МИФ: Говорят, что в СИЗО проходят судебно-психиатрическую экспертизу на вменяемость и невменяемость, а проводят ее тюремные психиатры...
Не верьте, это ложь и п…ж.
В соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" судебно-психиатрическую экспертизу проводят гражданские врачи судебные психиатры, в прежние годы периодически приходящие в СИЗО, для проведения освидетельствования подозреваемых и обвиняемых (как правило, в тяжелых преступлениях) по постановлению следователя или решению суда. Ни в СИЗО, ни в медицинской части, они не работают. Эти уважаемые люди работают в отделениях судебно-психиатрической экспертизы, крупных психиатрических больницах регионального уровня и часто, в тюрьму к своим испытуемым, им ходить не хочется. Поэтому в последние годы, преступников из СИЗО вывозят полицейскими конвоями в специализированные экспертные амбулаторные отделения вышеупомянутых психиатрических больниц.
Экспертиза, от которой зависит свобода, жизнь и здоровье иногда и впрямь больного человека, в очевидных клинических случаях, зачастую проводится по победоносному римскому принципу: veni, vidi, vici (пришел, увидел, победил) – сходил, взглянул (спросил), определил (псих или не очень).
В случае необходимости стационарной судебно-психиатрической экспертизы заключенные могут ожидать ее проведения месяцами. Еще пятнадцать лет назад отделения стражной судебно-психиатрической экспертизы располагались в большинстве крупных следственных изоляторов (обычно под №1) и особых проблем с ее проведением не было. Такое положение дел почему-то не устраивало государственные надзорные органы и по требованию всевозможных прокуратур эти отделения в следственных изоляторах были в большинстве ликвидированы.
В настоящее время стационарная судебно-психиатрическая экспертиза проводится ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России в Москве. Он функционирует как СИЗО, охраняется вооруженными сотрудниками ФСИН, но никому кроме Минздрава не подчиняется. Справится с неиссякаемым потоком нуждающихся, по мнению следователей и реже судей, в стационарном изучении душ заключенных из различных регионов России ему весьма не просто, несмотря на функционирование еще остававшихся судебно-психиатрических стационаров в Санкт-Петербурге - ГКУЗ «Городская психиатрическая больница №6» и Астрахани – ГБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница». Недавно судебно-психиатрический стационар после многолетнего строительства наконец-то заработал в Краснодаре - ГБУЗ «Специализированная клиническая психиатрическая больница № 1».
МИФ: Говорят, что на судебно-психиатрическую экспертизу на вменяемость и невменяемость направляют только настоящих сумасшедших…
Не верьте, это ложь и п…ж.
Предполагается, что совершивших преступления людей направляют на психиатрическую экспертизу из благих побуждений, чтобы суд мог справедливо определить меру наказания преступнику и общественной «защиты от дурака», руководствуясь её результатами.
Если в момент совершения преступления обвиняемый мог давать отчёт в своих действиях, не зависимо от имеющегося или не имеющегося у него психического расстройства – он вменяем, его можно сажать.
Если в момент совершения преступления, обвиняемый не мог давать отчёт в своих действиях или из-за имеющегося у него хронического психического заболевания, или внезапно возникшего душевного расстройства (аффекта или помрачения сознания) – он не вменяем, его сажать нельзя, а надо лечить в психиатрической больнице.
По требованиям уголовного права, подозреваемые в совершении определенных преступлений, подлежат судебно-психиатрическому освидетельствованию не зависимо от наличия или отсутствия признаков психических расстройств. Многие обвиняемые, часто по наущению своих защитников, с целью ухода от уголовной ответственности, заявляют о наличии у них серьезных психических расстройств и соответственно ходатайствуют о проведении им экспертизы.
К сожалению в действующем процессуальном законодательстве имеются возможности профессиональных уловок. Если вдруг следователь по каким-то причинам, как правило связанным с чрезмерно большим количеством порученным ему уголовных дел, физически не успевает с расследованием в положенный срок, то во избежание неприятностей он может на законных основаниях продлить срок расследования на период проведения экспертизы. Не очень добросовестные или наоборот очень умные следователи этой процессуальной лазейкой могут воспользоваться, назначая судебно психиатрическую экспертизу людям не очевидно в ней нуждающимся.
ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» находится в не резиновой и соответственно сам не резиновый, разрешения на направление к себе дает ограничено и неохотно. Ожидающий направления на экспертизу, сидит в уже ставшим своим следственном изоляторе, имея массу свободного времени и нерастраченной энергии, тренируется быть дураком. И все вроде бы неплохо, а у некоторых даже хорошо. Следователь продлевает сроки следствия в связи с не проведением экспертизы, адвокат отрабатывает деньги, судья живет как судья, судебные врачи-психиатры не особенно спешат, потому, что в этой отрасли психиатрии пациенты, как правило, не умирают и, в принципе, никогда не заканчиваются. Заключенный, свои развиваемые умения по демонстрации психического расстройства и навыки соответствующего поведения с большим или меньшим артистизмом отрабатывает на сотрудниках СИЗО.
В случаях творческой удачи с ним вынуждено знакомится врач-психиатр медицинской части СИЗО, но это уже совсем другая история.
Продолжение следует...