Найти в Дзене

Роксаланы - из глубины веков

От Днепра до Дона к концу II тыс. до н.э. сформировалось царство – роксоланов. По сведениям античных авторов роксоланы, входили в межплеменной военнно политический союз сарматов. Сейчас принято считать, что роксоланы (иранское – «светлые аланы») – сармато-аланское кочевое племя. Но еще до начала XX вв. историки считали, что роксоланы (искаженное греками слово россоланы) это синоним слова росы или русы, то есть фактически и есть предки русских.

Древнегреческий историк и географ Страбон живший в первом веке до н.э. описывал их как воинов одетых в шлемы и панцири из воловьей кожи, вооруженных копьями, длинными мечами и луками. Летом они кочевали по степям, а на зиму уходили в низовья р.Дон, где у них, судя по всему, оставалось постоянное население. Примечательно, что располагались эти зимовья там же, где много столетий спустя – городки половцев, а позже и казаков. По сведениям римских авторов, жители этих мест не пускали чужеземцев вверх по р.Дон, торговые дела же вели в городе Танаисе, в устье р.Дон на Азовском побережье. У роксолан сложились добрососедские отношения с крымской Скифией и приазовскими племенами.

Согласно историческим хроникам во втором веке нашей эры роксаланы вдруг резко усилились и заняли в Причерноморье господствующее положение, вытеснив языгов и распространяя свое влияние на Крым.

Становлению Роксоланского государства во II веке, по археологическим данным соответствует возникновение Черняховской археологической культуры (II–IV вв.) – пёстрому образованию от низовьев р.Дунай до низовьев р.Днепр, от Карпатских гор до днепровского правобережья, местами до р.Северный Донец и от верховьев Днепра до северного побережья Чёрного моря.

Большинство историков (Б.А.Рыбаков, В.В.Седов и др.) считают, что состав этой культуры был полиэтничный (предки славян — венеты и анты, балты, сарматы, даки, геты, фракийцы, поздние скифы, готы и гепиды). Среди археологических находок преобладают элементы Пшеворской культуры (те самые мигранты земледельцы и скотоводы) и сарматской. О многоэтничности Черняховской культуры свидетельствуют локальное разнообразие в домостроительстве, керамике и погребальных обрядах её носителей. Возможно, всех представителей культуры объединял язык – предположительно славянский. Например, Б.А.Рыбаков считал, что Черняховскую культуру следовало бы скорее относить к ранней древнеславянской.

Дата расцвета Черняховской культуры точно совпадает с трояновыми веками, о которых говорится в «Слове о полку Игореве». «Боян, согласно «Слову о полку Игореве», воспевал... далекие «траяновы века». Траяновы века у Бояна – это почти три столетия мира и благоденствия в жизни славянских племен... Именно в века траяновы и складывались предпосылки к образованию Русского государства...».

Сам Троян (Траян) – это, по мнению Рыбакова, божество древних славян. Развивая эту мысль можно предположить, что с учётом распространенных у славян многоликих божеств (например, Свентовит на острове Руян) Троян – это триглав, т.е. бог о трёх головах.

Роксолан – степняков–кочевников к родоначальникам Черняховской культуры отнести никак нельзя, т.к. последние жили в зоне лесостепи и занимались земледелием. Обряд погребения роксолан соответствует обычаям погребения племен Зарубинецкой культуры, которые своих покойников погребали в земле. В Черняховской же культуре наряду с трупоположениями (захоронениями в земле) появляется и трупосожжение (кремация) – характерная впоследствии для русов. Но одновременное усиление роксолан и их параллельное развитие с Черняховской культурой, заставляет предположить об их союзнических отношениях.