Найти в Дзене
Москва памятная

День памяти 15 мая. От великого русского художника до одной из любимейших советских актрис театра и кино

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня на календаре 15 мая день памяти сразу нескольких замечательных деятелей отечественной культуры. Кто-то из них жил 200 лет назад, кого-то нет на Земле более века, а кто-то были нашими современниками, и вы наверняка их помните по их работам. Великий русский художник первой половины 19 века, мастер романтического и реалистического портретов. Родился 1 апреля 1776 года в селе Карпово, Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху, а позже его зятю генералу Морокову. Удивительную историю жизни этого человека, прошедшего путь от крепостного крестьянина до академика Императорской Академии художеств, создавшего несколько тысяч портретов своих современников я уже рассказывал и ссылку на эту публикацию размещу ниже. А сейчас мои уважаемые читатели я позволю себе отвлечься и рассказать почти детективную историю связанную с его, пожалуй, самым известным, «хрестоматийным»
Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня на календаре 15 мая день памяти сразу нескольких замечательных деятелей отечественной культуры. Кто-то из них жил 200 лет назад, кого-то нет на Земле более века, а кто-то были нашими современниками, и вы наверняка их помните по их работам.

Тропинин Василий Андреевич (1776–1857)

Автопортрет. 1830 – е годы
Автопортрет. 1830 – е годы

Великий русский художник первой половины 19 века, мастер романтического и реалистического портретов.

Родился 1 апреля 1776 года в селе Карпово, Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху, а позже его зятю генералу Морокову.

Удивительную историю жизни этого человека, прошедшего путь от крепостного крестьянина до академика Императорской Академии художеств, создавшего несколько тысяч портретов своих современников я уже рассказывал и ссылку на эту публикацию размещу ниже. А сейчас мои уважаемые читатели я позволю себе отвлечься и рассказать почти детективную историю связанную с его, пожалуй, самым известным, «хрестоматийным» произведением – портретом Александра Сергеевича Пушкина, написанным в 1827 году.

-2

Мало кто знает, что заказчиком портрета был сам Александр Сергеевич, который хотел его подарить своему близкому другу, и поверенному в делах Сергею Александровичу Соболевскому.
Известно, что Соболевский был соучеником младшего брата поэта по Благородному пансиону и с 15 лет был при Пушкине то, что сейчас называется «литературным агентом». В 1826 году поэт, вернувшись из Михайловского приехал в Москву, где поселился в доме Соболевского на Собачьей площадке и тот ввел его в московские литературные круги. Именно Соболевский сумел погасить конфликт между Пушкиным и Федором Толстым – Американцем.

Портрет С. А. Соболевского работы Карла Брюллова
Портрет С. А. Соболевского работы Карла Брюллова

Тропинин, к которому Пушкин обратился с просьбой написать его «халатный портрет» работал над ним несколько месяцев и в начале 1827 года портрет был готов, и Александр Сергеевич вручил его Сергею Александровичу.
Через год отправляясь в длительное путешествие за границу Соболевский передал портрет на хранение своему приятелю Ивану Кириевскому, проживавшему в доме своей матушки Авдотьи Петровны Елагиной (по второму мужу). Та была дамой весьма светской, держала литературный салон, сама рисовала, музицировала и конечно с удовольствием повесила уже весьма известный в культурных кругах портрет в своей гостиной.

Когда же пять лет спустя Соболевский вернулся в Москву и прямо с дороги направился в дом Елагиной то в гостиной на самом видном месте, он увидел вставленную в роскошную раму копию, причем настолько скверного качества, что это было видно то что называется невооруженным взглядом.

Разразился дикий скандал, Соболевский схватил фальшивый портрет и вышвырнул его в окно, но обитатели дома дружно уверяли что портрет тот самый, который им оставили на хранение, а другого они в глаза не видели.

Около 20 лет портрет Пушкина считался пропавшим, пока не обнаружился у князя Михаила Оболенского, директора московского архива министерства иностранных дел. По утверждению князя он приобрел его за 50 рублей на Сухаревке в антикварной лавке известного дельца с сомнительной репутацией Бардина.
Каким путем к нему попал этот портрет неизвестно, но как говорится «все хорошо, что хорошо кончается». В 1909 году наследники Оболенского передали портрет в Третьяковскую галерею, а оттуда он был передан в фонды Пушкинского музея Ленинграда (Санкт-Петербурга).

Вот такая история самого знаменитого портрета кисти Тропинина.
Сам Василий Андреевич прожил достаточно длинную, особенно по меркам 19 века жизнь и скончался 15 мая 1857 года в возрасте 80 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище, участок №11.

-4

Более подробно о жизни и творчестве замечательного художника можно почитать, перейдя по ссылке

Ширяевец Александр Васильевич (1887–1924)

-5

Русский поэт, писатель, драматург. Яркий представитель ново крестьянской группы поэтов Серебряного века, один из ближайших друзей Сергея Есенина.

Родился 2 (14) апреля 1887 года, в селе Ширяево, Симбирской губернии. Выходец из крестьянской семьи, фамилия при рождении Абрамов.

Отец Саши скоропостижно умер, когда ему было всего 13 лет. Мать с сыном переехала в Самару, где мальчик поступил во второе городское училище, которое так и не закончил из-за постоянных материальных трудностей. Работал в лесничестве и на бумага красильной фабрике. В 1905 году переехал с матерью в Ташкент, где окончил курсы телеграфистов и начал служить по почтово-телеграфному ведомству. Тогда же начал писать и печатать первые стихи в журнале «Туркестанский курьер» взяв псевдоним Ширяевец по названию родного села.

Несмотря на то, что в Средней Азии прошло 17 лет его жизни, главным мотивов в творчестве Александра Ширяевца всегда оставалась Россия, причем именно Русь крестьянская с её необъятными природными просторами, красотой и первозданной чистотой, не испорченной прогрессом.

В 1915 году происходит его первое, заочное знакомство с Есениным, который прочел его стихи, присланные в редакцию журнала «Друг народа» и тут же откликнулся восторженным письмом:

«Извините за откровенность, но я Вас полюбил с первого же мной прочитанного стихотворения. Вы там вдалеке так сказочны и прекрасны»

Это письмо послужило началом их многолетней заочной дружбе. Есенин внимательно следил за творчеством Ширяевца и всячески способствовал его продвижению, как поэта.

В 1915–1917 годах у Александра Васильевича выходит четыре сборника стихов.

Первая личная встреча двух поэтов произошла в 1921 году, когда Есенин приехал в Ташкент в творческую командировку.
В 1922 году Александр Ширяевец приезжает в Москву, где у него выходят ещё два поэтических сборника, а в начале 1924 года он вступает во Всероссийский Союз писателей и выпускает свой лучший сборник стихов «Раздолье», благожелательно встреченный критикой.

-6

Казалось бы, все прекрасно и жизнь наладилась, но 15 мая того же 1924 года Александр Васильевич Ширяевец скончался в возрасте 37 лет от менингита

Сергей Есенин очень тяжело переживал смерть друга. На похоронах, прошедших на 17 участке Ваганьковского кладбища, он читал над гробом его поэму «Мужикослов»:

« …Накрывается тучей-схимою
Вышний пастырь, а звезды кудесно
Ярки.
Вот встают они, праотцы, деды,
Отцы мои --
Мужики, мужики, мужики!»

Вскоре он написал одно из самых пронзительных и знаменитых своих стихотворений «Мы теперь уходим понемногу…» которое впервые было опубликовано в журнале «Красная новь» под заголовком «Памяти Ширяевца» на сороковой день после ухода Александра Васильевича.

Известно, что Есенин часто бывал на Ваганьково, где засиживался на могиле друга до поздней ночи, а родным своим неоднократно говорил, что хочет быть похоронен, «рядом с Шуркой милым». Последняя воля поэта была исполнена и в декабре 1925 года он упокоился на 17 участке старинного погоста буквально в нескольких шагах от того места, где обрел последний покой его друг.

Много лет могила Александра Ширяевца была практически заброшена и только в 2012 году на ней появился памятник – бюст. Большою роль в его установке сыграл наш замечательный актер Сергей Петрович Никоненко известный не только своими ролями в кино, но и огромной работой по увековечиванию памяти Сергея Есенина.

Открытие бюста на могиле А.В. Ширяевца в мае 2012 года, через 88 лет после его смерти
Открытие бюста на могиле А.В. Ширяевца в мае 2012 года, через 88 лет после его смерти
-8

Волчек Борис Израилевич (1905–1974)

-9

Известный советский кинооператор, кинорежиссёр, сценарист и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат трёх Сталинских и Государственной премии СССР.

Родился 23 ноября 1905 года в Витебске.
Увлекся кино со школьной скамьи. Работал в родном городе киномехаником. В 1927 году уехал в Москву, где поступил на операторский факультет Государственного техникума кинематографии, в 1930 году преобразованного во ВГИК. Защитив в 1932 году диплом, сразу же получил приглашение стать преподавателем. Был руководителем мастерской на операторском факультете в течение тридцати двух лет. С 1943 года — профессор ВГИК.

Много работал в соавторстве с классиком советского и мирового кинематографа Михаилом Роммом.
Вместе они сняли такие известные фильмы как «Пышка», «Тринадцать», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году» и другие. Работал с другими режиссёрами. Самостоятельно снял три фильма по собственным сценариям: «Сотрудник ЧК», «Обвиняются в убийстве» и «Командир счастливой «Щуки».
Отец известной актрисы и театрального режиссера Галины Волчек, дед кинорежиссера Дениса Евстигнеева.
Скончался 15 мая 1974 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

-10

Парамонов Сергей Владимирович (1961–1998)

-11

Певец, музыкант, композитор, аранжировщик.
Прославился в детстве, как солист Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Родился в рабочей московской семье летом 1961 года. От других детей его отличала необыкновенная музыкальность, и желание петь. По воспоминаниям родителей ещё в детском саду Сережа был единственным ребенком, который с удовольствием занимался с музыкальным работником и пел на всех праздничных утренниках. Когда мальчик пошёл в школу, родители по совету учительницы купили ему аккордеон и мальчик начал заниматься в музыкальном кружке при клубе завода «Серп и молот».
В 1971 году прошёл конкурсный отбор в младшую группу Большого детского хора под управлением Виктора Сергеевича Попова, а уже через год стал его солистом. Официальный дебют Сергея Парамонова состоялся в декабре 1972 года в большой концертной студии Останкино на записи финального концерта фестиваля «Песня 72». Публика с восторгом приняла юного исполнителя, певшего песенку «Антошка» и он даже бисировал, несмотря на строгий телевизионный регламент. Затем были выступления на сцене Колонного зала дома союзов, Кремлевского дворца съездов и других самых престижных концертных площадках. Юный певец выступал в дуэте с Муслимом Магомаевым, для него писали песни такие мэтры, как Владимир Шаинский и Александра Пахмутова, но как говорится природу не обманешь. В мае 1975 года у него началась возрастная мутация голоса и соответственно место солиста пришлось освободить.

Дальше Сергей Парамонов сдал экстерном экзамены за курс музыкальной школы и поступил в музыкальное училище Ипполитова-Иванова на дирижёрско-хоровое отделение, которое, впрочем, вскоре бросил.

К сожалению, голос у него после мутации стал достаточно посредственным, но занятия музыкой Сергей не оставил. Он поступил на работу в «Росконцерт», играл в различных ВИА, выступал, как конферансье, иногда пел. В 90-е годы написал несколько песен на стихи Александра Шаганова, играл в ресторанах.

-12

В последние годы на постоянной основе работал аранжировщиком в продюсерском центре Игоря Матвиенко. Скончался 15 мая 1998 года от сердечного приступа в возрасте 36 лет. Похоронен на Красногорском кладбище.

-13

Гундарева Наталья Георгиевна (1948–2005)

-14

Замечательная советская и российская актриса театра и кино. Одна из главных звезд отечественного кинематографа 1970—1990 годов. Народная артистка РСФСР.

Обладала потрясающим даром перевоплощения. Ей были подвластны абсолютно любые роли от аристократок и служанок, до наших современниц. От счастливой многодетной мамы, до хамоватой пьянчужки. От несчастной обманутой жены до эстрадной примадонны.

Наталья Гундарева родилась в Москве 28 августа 1948 года. Искусство влекло ее с детства, она занималась в Театре юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах. И все же сначала Гундарева не мыслила об актерской судьбе. После десятого класса устроилась работать чертежницей в конструкторское бюро, готовилась поступать в Московский инженерно-строительный институт, но вдруг неожиданно для всех подает документы в Щукинское училище и с первого раза поступает на курс к изумительному педагогу Юрию Катину-Ярцеву.

Её сокурсниками были замечательные актеры, Юрий Богатырев, Константин Райкин, Наталья Варлей.

Окончив училище в 1971 году, она поступает в Театр имени Маяковского, где и прослужит всю жизнь. Заядлые театралы со стажем, конечно, помнят ее блистательные роли в спектаклях «Банкрот» (Липочка), «Бег» (Люська), «Леди Макбет Мценского уезда» (Катерина Измайлова) и многих других.

Как киноактриса громко заявила о себе в середине 70-х, когда на экраны вышел фильм кинорежиссера Владимира Фетина «Сладкая женщина»

Наталья Гундарева и Олег Янковский
Наталья Гундарева и Олег Янковский

а по телевиденью показали искрометную музыкальную комедию «Труффальдино из Бергамо»

Наталья Гундарева и Константин Райкин
Наталья Гундарева и Константин Райкин

Обе картины имели грандиозный успех и по итогам опроса журнала «Советский экран» Наталья Гундарева была признана лучшей актрисой 1977 года.

Лучшие режиссеры наперебой приглашают Наталью Григорьевну сниматься, и она создает целую галерею замечательных образов женщин разных времен и социальных слоев в фильмах, которые мы смотрим и сегодня. Напомню только некоторые:

«Вас ожидает гражданка Никанорова»
«Вас ожидает гражданка Никанорова»
«Осенний марафон»
«Осенний марафон»
«Однажды двадцать лет спустя»
«Однажды двадцать лет спустя»
«О бедном гусаре замолвите слово»
«О бедном гусаре замолвите слово»
«Одиноким предоставляется общежитие»
«Одиноким предоставляется общежитие»
«Хозяйка детского дома»
«Хозяйка детского дома»

Всего к началу 90-х годов фильмография Натальи Гундаревой насчитывала более 50 картин. В отличие от многих других звезд советского кино не сумевших вписаться в реалии новой эпохи Наталья Георгиевна оставалась весьма востребована, и по-прежнему много снималась, причем в ролях зачастую диаметрально противоположных:

«Небеса обетованные». Люська – спившаяся посудомойка
«Небеса обетованные». Люська – спившаяся посудомойка
«Виват гардемарины». Императрица Елизавета Петровна
«Виват гардемарины». Императрица Елизавета Петровна
«Петербургские тайны» Княгиня Шадурская
«Петербургские тайны» Княгиня Шадурская

Всего в 90-е Гундарева снялась более чем в 15 фильмах, играла на сцене родного Театра имени Маяковского, принимала участие в антрепризах и репетировала во МХАТе имени Чехова. К сожалению, многим грандиозным планам не суждено было сбыться.

Ещё с начала 80-х годов Наталья Гундарева стала испытывать серьезные проблемы со здоровьем.
Несколько раз из-за приступов гипертонической болезни переносились её спектакли.
В 1986 году Наталья Георгиевна, давно и с удовольствием водившая машину, попала в тяжёлую аварию и почти год восстанавливалась.
В конце 90-х начале нулевых годов, она вдруг сильно изменила свой имидж, и даже внешность. Потом говорили, что резкое похудание и пластические операции пагубно сказались на здоровье актрисы.
В июле 2001 года Наталья Гундарева перенесла обширный инсульт, от последствий которого так и не смогла восстановиться.
Скончалась народная артистка России 15 мая 2005 года. Похоронена на 6-м участке Троекуровского кладбища.

-26

На этом мои уважаемые читатели и подписчики позвольте прерваться. Как всегда, жду ваших отзывов и комментариев, а пока всего вам доброго и до новых встреч.