Найти в Дзене
Стив Май

Знания или навыки?

Продолжаю серию статей о "демонической педагогике". В прошлых статьях я описал проблему и предложил непривычный многим взгляд на образование. Название указывает на аналогию обучения со сказочным шаблоном "демонического договора", который заключают герой и какая-нибудь демоническая сущность (не обязательно демон, это может быть дракон в восточной мифологии или джинн в азиатской, а то и наша Баба Яга). Смысл демонической педагогики в трёх особенностях. Первое: герой (в нашем случае - ученик) не знает, что его ждёт, и для чего он делает всё, что делает. Второе: явные цели и деяния сильно расходятся со скрытым смыслом и достижениями (манипуляция). И третье: в конце герой получает совсем не то, что хотел изначально, а то, что ему реально надо. Ну то есть "праведный обман". Следуя принципам демонической педагогики, учитель заставляет ученика учиться даже против воли. Как и в сказках, демоническая педагогика должна провоцировать ученика на действия, которые будут приближать его перерожд
Оглавление

Продолжаю серию статей о "демонической педагогике".

В прошлых статьях я описал проблему и предложил непривычный многим взгляд на образование.

Кратко о демонической педагогике

Демоническая педагогика | Стив Май | Дзен

Название указывает на аналогию обучения со сказочным шаблоном "демонического договора", который заключают герой и какая-нибудь демоническая сущность (не обязательно демон, это может быть дракон в восточной мифологии или джинн в азиатской, а то и наша Баба Яга).

Смысл демонической педагогики в трёх особенностях. Первое: герой (в нашем случае - ученик) не знает, что его ждёт, и для чего он делает всё, что делает. Второе: явные цели и деяния сильно расходятся со скрытым смыслом и достижениями (манипуляция). И третье: в конце герой получает совсем не то, что хотел изначально, а то, что ему реально надо.

Ну то есть "праведный обман". Следуя принципам демонической педагогики, учитель заставляет ученика учиться даже против воли.

Действия и навыки

Как и в сказках, демоническая педагогика должна провоцировать ученика на действия, которые будут приближать его перерождение. Однако в отличие от обычной педагогики, демоническая не предоставляет алгоритм. Было бы смешно, если бы, скажем, Жар-Птица сама показала, как надо себя ловить.

Знания, особенно, алгоритмы и прочие "как`и" должны быть максимально скрыты от ученика. Возможно, какие-то вещи вообще останутся за кадром.

Герой/ученик сам должен разработать наиболее близкий ему (его стилю мышления) алгоритм.

То есть, основным результатом демонической педагогики становится умение создавать действия. Навык, говоря простым языком. Я даже написал статью, в которой сказал, что для получения навыков нам годятся любые темы в учебниках.

Это великолепно, потому что современная школа как раз из навыков даёт только навык списывания (обмана), который ну никак не назвать "тем, что реально надо".

Действия и знания

Когда эта статья уже была почти готова, мне написали в комментариях:

Да, сейчас дают знания (калийные удобрения) и не развивают когнитивные способности. Но не получится ли ерунда, если развивать абстрактные когнитивные способности, но не давать конкретные знания?

Главная критика методов демонической педагогики (если не считать того, что это прямое издевательство над детьми) касается именно знаний. Да, демоническая педагогика однозначно учит действовать, выбираться из казалось бы самых безвыходных ситуаций. Но как же знания? Будь ты хоть самым ловким и умелым, а без какой-нибудь банальной таблицы умножения...

Стоп. А каким действиям, каким навыкам, каким "когнитивным способностям" мы собираемся учить детей с помощью демонической педагогики?

Добыванию знаний, анализу этих знаний и построению их моделей.

А можно ли научиться ловить Жар-птицу, не имея самой этой Жар-птицы?

Догадываетесь, к чему я клоню?

Знания И навыки

Учиться добывать и анализировать знания нужно именно что на конкретных знаниях. Учиться применять теоремы нужно на конкретных теоремах, учиться выполнять умножение без таблицы нужно на конкретных табличных умножениях!

И теперь тонкость. Используемые знания запоминаются во сто крат быстрее, чем просто зазубренные. В прямом смысле - соотношение количества минимальных повторений в этих двух подходах порядка сотен.

Сколько раз нужно найти в учебнике определение медианы треугольника, чтобы запомнить не только само определение, но и где оно лежит, и что ещё на этой странице написано?

То есть, если учитель (как демоническая сущность) подберёт нужные провокации с нужным материалом, ученик (как герой) получит не только нужные навыки, но и останется с огромным количеством полезных фактических знаний.

Осталось лишь подобрать эти самые провокации. Что, собственно, я всегда и делал в "волшебных листочках".