.

Один мой деловитый соплеменник
сказал жене в театре "Современник":
"Ну что ты в Сирано своём нашла?
Вот дурень! Я, к примеру, никогда бы
так не страдал из-за какой-то бабы...
Другую бы нашёл - и все дела".

В затравленных глазах его жены
забито проглянуло что-то вдовье.
Из мужа пёрло - аж трещали швы! –
смертельное духовное здоровье.

О, сколько их, таких здоровяков,
страдающих отсутствием страданий.
Для них есть бабы: нет прекрасной дамы.
А разве сам я в чём-то не таков?

Зевая, мы играем, как в картишки,
в засаленные, стёртые страстишки,
боясь трагедий, истинных страстей.
Наверное, мы с вами просто трусы,
когда мы подгоняем наши вкусы
под то, что подоступней, попростей.

Не раз шептал мне внутренний подонок
из грязных подсознательных потёмок:
"Э, братец, эта - сложный матерьял..." –
и я трусливо ускользал в несложность
и, может быть, великую возможность
любви неразделённой потерял.

Мужчина, разыгравший всё умно,
расчётом на взаимность обесчещен.
О, рыцарство печальных Сирано,
ты из мужчин переместилось в женщин.

В любви вы либо рыцарь, либо вы
не любите. Закон есть непреклонный:
в ком дара нет любви неразделённой,
в том нету дара божьего любви.

Дай бог познать страданий благодать,
и трепет безответный, но прекрасный,
и сладость безнадёжно ожидать,
и счастье глупой верности несчастной.

И, тянущийся тайно к мятежу
против своей души оледенённой,
в полулюбви запутавшись, брожу
с тоскою о любви неразделённой.

Изменения в отношениях, которые могут закончиться гибелью Любви

Любовные отношения не статичны, а находятся в постоянном движении, видоизменении, потому что в нашей жизни происходят события, на которые мы должны реагировать так или иначе, а эта наша реакция, в свою очередь, оценивается нашим партнером и вызывает его ответную реакцию. И всё это приводит к изменению первоначальных «показателей» трех составляющих Любви – нарушается первоначальный баланс, тот, который устраивал обоих партнеров в самом начале их отношений.

Рушится пункт 1 (Понимание, уважение) – перестаю понимать: измена (как ты мог/могла предать всё, что было между нами?), при дальнейшем общении стали проявляться неприемлемые для меня, вплоть до отвращения, качества партнера (жадный, глупый, невоспитанный, необразованный, нечистоплотный; стала выглядеть дома как деревенская баба в бигудях; стал носки везде разбрасывать, зубы не чистит, перестал помогать в домашних делах, не проявляет отцовских/материнских чувств).

Рушится пункт 2 (Восторг) – исчезла изюминка (не умеет ухаживать за мной, как ухаживала моя любимая мамочка, он вышел на гражданку и сбрил усы, она перекрасилась в брюнетку/блондинку, миниатюрная стала лежать на печи да есть калачи – перестала быть миниатюрной, бросил курить и стряхивать пепел с папиросы, разбил черный бумер – новый купить не на что, полысел или пошел в парикмахерскую – а там ему чубчик обкорнали, пьёт и дерётся – выгнали из рок-музыкантов).

Рушится пункт 3 (Притяжение) – обыденность притупила остроту физических отношений (само собой ушло куда-то).

Да-да, при отсутствии хотя бы одного из этих трёх пунктов Любовь уходит, перестаёт быть Любовью.

Что же делать?

Бороться за каждый пункт!

Но, конечно, только в том случае, если вы хотите сохранить свою Любовь и если это не разрушит вас, как личность, не приведет к кардинальному негативному изменению вашего мировоззрения.

Пункт 1 (Понимание). Для каждой пары нет универсальных рецептов: всё зависит от характеров и духовных принципов обоих партнеров.

Кто-то не может простить случайную (?) измену, а кто-то находит в себе силы мириться с постоянным предательством, изменами («не могу без него», «ради детей», «ради сохранения репутации, какого-либо социального статуса и т.д.»).

А разве нельзя мирно решить проблему, просто сесть, честно всё высказать друг другу и совместно придумать, как исправить положение? Лодка-то – одна на двоих.

Пункт 2 (Восторг). Стоит подумать еще и о том, так ли важна в любимом человека именно эта изюминка? Может быть, в нем есть еще куча других, более интересных изюминок, о которых вы даже не подозреваете? Просто откройте глаза и смотрите. Сами не видите, спросите у него самого или у его родителей, друзей, участкового милиционера, наконец!

Пункт 3 (Притяжение). Да, конечно – сто раз уже все говорили об этом: нужно сменить обстановку (пойти в поход на байдарках, съездить в отпуск на море, переехать в другой город, записаться на курсы, завести кота или собаку, на время расстаться, пойти в кино, в театр, в секс-шоп), т.е. сделать что-то, что нарушит надоевшую вялую текучку.

Пример такой встряски («перезагрузки») – голливудская комедия «Привычка жениться» (1991) с Ким Бейсингер и Алеком Болдуином.

Конец Любви: расставание, разрыв отношений, как «убить Любовь»?

Любовь умирает, если исчезает (разрушается) хотя бы одна из его составляющих.

Пункт 1 (Понимание) – да, измена – это предательство, она заставляет пересмотреть свое отношение к партнеру, при этом исчезает взаимопонимание, теряется уважение, пропадает доверие. Результатом этой трансформации отношений может стать решение расстаться.

Пункт 3 (Притяжение) – при длительном расставании чувство притяжения может постепенно уменьшаться-уменьшаться, съёживаться, пока не исчезнет совсем.

Как это происходит, описано в стихотворении Новеллы Матвеевой «Девушка из харчевни»:

Любви моей ты боялся зря —
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.

И если ты уходил к другой
Иль просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висел на гвозде.

Когда же, наш мимолетный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща.

Теченье дней, шелестенье лет,
Туман, ветер и дождь.
А в доме событье — страшнее нет:
Из стенки вынули гвоздь.

Туман, и ветер, и шум дождя,
Теченье дней, шелестенье лет,
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.

Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра,
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.

Любви моей ты боялся зря.
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.

И в тёплом ветре ловить опять
о скрипок плач, то литавров медь…
А что я с этого буду иметь,
Того тебе не понять.

А что делать, если произошел разрыв отношений, а справиться со своим чувством не удаётся?

Во-первых, и об этом тоже много написано, нужно удалить и убрать абсолютно всё, что связано с бывшим партнером (телефонный номер, фото, видео и т.д.).

Постепенно пункт 3 (Притяжение) сойдет на нет: «С глаз долой – из сердца вон», а, значит, и уйдет Любовь.

Здесь есть еще одна «хитрость».

Дело в том, что три составляющих Любви различаются по «принадлежности» к субъекту:

- первый пункт («Понимание») нам не принадлежит, это - свойство нашего партнера: он – такой, какой есть, и нам его не исправить, мы можем только понять то, какой он, и принять или не принять это к сведению;

- третий пункт («Притяжение») тоже нам не принадлежит, это нам дается, вкладывается в нас кем-то, и по своему усмотрению (желанию) мы не можем ни усилить его, ни ослабить;

- а вот второй пункт («Восторг») – это плод исключительно нашей собственной психики, тут мы можем крутить-вертеть, куда хотим.

Поэтому, во-вторых, можно с успехом воспользоваться советами Тристана из кинофильма «Собака на сене» (1977) по комедии Лопе де Веги - развенчать бывшего партнера в своей душе, вычеркнув «Восторг» из составляющих потерпевшего крах чувства:

Все это так - архитектура.
Вас от недуга излечу,
Вы мне доверьтесь, как врачу,
Поможет вам моя микстура.

На девиц глядите с нужной точки,
Наливайте из медовой бочки,
Только дегтю добавляйте к меду.
Вникнуть попрошу в мою методу:

Если вы на женщин слишком падки,
В прелестях ищите недостатки.
Станет сразу все намного проще:
Девушка стройна, мы скажем: мощи!

Умницу мы наречем уродкой,
Добрую объявим сумасбродкой.
Ласковая - стало быть, липучка,
Держит себя строго - значит, злючка.

Назовем кокетливую шлюхой,
Скажем про веселую - под мухой.
Пухленькая - скоро лопнет с жиру,
Щедрую перекрестим в транжиру.

Ну, а бережлива? - Окрестим в сквалыгу!
Если маленькая? - Ростом с фигу!
Если рослая? - Тогда верзила!
Через день, глядишь,
Через день, глядишь,
Через день, глядишь,
Любовь остыла!

В заключение скажем следующее.

Помните сказку про падишаха и мудреца-изобретателя шахмат?

Падишах спросил мудреца: «Что ты хочешь получить за свою игру?»

Мудрец ответил: «Положи на первую клетку одно зерно пшеницы, на вторую – два, на третью – четыре, на пятую -шестнадцать…»

На последнюю 64-ю клетку падишах должен был положить столько зерен, сколько всё человечество не вырастило за всю свою историю.

При контакте одного человека с другим возникает целый спектр взаимных чувств и ощущений, сила и цвет которых зависит от этих двух людей – в другой паре получится совсем другая картина. Теперь представьте себе, что каждый человек на Земле контактирует со всеми людьми, составляющими человечество. Какая при этом получится радуга совершенно немыслимых цветов и оттенков! Вся мировая литература о Любви и весь кинематограф – это отражение только ничтожной части этой радуги!

К сожалению, есть люди, которые считают, что никакой Любви нет на свете вовсе.

«К сожалению», потому что таких людей можно только пожалеть – ничего прекрасного и светлого не случилось в их жизни, может быть, вследствие каких-то жизненных обстоятельств (полжизни провел в тюрьме, имеет проблемы со здоровьем и т.д.), а, может быть, из-за особенностей собственного характера: ведь кто знает, почему один человек - веселый, открытый, душевно щедрый, а другой – замкнутый, угрюмый, злой, эгоистичный, гребёт всё под себя?

Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что "я люблю",-
То же, что "дышу", или "живу"!...

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,
Потому что, если не любил,
Значит, и не жил, и не дышал!...
(В.Высоцкий «Баллада о Любви»)

Любовь похожа на розу: она капризна, требует постоянного труда, неустанных усилий по уходу за собой (иначе погибнет), цветок ее прекрасен, но стебель имеет острые колючки. Причем, самое сложное состоит в том, что заботливых садовников должно быть двое. А всегда ли партнеры готовы трудиться сообща, беречь, лелеять такое растение? Залечивать друг другу раны от колючек?

Желаю вам беречь свою Любовь, если она у вас есть, а если нет, то обязательно встретить и постараться сохранить её изо всех сил.

Источник: https://spblib.ru/ru/catalog/-/books/12865596-zapiski-iz-zakrytogo-kb?ysclid=mar3cvaiyd582811295