Найти в Дзене
Председатель СНТ

Киевляне — образованное и ремесленно-торговое население, с духовным центром в Киево-Печерской лавре

Киевляне —  образованное и ремесленно-торговое население, с духовным центром в Киево-Печерской лавре.

Запорожские казаки: военные маргиналы и анархисты

Казаки — выходцы из беглых крестьян, низов, мелкой шляхты — вольное сословие на границе мира и степи.

Как писал Исаак Масса, когда описывал тех, кто привел Лжедмитрия в Москву:

Эти казаки различных племен (is een soorte von alderley natie), из Московии, Татарии, Турции, Польши, Литвы, Корелии (Corelen) и Неметчины, по большей части московиты и говорят по большей части по-московски, но сверх того между собой они употребляют особый язык (bysonder gemaeckte spraecke), который они называют "отверница" (Otvernitza), и это народ - по большей части бежавшие от своих господ холопы (lyfeygene knechten), плуты, и воры, и различные бездельники (boeven), и поселяются они главным образом в татарских степях, близ реки Волги, также неподалеку от Дона (Donauwe) и Борисфена [Днепра] и переходят с место на место и строго соблюдают между собою справедливость и добрый порядок, сами избирают себе начальников, коим беспрекословно повинуются, и называют их атаманами (Ottomanni) по народу, от которого происходят турки, как о том можно прочесть в истории их происхождения. Эти казаки служат за деньги почти всем государям, которые их призывают, а также и без денег, ради одного грабежа.

В основном Московиты. Живут вне контроля государства — в Запорожской Сечи, по законам братства, с выборной властью и жесткой дисциплиной.

Занятно что, украинские президенты клянуться на Пересопницком Евангелие датируемую 1556 -1661 она написана на староукраинском языке. А Масса пишет про Арго язык "Отвертница" который организовали казаки, в тот же период. Очень похож на украинский.

Казаки презирали "панскую" культуру, не любили ни поляков, ни городских "мудрецов".

Они не считали киевлян своими — и наоборот: многие киевские мещане презирали казаков за грубость и безбожность.

Удивительно как их скрепили вместе.

Уже после Хмельниччины (1648) начинается сборка "украинского мифа", где казаки — воины свободы, а киевляне — хранители веры и культуры.

В XIX веке, особенно у народников и потом у советских историков, создаётся образ единого "украинского народа", где казаки и горожане — одна сила против "польских угнетателей".

На деле же — между ними были жёсткие конфликты, особенно в периоды восстаний, когда казаки грабили города, включая Киев.

Председатель СНТ